Конспект логопедического занятия Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Данное занятие можно использовать при работе с детьми начальных классов с диагнозом ОНР. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонетического, лексического и грамматического). У детей пополнится словарный запас, научатся обобщать понятия. На занятии используются различные формы и методы работы, такие, как практический, анализ и обобщение, использована наглядность: карточки,  предметные картинки. Предложенные виды работ способствуют развитию активной речи и фонематического слуха, формируют у детей мышление, развивают внимание и память. Эффективность усвоения данного материала зависит от количества проведённых занятий. Упражнения могут использовать не только логопеды, но и учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_ch-shch.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Данное занятие можно использовать при работе с детьми начальных классов с диагнозом ОНР. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонетического, лексического и грамматического). У детей пополнится словарный запас, научатся обобщать понятия. На занятии используются различные формы и методы работы, такие, как практический, анализ и обобщение, использована наглядность: карточки,  предметные картинки. Предложенные виды работ способствуют развитию активной речи и фонематического слуха, формируют у детей мышление, развивают внимание и память. Эффективность усвоения данного материала зависит от количества проведённых занятий. Упражнения могут использовать не только логопеды, но и учителя начальных классов.

Тема: Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.

Цель:

1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Ч]-[Ш];

2.Развитие навыков  фонематического анализа и синтеза слов со звуками [Ч]-[Ш];

3. Уточнение и расширение словаря

4. Развитие навыка слогового анализа;

ОБОРУДОВАНИЕ: фишки (красные, зелёные, синие), мяч, карточка с заданием, ручка, тетрадь, мяч, разрезная азбука, предметные картинки (шарик, чайник), цифры от 1-9.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Рассмотрите картинки и скажите, с какого звука начинаются названия картинок (чайник, шарик) – [Ч],[Ш].

Сегодня на уроке с какими звуками и буквами мы будем работать?

-   [Ч], [Ш]. с буквами Ч. Ш.

- дайте характеристику звукам  [Ч],[Ш].

- [Ч] – согласный, мягкий, глухой.

- [Ш] – согласный, твёрдый, звонкий, парный.

2. Повторите за мной чистоговорки

Ча-ча-ча  - вот с арбузами бахча.        

Чи-чи-чи – гнёзда вьют весной грачи.

Че-че-че – говорим мы о враче.          

Чу-чу-чу – я пятёрку получу.

Ши-ши- ши – шалят наши малыши.   

Ша-ша-ша – наша Маша хороша             

Щу-щу-щу ботинки я чищу.

Шу-шу-шу – Шуре я письмо пишу.         

Шо-шо-шо – я читаю хорошо..

3. Игра: «один - много» (мяч)

мышь – мыши, шалаш – шалаши, малыш – малыши, машина – машины, шар – шары, шишка – шишки, кошка – кошки,  шашка – шашки.

4. Скажи о предметах в уменьшительной ласкательной форме. (мяч)

Шкаф – шкафчик           

булка – булочка        

стул – стульчик

Стакан – стаканчик        

диван – диванчик      

ложка – ложечка

Окно – окошечко            

горшок – горшочек.

5. Звуко – буквенный анализ слов. (Фишки)

каша, мяч, шаг,  шарф, туча, шар, дача.

6. Повторите на слух «слова – друзья» тройками:

шум – шуба – шутка           

шина – шило – машина

тишь – мышь – спишь       

шьёшь – пьёшь – идёшь

каша – наша – ваша             

кошка – мошка – окошко

7. Определи место звука в слове.

Чай, чек, мяч, жучок, волчонок, кочан, вечер, бич, ткач, грач, калач, ключ.

Шаг, шар, шорты, машина, башня, горошек, наш, ландыш, малыш.

8. Запиши слова в два  столбика: в первый со звуком [Ч], во второй [Ш],

Чай, шаг, шар, чек,  каша, мяч, жучок, груша,  кочан,  шум, шуба, вечер, бич, ткач,  шутка, грач,   мыши, уши, калач,  галоши, ключ.

9. Измени слова по образцу.

Образец: мужик – мужичок

Черпак – черпачок       

Знак – значок

Червяк – червячок        

Чеснок - чесночок

 Вечер – вечерок          

Жук – жучок

10. Деление слов на слоги (прохлопай слова, и покажи ту цифру, сколько слогов в слове)

Чай, чек, черепаха, черёмуха, туча, дача, шаг, каша, ваша, шина, мышонок, порошок, шалаши.

11. Пословицы и поговорки. (Объясните значение пословицы)

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Шила в мешке не утаишь.

12. Отгадай загадку..

1. Лёгкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь.

На верёвочке висит, зазеваюсь улетит.

 

2.  Я с полями, с козырьком, с лентой алой и цветком.

Защищаю голову от солнца и от холода.

 

3. Рисовал я на бумаге ручейки, леса, овраги.

Оттого, что рисовал, я поменьше ростом стал.

(Шар,  шляпа, карандаш)

13. Сколько в слове букв покажи цифру:

Шаг, шапка, шакал, шарф, шалун, каша, крыша, мышонок, гребешок.

Чудо, чек, чугун, мяч, бич, печка,  чепчик, чудак, дача, грач.

14. Вставь в слова пропущенные буквы [Ч]-[Ш]   прочти,  Спеши слова.

…ервяк,  …аг, …апка, мя…ик, …итать, …акал, …арф, …ижик, …алун, ка…а,  пла…,   кры…а, мы…онок,  …ек, …ина,  …ай,  …ло,   у…и,  …удо, ..ум, гало…и,  …уба, …утка, гребе…ок.

15. Выложи из разрезной азбуки слова.

ткач, шапка,  речка, мыши, мешок, шуба,  бочка.

16. Обведение шаблонных предметов, штриховка предметов.

Чайника, шарика, шапка, калач, галоши.

17. Итог урока:

Скажите, с какими звуками мы сегодня работали?

Какое упражнение вызвало у вас затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически сходных согласных т-п в слогах и словах"

Логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....

Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков [б]-[б,],[п]-[п,] в слогах, словах.

Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б - Б' - П - П'; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и ...

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация [ц]-[ч] в словах, предложениях, тексте".

Задания урока могут быть использованы для профилактики и коррекции артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Представленные упражнения направле...