Конспект логопедического занятия :Дифференциация согласных звуков [В]-[В′] –[Ф]-[Ф′] в слогах, словах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Мамонтова Людмила Николаевна

Логопедическое занятие на различение согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dif._v-f_moy.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект логопедического занятия  во 2 классе

Тема: Дифференциация согласных звуков  [В]-[В′] –[Ф]-[Ф′] в слогах, словах.

Цель: :   тренировать учащихся в различении согласных звуков В-В  – Ф-Ф в устной и письменной речи в слогах, словах ; обозначать указанные звуки  на письме соответствующими буквами.

Задачи:  

Коррекционные:   уточнить и закрепить артикуляционный уклад звуков и их акустические характеристики; совершенствовать  навыки  звукобуквенного и слогового  анализа и синтеза, развивать взаимосвязи мозговых комиссур.

Образовательные:  уточнять и обогащать  словарь; развивать речемыслительную деятельность детей,

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, развивать навыки самооценки деятельности.

Оборудование: предметные картинки,зеркала,  прописные буквы В, Ф; раздаточный индивидуальный материал:  карточки с заданиями, символы звуков: наушники и колокольчик, карточки с буквами, су-джок-пружинки.

Ход занятия.

Организационный момент.

 Сядет, тот чьё полное имя начинается с гласной первого ряда. Сядет тот, чьё полное имя начинается с твердого согласного звука. Сядет тот, чьё полное имя начинается с гласной второго ряда.

Основная часть.

  1.   Актуализация темы. Отгадайте загадки.

Без разгона ввысь взлетает.                          

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш российский...(вертолет).

Как зовут меня , скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…(василек).

Днем спит, ночью летает, мышей пугает

Днём сидит, как слепой,

Только вечер — за разбой.

Ловит по лесу мышей,

Сероухих малышей. (Филин)

 (филин).

Весь день стоит на улице,

Прохожими любуется.

     А  служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не гаснет до зари

Желтый глаз в ночи. (Фонарь)

-  Назовите первые звуки в этих словах. Это гласные или согласные звуки? (согласные).

- Давайте сравним произношение звуков [В, В] и  [Ф, Ф’].  В чем сходство и различие при произношении этих звуков? Берем зеркала и посмотрим как образуются звуки. произнесем  звуки[ В]- [В]. Произносим звуки Ф-Ф. Определим с помощью руки-  звуки В-В  звонкие или глухие?  При произнесении звука В голосовые связки вибрируют, образуют голос.  При произнесении Ф голосовые связки не вибрируют, голос не образуется. Какой символ выберем для звука Ф? (наушники)

 -  А звук Ф- звонкий или глухой? Проверяем с помощью руки.  При произнесении звука Ф голосовые связки не  вибрируют,  голос не образуется. Какой символ выберем для звука В?( колокольчик).

- Зарисуем вместе схему, чтобы запомнить образование и отличие звуков.( используем цветные карандаши).

   -  Дайте характеристику каждому звуку.( звук В –согласный, звонкий, твердый; звук В- согласный, звонкий, мягкий;  звук Ф- согласный, глухой, твердый; звук Ф- согласный, глухой, мягкий).

           - Произношение данных звуков очень похоже, поэтому необходимо учиться различать звуки  В- Ф для того, чтобы не путать буквы В и Ф на письме и при чтении. 

       Определите тему нашего занятия.

     - Открываем тетради, записываем число, тему: Различай В-Ф!

  1. Дифференциация на слух. Упражнение  «Будь внимателен». Соотнесите  звук в словах с соответствующей буквой. Обратите внимание  на прописные буквы-красавицы! (показываю образцы-прописи). И в ваших тетрадях появятся их сестрицы. Запишите нужную букву В или Ф: фиалки, ворона, флейта, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, весна,свитер,вихрь.

  1.  Игра «Наоборот». Меняем звук В на Ф и наоборот: ва-…(фа), вы-…(фы), ви-…(фи), фу-…(ву), ве-…(фе).( игра проходит с использованием су-джок-пружинок).

  1. Предлагаю картинки .Начертите слоговые схемы.(туфли, светофор)
  2. Составьте  слова из слогов, распределите в две колонки по наличию звуков В-Ф.

 фла

вель

вра

соль

раф

кон

вет

фер

тарь

фа

та

жи

клюк

флей

раль

ва

(Флакон, февраль, жираф, вельвет, вратарь, фасоль, клюква, флейта )

  1. Физкультминутка. Упражнения «Развивающая кинезиология»

  Потрудились – отдохнем,

  Встанем – глубоко вздохнем.

  Руки в стороны, вперед, плечо, пояс, локоток. Хлоп! (повторить 3 раза)

  Руки плавно опустили, всем улыбку подарили.

  1. Прочитайте  и запишите в слова пропущенные буквы В-Ф ( инд. Карт. №2 ).Речевой материал: Форточка, фыркает, ворота, футбол, конфета, клавиши, соловушка, сверток, вежливый, говорливый, фиолетовый, фестиваль,  фланелевый, водоворот, фотография.
  2. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика (инд. Карт. №23 Ефименкова).

  1. Итог занятия. Рефлексия.

- Чему вы сегодня учились на занятии? Оцените самостоятельно свою  работу на занятии и выберите лесенку (гору) успеха и нарисуйте человечка: «я старался», « я мог работать еще лучше», «я справился со всеми заданиями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически сходных согласных т-п в слогах и словах"

Логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....

Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков [б]-[б,],[п]-[п,] в слогах, словах.

Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б - Б' - П - П'; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и ...

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Конспект логопедического занятия " Артикуляция согласных [с-з],[с’-з‘]. Автоматизация в речи.Дифференциация согласных в слогах, словах."

Задачи :       1. Закрепить знания детей о звуковом составе согласных  с-з. 2. учить дифференцировать согласные С-З в слогах, словах;3. развивать навыки зв...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...