Главные вкладки

    План-конспект урока логопедии (3 класс) по теме:
    Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

     Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешествие"Ищем сокровища". на занятии используются как традиционные, так и нетрадиционые компьютерные технологии (пескотерапия, водотерапия. сказкотерапия и т.д.) 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rozova_yu.e._differenciaciya_p-t_konspekt_zanyatiya.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Розова Юлия Евгеньевна,

    учитель-логопед ГОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

    Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

    3 класс

    Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т

                                             в словах, предложениях, тексте.

    Лексическая тема: Игра – путешествие «Ищем сокровища».

    Грамматическая тема: Имя существительное.

    Цель: Дифференциация рукописных букв п – т  на письме.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Учить различать звуки [п – т], буквы п – т  на письме.

    - Автоматизировать графокинетический образ букв  п – т  на материале слов, предложений и  текста.

    - Учить определять род  имен существительных.

    Коррекционные:

    - Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.

    - Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

    - Развитие фонематического анализа и синтеза.

    - Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Поиски пиратских сокровищ ».

    - Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

    - Развитие общей и мелкой моторики рук.

    - Развитие навыка самоконтроля.

    Воспитательные:  

    - Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

    - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

    - Прививать любовь к путешествиям.

    Оборудование: магнитная доска,   памятка условного обозначения букв п - т, контейнеры для индивидуальной работы с песком,  карточки с ребусами и пиктограммами, изографами (слова:   мост,    остров,  пистолет, песок, пальма, парус, канат), таблицы для составлений предложений,   парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово «знания», светильник «Пламя»,  массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты), предметные и сюжетные картинки по лексической теме урока.

    Содержание занятия

    Примечания

    I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

    1.Развитие зрительно-пространственных  представлений и ориентировки.

    Логопед дает указание учащимся:

    -  Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис,  а Алина сидела рядом с Сашей.

    2.Сообщение логопедической темы.

     - Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось?

     

    О Ё  В Б С И Т О С Р Н Л О ТО  В      

    П Т И О Р Л А Д Т             П Р О Л П К У  Л ГА А В Й

    - Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища.

    - Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей. Но Попугай помнит эту тайну и готов с вами поделиться. Вы готовы на время стать настоящими пиратами?

    -Тогда в путь. А помогут нам попугаи-пираты. (Появляется пиратский корабль с фигурками попугаев-пиратов.)

      - Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Вот вам первое задание.

    3.Уточнение связи звука и буквы.

    -  Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ.

    - Дайте характеристику звуку |п,|. Какая строчная буква обозначает этот звук?

    -Дайте характеристику звуку |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук?

    - Какие буквы сегодня будем различать?

    - Запишите  тему урока. (Число записано заранее)

     

    А). Зрительный гнозис букв.  

     

    1.  Сравнение букв п - т по начертанию.

    А) Из каких элементов состоит каждая буква?

    Б) Какие элементы одинаковые?

    В) Каким элементом отличаются?

     

    1. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
    2. Написание букв на песке. Игра «Кто самый внимательный?»
    3. Обвести буквы по контуру. «Корабль на волнах».
    4. Условное обозначение букв.  

     

     - Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты.

     

    II. Основная часть.

    1)  Дифференциация   букв  п-т  на уровне слова.  

    -  Чтобы найти клад, нам придется постараться и  преодолеть различные препятствия.  

     

    Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат. Пиктограммы и ребусы расположены на доске, как в игре «муха», учащиеся открывают карточки по координатам учителя. Записывают их в  тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию.  Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Какое слово здесь лишнее?

                                                                           

    - Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты.

    3)  Динамическая пауза.  

    ( Может выполняться на массажных ковриках.)

      Игра «Море волнуется».

    Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу: «Морская фигура  на месте замри!»   они должны максимально точно показать: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху.

    4)  Зрительная гимнастика.

    - Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты, якорь на том канате, на котором нет узла.

    5)  Дифференциация   букв  п-т  на уровне предложения.  

     - Когда то давно  после такого шторма   произошло  кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр.

    - Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета.

    80-113л-7

    - Верно. В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания.

    Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением.

    (Дифференцированное  по сложности задание)

    А) Составить предложение, распутав паутинку.

    Пиратская                                             остров

     плывет                        на                      шхуна

     

    Б)  Составить  предложение по координатам слов.

    В-1 ;  А-2 ;   А-3 ;  Б-4 ; В-2

    1

    2

    3

    4

    А

    По

                    острове

    старая

    после

    Б

    топор

    нашем

    Перед

    пальма

    В

    На

    растет

    канат

    три

     

    В)  Составить  предложение по подсказке-цвету.

    Под

    яхта

    письмо

    волны

    остров

    пальмой

                    из

    написал

    пальмой

    пират

    пират

    пальма

    Г)   Составить   предложение по подсказке-рисунку.

    Пират

    Погода

    встречает

    золото

    то

    синий

    ветер

    письмо

    передал

    Попугай

    Горит

    море

    - Подчеркните в предложениях главные члены*.

    - Вы получаете третью часть карты.

    6) Дифференциация   букв  п-т  на уровне текста.  

     - Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст.  Попугай вспомнил подсказку.

    (подсказка)

    - Вы догадались, в каком порядке следуют предложения?

    -У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д.

    А)    Пиратский корабль на остров плывет.

    Б)    На острове старая пальма растет.

    В)   Под пальмой письмо пират написал.

    Г)   Пират попугай то письмо передал.

    - Попугай передает нам письмо Старого пирата. Но пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их.

    Плывипе  на спров.  Под тальмой разведите  коспёр.

    Опложите от тальмы при камня по спрелке костра.

     

    - Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад.

    7) Развитие высших психических функций.

    Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте.

    Зажигается светильник «Пламя» (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки.  

    Поиски клада.

    - Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – «Морской бой». Сыграем.

    (рисунок по клеточкам «ключ»

    - Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу?

    (пират, сугндук, нож, картинки)

    - Наш сундук первый. А в нем монеты.

    - Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось?

    III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

    Организованное окончание урока.

     - Правильно. На  любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту.

    - Что нового вы узнали сегодня на занятии?

    - Какие звуки и буквы мы сравнивали?

    -Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И  вы получаете  удостоверение настоящего пирата.

     

    Учащиеся садятся на свои места в указанном порядке.

     

    Учащиеся  выделяют буквы определенного цвета   и читают:

    - Остров.

    - Пират Попугай.

    - Да.

    - Это звуки |п,| и |т|.

    -|п,| - согласный, мягкий, глухой.

    - Буква п.

    -|т| - согласный, мягкий, глухой.

    - Буква т.

    - Строчные буквы п - т.

    Проводят сравнительный анализ букв.

    - Все слова – имена существительные, они обозначают предметы, отвечают на вопрос «что?»

    - Лишнее слово «пальма» - это существительное женского рода.

    - Нам нужен правый канат.

    - Это бутылка.

    Расшифровывают и записывают предложения.

    Составляют послание.

    Исправляют ошибки.

    -Знания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

    Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

    Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."

    Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

    Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация оптически схожих строчных букв п-т в словах, предложениях, тексте. (Бинарное занятие)"

    Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии смешиваемых на письме оптически и кинетически сходных строчных букв п-т. Задания предполагают развите внимания к элементам смешиваемых бук...