Конспект логопедического занятия "Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е-З в словах, словосочетаниях"
план-конспект урока логопедии (3 класс) по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.docx332.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии

3  класс

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е  – З 

                                          в словах, словосочетаниях.

 Лексическая тема:  Путешествие.        

 Грамматическая тема: Правописание имён собственных. Род имён существительных.

 Цель: Дифференциация заглавных рукописных  букв Е – З на письме.

 Задачи:  Образовательные:

                 - Учить различать буквы Е  – З на письме.

                 - Научить конструировать буквы  Е, З.

              - Закреплять знания учащихся о правописании имён собственных,

                тренировать в определении рода имён существительных.

               

                 Коррекционные:

                 - Развивать пространственные и зрительно-пространственные представления,

                    зрительное восприятие.

                 - Научить дифференцировать понятия «правый» - «левый».

                 - Закрепить навыки ориентировки в схеме тела.

                 - Развитие конструктивной деятельности.

                 - Развитие фонематического анализа и синтеза.

                 - Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Путешествие».

                 - Развитие умения составлять словосочетания.

                 - Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

                 - Развитие общей и мелкой моторики рук.

             

                  Воспитательные:

                  - Развитие навыка самоконтроля.

                  - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

                  - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Магнитная доска, игра - карта «Сказочная страна» (на доске),  

                            демонстрационные картинки с изображением героев занятия (Емеля, Змей

                            Горыныч, Елена Премудрая, Златовласка, королевич Елисей, Знайка, Золушка,

                            Зло), цветик - семицветик, буквы Е - З (на доске), бумажные элементы букв  

                            «Е» и «З», карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с

                            зашифрованными именами, текст записки Змея Горыныча, кроссворд, таблица  

                            – гимнастика для глаз, следы с буквами, половинки рубашек со словами,

                            условные обозначения –

Содержание занятия

I. Организационный момент. Приветствие.

 

  1. Развитие фонематического анализа, синтеза.

 На рабочих местах учащихся разложены карточки – ребусы с зашифрованными именами.

- Здравствуйте! Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.

Задание: Запомнить первые буквы названий предметов, изображенных на карточке. Какие получились имена?

  2. Сообщение логопедической темы.

- Сегодня я по почте получила ….    Отгадайте, что это?

- Сначала З, потом А, потом ПЬ, потом И, потом С, потом К, потом А.

(У каждого ученика – текст записки:

    Еахватил   Злену Премудрую.

                                               Емей Горыныч.

                                       

- Прочитайте её и определите, какие ошибки допустил Змей Горыныч?

- Ребята, давайте разберёмся, почему Змей Горыныч перепутал буквы Е – З и попробуем освободить Елену Премудрую.

(На доску выставляются буквы Е – З).

- Запишите тему занятия в тетрадь.

II. Основная часть.

1. Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).

- Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок.

- Мы отправляемся …

(На доске:

                         Е

ПУ                                                      ТЕ

                     

ШЕСТ        

                                                  ВИ    

- Закройте глаза. 1,2,3,4,5. Откройте глаза. Мы попали в Сказочную страну.

(На доске – карта Сказочной страны).

- В этом путешествии нам поможет цветик – семицветик. На его лепестках загаданы имена наших помощников. Назовите цвета лепестков.

(В руках логопеда – цветик–семицветик).

- Белый лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с согласной В.

На обратной стороне лепестка – задание.

- Прочитай и отгадай загадку.

     «Вымолвил словечко –

   Покатилась печка,

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю».

(Выставляется изображение Емели).

2. Уточнение связи звука и буквы.

1. Сравнение букв занятия Е – З по начертанию.

- Буквы Е – З имеют сходство и различия в начертании. Вместе с Емелей попробуем разобраться в этом вопросе.

- В чем сходство?

 (У букв Е и З элементы –  полуовалы).

- В чём различие?

(У буквы Е правые полуовалы, у З – левые полуовалы).

2. Соотнесение букв с соответствующими звуками.

-Емеля просит дать характеристику звукам.

(Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам).

                                                                                      СОГЛАСНЫЙ

                        БЕЗУДАРНЫЙ                                                   ТВЁРДЫЙ                                                            

                                                                               МЯГКИЙ

               УДАРНЫЙ                                                                              

                                                                                          ЗВОНКИЙ

                                              Е                      З                                                                                                                                         

                                                                         

ГЛАСНЫЙ                                                                                                  ГЛУХОЙ

3. Выбор символов для обозначения.

- Емеля пришёл не с пустыми руками, со стрелками (красная, чёрная).

- Как вы думаете, для чего?

(Стрелки выставляются под буквами Е – З).

4. Произнесение и письмо букв  в воздухе ручкой.

5. Конструирование букв.

 А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы.

 

     - Какие элементы нужны для букв Е и З ?

В тетрадях учащихся и на магнитной доске – таблица:

- Определить род  слова «Емеля».

- Записать слово «Емеля»  в соответствующий столбик.

3. Дифференциация букв занятия изолированно.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Золотой лепесток сорвёт тот, в имени которого между Ю и Я находится Л.

На обратной стороне лепестка – задание.

- Назвать имя сказочного героя – девушка с золотыми волосами.

(Выставляется изображение Златовласки).

- Златовласка предлагает задание: Посмотрите на стрелочки в таблице. Раскрасьте их соответствующими цветами. Напишите над каждой стрелкой соответствующую букву.

- Каких стрелок больше?

- Правильно, двигаемся дальше по карте направо.

- Определить род  слова «Златовласка».

- Записать слово «Златовласка»  в соответствующий столбик.

4. Гимнастика для глаз.

- Подул мощный ветер. Он рисует в воздухе загадочные фигуры.

(Логопед показывает, учащиеся повторяют движения).

                                                

- На что похожи эти фигуры?

5. Развитие логического мышления.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Оранжевый лепесток сорвёт тот, в имени которого после Л стоит Ё.

1) Грамматическая арифметика.

На обратной стороне лепестка – задание: Реши грамматический пример, и ты узнаешь имя следующего сказочного героя.

На доске – запись примера:

ЗНАК – К + Й + КА =

(Выставляется изображение Знайки).

2) Кроссворд.

- Отгадайте слова кроссворда и узнаете, что изучает Знайка.

На доске – кроссворд:

1. Огромные раскалённые газовые шары, находящиеся на небе.

2. Название страны, в которой находятся гробницы фараонов.

3. Загадка: По земле ползёт, а к себе не подпускает.

4. Загадка: Что летом и зимой в рубашке одной?

5. Загадка: На гору бегом, а с горы кувырком.

6. Название планеты.

(ОТВЕТЫ: Звёзды, Египет, Змея, Ель, Заяц, Земля).

- Определить род  слова «Знайка».

- Записать слово «Знайка»  в соответствующий столбик.

6. Динамическая пауза. Развитие общей моторики. Закрепление пространственных представлений: правый, левый.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Желтый лепесток сорвёт тот, имя которого заканчивается на согласный звук.

На обратной стороне лепестка – задание: Подчеркните лишнюю букву. Сложите слово из букв и узнаете имя следующего сказочного героя.

З  С  Т  Ш

                                          р  Л  ч   к

                                          Д  В  О  П

(Выставляется изображение Зло).

- Зло очень вредное и укажет нам дальнейший путь после игры «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу».

- Определить род  слова «Зло».

- Записать слово «Зло»  в соответствующий столбик.

7. Дифференциация букв занятия на уровне слова. Закрепление правописания слов, обозначающих имена собственные.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Голубой лепесток сорвёт тот, имя которого состоит из 3-х букв.

На обратной стороне лепестка – задание: С помощью ключа прочитать имя сказочного героя.

Е

П

Ф

Л

У

Й

И

С

Е

 

Х

 Х

 Х

 Х

 Х

 Х

(Выставляется изображение королевича Елисея).

- Елисей записал имена своих друзей. Вставьте буквы Е – З в слова.

Указать направления написания букв. Найдите имена, которые отличаются одной буквой (в зависимости от рода).

__катерина

__вгения

__лата

__ахар

__ва

__инаида

__лена

__фим

__вгений

- Как пишутся имена собственные?

- Определить род  слова «Елисей».

- Записать слово «Елисей»  в соответствующий столбик.

- Елисей просит передать волшебный букет цветов Елене Премудрой, который поможет освободить её из лап коварного Змея Горыныча.

8. Развитие высших психических процессов.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Зелёный лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с первой буквы алфавита.

На обратной стороне лепестка – задание: Определите направление пути.

9. Развитие умения составлять словосочетания.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Красный лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с буквы, относящейся к нашей теме занятия.

На обратной стороне лепестка – задание: С помощью следов отгадать  имя сказочного героя.

                            

- Переставить следы с буквами, прочитать имя сказочного героя.

(Выставляется изображение Золушки).

- Определить род  слова «Золушка».

- Записать слово «Золушка»  в соответствующий столбик.

- Золушка приготовила нам волшебные рубашки, которые помогут нам справиться с сильным Змеем Горынычем.

- Собрать половинки рубашек и прочитать словосочетания. Вставить пропущенные буквы.

          

      

(Логопед раздаёт учащимся карточки в виде разрезанных на две половинки рубашек. Если кусочки соединены верно, то можно прочитать словосочетание).

Проверка.                                              

III. Итог занятия.

  1. - Ребята, мы подошли к пещере Змея Горыныча.

(Выставляются изображения Змея Горыныча и Елены Премудрой).

   

- Определить род  слов «Елена Премудрая», «Змей Горыныч».

- Записать слова «Елена Премудрая» и «Змей Горыныч» в соответствующие столбики.

      2) - Выполним просьбу Елисея. Передадим букет цветов Елене Премудрой и освободим её.

- Найти и раскрасить карандашом красного цвета цветок, у которого на всех лепестках написана буква Е.

- Елена Премудрая освобождена. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

      3) - Давайте, объясним Змею Горынычу, в чём была его ошибка.

          - Какие буквы сравнивали?

          - Какие элементы нужны для буквы «Е»? «З»?

          - Как пишутся слова, обозначающие имена собственные?

          - Какие три рода есть у имён существительных?

          - Как определить род имён существительных?

- Спасибо за работу!

Примерные ответы учащихся

Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места.

- Егор, Вика, Алёша, Юля.

- Записка.

- Записка: «Захватил Елену Премудрую. Змей Горыныч».

- Змей Горыныч перепутал в записке буквы Е – З.

Учащиеся записывают тему занятия в тетради:

Буквы Е – З.

Учащиеся читают слово по стрелкам – ПУТЕШЕСТВИЕ.

- Жёлтый, красный, золотой, зелёный, голубой, белый, оранжевый.

- Белый лепесток срывает Вика.

- Отгадка – Емеля.

- Буквы Е – З состоят из одинаковых элементов.

- Буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву, буква – З – влево, обозначает согласную.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Буква Е – обозначает гласный звук [э], бывает ударный, безударный.

- Буква З – обозначает согласный звук [з], звонкий, бывает твёрдый, мягкий.

 .

- Стрелки нужны для обозначения букв занятия: красная, направлена вправо – буква Е; чёрная, направлена влево – З.

Учащиеся работают с элементами букв Е – З.

Учащиеся отбирают правые полуовалы, левые полуовалы.

- Емеля – мужской род.

- Золотой лепесток срывает Юля.

- Златовласка.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Стрелок, которые направлены вправо больше,

на одну стрелку.

- Златовласка – женский род.

- Фигуры напоминают буквы

Е – З.

Учащиеся обводят глазами загадочные фигуры.

- Оранжевый лепесток срывает Алёша.

- Знайка

Учащиеся выходят к доске, вписывают слова в кроссворд, отгадывают ключевое слово – ЗЕМЛЯ.

- Знайка – мужской род.

-Желтый лепесток срывает Егор.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- 1 строка – З (1 звонкий, остальные – глухие)

- 2 строка – Л (Л – заглавная)

- 3 строка – О (О – гласный)

Учащиеся выполняют различные движения за логопедом.

- Зло – средний род.

- Голубой лепесток срывает Юля.

- Елисей.

Учащиеся вставляют буквы

Е - З, указывают направления написания букв.

- «Евгения» и «Евгений» отличаются одной буквой.

- С заглавной буквы.

- Елисей – мужской род.

- Зелёный лепесток срывает Алёша.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Красный лепесток срывает Егор.

- Золушка

- Золушка – женский род.

Задание выполняется коллективно.

- Емеля добродушный, Золушка бедная, Елисей терпеливый, Знайка любознательный, Елена Премудрая умная, Златовласка прекрасная, Змей Горыныч огнедышащий, Зло безобразное.

- Елена Премудрая – женский род.

- Змей Горыныч – мужской род.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."

Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...