Конспект логопедического занятия " Артикуляция согласных [с-з],[с’-з‘]. Автоматизация в речи.Дифференциация согласных в слогах, словах."
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Юлия Александровна Орлова

Задачи :      

 1. Закрепить знания детей о звуковом составе согласных  с-з.

 2. учить дифференцировать согласные С-З в слогах, словах;

3. развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;

4. Расширять активный словарь учащихся, зрительное и слуховое внимание,память, логическое    мышление.        

5. воспитывать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми  ситуациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx326.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :        Артикуляция согласных [с-з],[с’-з‘]. Автоматизация в речи.           Дифференциация согласных   в слогах, словах.

( 2 класс)

Задачи :        

 1. Закрепить знания детей о звуковом составе согласных  с-з.

 2. учить дифференцировать согласные С-З в слогах, словах;

3. развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;

4. Расширять активный словарь учащихся, зрительное и слуховое внимание,память, логическое    мышление.        

5. воспитывать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми  ситуациями.  

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, магнитная доска, предметные картинки, мяч, таблица, карточки со слогами, словами и предложениями, задания на карточках, речевой материал ( загадки, чистоговорки), .

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

      Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай с-з».

       Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.    

       Зарядка для пальцев и кистей рук.

V.   Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:

I.        Оргмомент.

 – Здравствуйте, ребята! Начнём сегодняшнее занятие с хорошего настроения, чтобы оно прошло успешно, улыбнёмся друг с другу. С хорошим настроением мы свами отправляемся в лес. (звуки леса). И на пути нам встречаются , ребята,  отгадаете кто.

Загадки:

1) Зверь ушастый, зимой белый,

    А весною снежно-серой.

    Я его не испугалась,

   Целый час на ним гонялась.

   (Заяц)

  2) Хвост пушистый бережёт

    И зверюшек  стережёт:

    Знают, рыжую в лесу –

    Очень хитрую…. (лису)

II. Речевая зарядка.

      Повторение пройденной темы.

      -Так,кого мы с вами встретили? (заяца, лису)

      -Ребята, скажите как их можно назвать одним словом. (животные)

      - Какие животные?(дикие)

     - Почему вы считаете, что они дикие?(живут в лесу)

     - Давайте произнесём ещё раз слово  заяц.

      - Скажите ,с какой согласной начинается слово заяц? (з).

- А теперь повторите за мной хором.

   За-за–за- заяц выпучил глаза..

-Ребята, а теперь произнесём нашего второго животного? (лиса)

- Какая  согласная стоит в середине слова ? (с)

- Повторите за мной

  са-са-са –а за ним хитрая лиса.

С-З- парные звонкие и глухие согласные, которые мы сегодня на уроке будем учиться различать в слогах, словах.

III. Артикуляционные упражнения.

  1. улыбка

  2. лопаточка

  3. «Наказать непослушный язычок»

  4. «Чищу зубы»

  5. «Язык-силач»

  6. «Качели»

IV. Закрепление темы: « Различай с-з».

       Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

- А сейчас открываем рабочие тетради и записываем сегодняшнее число.

   Артикуляция звуков [с-з].

- Ребята, давайте произнесём согласные с-з перед зеркалом, и скажем в каком положении губы и язык.

       - Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга согласные  с-з. В этом вам поможет вот эта таблица ( на магнитную доску  вывешивается таблица):

С {c,c’}

глухой

(Без голоса)

З[з,з‘]

звонкий

(при помощи голоса)

       - Сколько звуков в согласной букве  - с- ? –з-? (по два звука[c,с’], [з,з‘])

       - Как произносится согласный с ?,з? (без голоса, при помощи голоса).

- Хорошо, ребята. А теперь дайте характеристику каждому звуку.

[З] –согласный звук, звонкий, твердый и мягкий.

 [С]– согласный, глухой, твердый и мягкий.

 - Как же выглядят эти звуки? Работа на листочках с наложенными друг на друга буквами. - Обведите буквы, которые соответствуют данным звукам.

V.Гимнастика для глаз.

- Посмотрите только глазами вправо, влево, вверх, вниз; нарисуйте глазами буквы.

VI. Первичное закрепление.

 Упражнение на дыхание. (вместе с Зайцем и Лисой)

- Сели прямо, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись, правая рука на животе. Вдохнули, на выдохе произносим слоги: СА-со-су-сы;

- А теперь постепенно повышая голос: зо-зу-зы--за;

- Постепенно снижая голос: СА-зо-сы-зу.

VII. Игра с мячом.

      - А сейчас Лиса и Заяц  хотят посмотреть, как вы умеете различать звонкие и глухие согласные С-З .

-Я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог со звонкой  согласной З, а  вы должны назвать слог с глухой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ЗА-СА.

Слоги: ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЯ, ЗЕ, ЗЮ.

( учитель – логопед с детьми играют).

           - Молодцы, ребята.

 - Скажите, с какой согласной были слоги, которые называла я? ( с согласной з). Почему вы так считаете? (потому что согласныепри помощи голоса).

 - С какой согласной были слоги, которые называли вы? Почему?  (-С-,

произносится без голоса).

       2.) Игра «Составь слово»

          -Лиса и Заяц принесли нам дары леса и среди них есть слоги. Животные  хотят , чтобы вы из слогов составили слова. Одни слоги есть на доске, а другие вы будете доставать из корзинки и составлять слова. Итак, из данных слогов  мы с вами составляем слова.(у доски ученики собирают слова)

В корзине : СА, ЗА, СЫ, ЗА, СЫ, ЗУ. На доске:

ЛИ…

ГЛА..

У…

НО…

…ЯЦ

…БЫ

- Давайте, прочитаем какие слова у нас получились.

Слова:  ЛИСА, ГЛАЗА, УСЫ, НОСЫ, ЗАЯЦ, ЗУБЫ.

-А теперь, ребята, распределите эти слова  на 2 столбика, в первый столбик слова с согласной -С -, а второй –З-.

С                        З

лиса                  глаза

                                                        усы                    заяц

носы                  зубы

_ Проверим у всех ли так и произнесём, записанные слова в первый и во второй столбики.

- Ребята, обратите внимание, в какую группу можно объединить слова: усы, носы, зубы усы? (части тела)

3) Ребята, Заяцу и Лисе очень нравится, как вы справляетесь со всеми заданиями. Они просятвас, чтобы вы о них состаили предложения.

- Ребята составьте предложение со словами заяц и лиса.

-Кто к нам приходил на занятие?

IV.  Подведение итогов занятия.

– Ребята, какие согласные мы сегодня различали ?

  -Чем различаются эти звуки? Дайте характеристику этим звукам.

  - Молодцы, ребята, Вы хорошо работали сегодня, и нашим животным очень понравилось.  На этом наше занятие окончено.

СА                                                                     ЛИ

ЗА                                                                    ГЛА

СЫ                                                                   У

ЗА                                                                    НО

СЫ                                                                   ЯЦ

ЗУ                                                                    БЫ

http://zverki.org/wp-content/uploads/2010/08/28102750.jpg

http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4685004

                а

  с            о

                у

               ы

               а

  ш          о

               у

               ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."

В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...

Конспект логопедического занятия «Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных о – ё в слогах, словах»

Цель: Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными.  Фонетический разбор слов с характеристикой звукового составаЗадачи:Закреп...

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложениях

Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложенияхЦель: Учить дифференцировать звуки  и буквы [к] – [т] в слогах, словах, предложениях.Оборудование:Раздаточны...

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "

В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...