Конспект логопедического занятия "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв о - а в словах, предложениях, тексте. Прогулка по Санкт-Петербургу".
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Розова Юлия Евгеньевна

ГОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

4 класс

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв о -а

                                         в словах, предложениях, тексте.

Лексическая тема: Санкт – Петербург.

Грамматическая тема: Большая буква в написании имен собственных.

Цель: Дифференциация рукописных букв о - а на письме.

Задачи:

Образовательные:

- Учить различать звуки [о – а], буквы о - а на письме.

- Совершенствовать конструктивную деятельность  путем конструирования и  реконструирования букв  о – а.

- Автоматизировать графокинетический образ букв  о – а на материале слов, предложений и  текста.

- Закреплять правописание имен собственных.

Коррекционные:

- Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.

- Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

- Развитие конструктивной деятельности.

- Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Санкт - Петербург».

- Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

- Развитие общей и мелкой моторики рук.

- Развитие навыка самоконтроля.

Воспитательные:  

- Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

- Воспитание вежливого отношения к товарищу.

- Прививать любовь к родному городу.

Оборудование: индивидуальные рабочие листы к уроку, магнитная доска, буквы-магниты, памятка условного обозначения букв о-а, проволока,  карточки с ребусами и пиктограммами (слова: собор, мост, река, канал, остров, площадь, ворота, колонна), таблицы для составлений предложений, макеты архитектурных памятников Санкт- Петербурга, план игрового поля, контейнер с песком, компас, монеты, составляющие слово «знания», массажные коврики.  

Содержание занятия

Примерные ответы учащихся

I. Организационный момент.

Развитие зрительно-пространственных  представлений и ориентировки.

Логопед дает указание учащимся:

-  Сядьте так, чтобы между Сашей и Катей сидел Алексей, а Илья сидел рядом с Катей.

II. Сообщение темы.

 - Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось?

Н О  Н А Л Э Ш С  Ц  

ГЁ  В Б О И Р О С О Н Л Д Д      

-  Назовите ударные гласные в этих словах.

- Верно. Сегодня мы отправимся на прогулку по нашему родному городу – Санкт – Петербургу, а помогать нам в этом будут буквы

 о – а.

- Запишите  тему урока. (Число записано заранее)

 

Учащиеся садятся на свои места в указанном порядке: Саша, Алексей, Катя, Илья.

 

Учащиеся  выделяют буквы определенного цвета   и читают:

- Наш город.

- а, о.

 Добро пожаловать!

 

III. Основная часть.

1) Уточнение связи звука и буквы.

А).Уточнение характеристики звуков, соотнесение звуков с буквами.  Зрительный гнозис букв.  

 

  1.  Уточнение артикуляции звуков [о] - [а] с голосом, без голоса.

 - Вспомните, как мы произносим звуки /о/ - /а/?

  1. Какая строчная буква обозначает звук [о], звук [а]?

( У логопеда в руках строчные буквы «о, а»).

- В какой руке я держу букву «о», «а»?

  1.  Сравнение букв «о - а» по начертанию.

А) Какой элемент одинаковый?

Б) Каким элементом отличаются?

В) С какой стороны у буквы «а» палочка с закруглением?

  1.   Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
  2. Написание букв на песке.
  3. Условное обозначение букв «о», «а».

 

Б). Конструирование и реконструирование букв  на фланелеграфе с помощью ниток   с уточнением их пространственного расположения на строке. 

 - Выложите буквы о-а. Какую цветом проволоку возьмем?

Игра «Кто самый внимательный?»

- Переставьте один элемент так, чтобы слева получилась буква а, справа – о.

- Сделайте так, чтобы остались одинаковые буквы. И т.д.

2)  Дифференциация   букв  о-а  на уровне слова.  

- Мы отправимся с вами не в простое путешествие, а на поиски. Что  будем искать, мы узнаем, разгадав слово. Для этого выделите общий звук в словах:

1) КОНЬ,  МАК, КРИК

2) ЛАК, ВОЛ,  ПИЛЫ

3)АИСТ, РАК, ИГЛА

4) ДОМ, ДУБ, САДЫ

Магнитные буквы выставляются учениками на доске.

- Верно. Но чтобы найти клад, нам придется постараться и  преодолеть различные препятствия и найти четыре символа нашего города. Для того, чтобы узнать, сколько их будет, определите, сколько звуков в слове клад.

  Работа с таблицей.

Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, собор, река, канал, мост, ворота, площадь, колонна. Пиктограммы и ребусы расположены на доске, как в игре «муха», учащиеся открывают карточки по координатам учителя. Записывают их в колонку «слова», выделяют ударную гласную, составляют рисунок по координатам, приведенным в таблице. На доске написаны названия, вставить пропущенную букву, прочитать, написать напротив соответствующего объекта. Уточняется правописание имен собственных.

       КА

        Л

С                Р

         Т

 О            В

                              РЕ          А                                 

    А

    НН

   ЛО

  КО

РОТА

                                       

№ п/п

НАЗВАНИЯ

СЛОВА

О

А

1

 Заячий

ОСТРОВ

1-2

1-3

2

Петропавловский

СОБОР

2-3

2-4

3

 Фонтанка

РЕКА

 3-5

3-4

4

 Обводный

КАНАЛ

3-4

4-5

5

 Банковский

МОСТ

5-1

5-6

6

Нарвские

ВОРОТА

1-7

6-7

7

Дворцовая

ПЛОЩАДЬ

7-8

7-1

8

Александровская

КОЛОННА

8-6

1-2

- Кораблик – это наша первая подсказка. Найдите на нашем игровом поле  здание, на котором находится корабль.

- Посмотрим, что под этим зданием? Мы прошли первое испытание достойно. (Кораблик находят на игровом поле(контейнер с песком, на котором расположены макеты архитектурных памятников Санкт-Петербурга).

3)  Динамическая пауза.  

Выполняется на массажных ковриках.

Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать.

Невский – раз, Зимний – два, три – красавица Нева.

А четыре – мост Дворцовый, пять – гуляю по Садовой,

Шесть –  из-за поворота вижу Нарвские ворота.

(1 стр. – ходьба на месте, 1,2,3 – поднимать и опускать руки, 4,5,6 – приседать)

 

4)  Зрительная гимнастика.

Выполнить задание по схеме.

 - Вспомните, какую достопримечательность  мы посетили последней на физминутке? Мы преодолели второе испытание. Найдите второй символ.

5)  Дифференциация   букв  о-а  на уровне предложения.  

- Исправьте ошибки в предложениях. Прочитайте, что получилось. Найдите в предложениях имена собственные, объясните их правописание.

Петроповловский собар украшоет онгел.

Прозрочной синевай встречоет нос Нево.

- Выберите предложение, которое соответствует схеме.(на доске)

                                                                          .

- Найдите на нашем игровом поле памятник, о котором идет речь. Это третий шаг к нашему кладу.

6) Дифференциация   букв  о-а  на уровне текста.  

 - Чтобы добраться до клада, нам необходимо составить текст.

А) – Составьте первое предложение по координатам слов.

1

2

3

4

А

В

МОСТ

УКРАШАЮТ

НАШЕГО

Б

ГРИФОНЫ

НАШЕМ

ИЗ

ГРОЗНЫЕ

В

БАНКОВСКИЙ

ГОРОДА

МНОГО

ТРЕХ

1.       В-1 ;  А-2 ;   А-3 ;  Б-4 ; Б-2

- Верно. Запишите это предложение.

Б)   – Составьте второе предложение по подсказке-рисунку.

ГРИФОНЫ

КУПОЛ

ВСТРЕЧАЕТ

ЗОЛОТОМ

ЗОЛОТО

СИНЕВОЙ

ПРОЗРАЧНОЙ

И

КЛАДЫ

 СТОРОЖАТ

ГОРИТ

НЕВА

В)   – Составьте третье предложение по подсказке-цвету.

В

МОСТ

МОСТА

ГРОЗНЫЕ

РАНЬШЕ

ОКОЛО

ИЗ

БАНК

БАНКОВСКИЙ

ГОРОДА

БЫЛ

ТРЕХ

- Прочитайте текст. О чем он? Кто такие грифоны?

- Найдите среди этих предложений то, в котором в первом слове семь звуков, а в последнем – пять. Оно подскажет нам, где клад.

-Где мы можем увидеть грифонов?

- Четыре препятствия мы преодолели. Но грифоны надежно охраняют клад. Кому поставлен этот памятник? Почему?

- Верно. Он поможет нам найти клад.

 -Во втором предложении подчеркните буквы о-а согласно условным обозначениям. Сколько в предложении букв а, столько шагов идти на север, сколько о, столько шагов на запад от Банковского моста.

- Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось?

IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Организованное окончание урока.

 - Правильно. На  любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Какие звуки и буквы мы сравнивали?

-Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы.

Ученики дают полную характеристику  звуков.

- Когда мы произносим /о/ - рот круглый, звук поется - это гласный. (Выставляется сигнал.) и т.д.  

- В левой – «о», в правой – «а».

-  Овал.

-Палочкой с закруглением внизу. («крючком»).

 - С правой.

Выполняют задание.

На рабочем листе:

       о - а  

 

Выполняют задание.

- Красную.   Звуки «о-а» гласные.

 

- Это слово клад.

 

- Мы согласны.

- В слове клад 4 звука, нам надо найти 4 символа.

- Остров, река, канал, собор, мост, ворота, площадь, колонна.  

   

- Корабль – словарное слово.

- Кораблик- это символ нашего города, он находится на шпиле Адмиралтейства.

-  1символ – кораблик.

- Выполняют движения.

- Нарвские ворота.  2 символ – герб города.

-  Петропавловский собор украшает ангел.

Прозрачной синевой встречает нас Нева.

- Это схема к 1 предложени

- Петропавловский собор. 3 символ – ангел.

- Банковский мост украшают грозные грифоны.

- Грифоны сторожат золото и клады.

- Раньше около моста был банк.

- Это второе предложение. Оно о грифонах.

- На Банковском мосту.  4символ – Медный всадник. Это памятник царю Петру I.

- Там записка:

А – север, о – запад.

Нашли клад.

- Знания.

Ф.И. ______________________________              класс_____________               число____________

  1. _________________________

          ______________________________

№ п/п

НАЗВАНИЯ

СЛОВА

О

А

1

 

1-2

1-3

2

2-3

2-4

3

 3-5

3-4

4

3-4

4-5

5

5-1

5-6

6

1-7

6-7

7

7-8

7-1

8

8-6

1-2

4. 

Петроповловский   собар    украшоет    онгел.

Прозрочной    синевай    встречоет   нос   Нево.

5.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

4

3

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."

Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

логопедическое занятие " Дифференциация строчных рукописных букв о-а в слогах, словах, предложениях"

Конспект логопедического занятия может использоваться в работе учителей-логопедов...