Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна

Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prestuplenie0.rar53.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  – игры

с использованием мультимедийной презентации

по коррекции оптической дисграфии

2 класс

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п  – т 

                                          в словах, предложениях, тексте.

 Лексическая тема:  Игра «Преступление».        

 Грамматическая тема: Ударение.

 Цель: Дифференциация рукописных букв п  – т на письме.

 Задачи:  Образовательные:

                 - Учить различать звуки [П-Т], буквы п  – т на письме.

                 - Научить конструировать и реконструировать буквы  п,   т.

                 - Закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык  постановки  ударения.

                                         

                 Коррекционные:

                 - Развитие временных отношений, зрительно-пространственных восприятия, представлений и

                   ориентировки.

                 - Развитие зрительного  гнозиса и мнезиса.

                 - Научить дифференцировать понятия «правый» - «левый».

                 - Развитие конструктивной деятельности.

                 - Развитие языкового, фонематического анализа и синтеза.

                 - Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

                 - Развивать орфографическую зоркость.        

                 - Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Преступление».

                 - Развитие умения составлять словосочетания.

                 - Развивать диафрагмальное дыхание.

                 - Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.

                 - Развитие аналитическо-синтетической деятельности.

                 - Развитие общей и мелкой моторики рук.

                 - Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.

                 - Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

                  Воспитательные:

                  - Развитие навыка самоконтроля.

                  - Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

                  - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование:  Интерактивная доска, магнитная доска, карточки с буквами «п» и «т», бумажные

                              элементы букв «п» и «т», карточки с заданиями для индивидуальной работы, цифры 2

                              и 3, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, ящик с фасолью,

                              ящик с песком, цветные счётные палочки Х.Кюизенера для игры с песком, фигурки-

                              игрушки для игры в песке (камни, ёлки, дуб, пистолет, мелкие игрушки),  предметы для

                              игры в ящике с фасолью (перо, пушка, компас, цепь, ботинок, бутылка, граната,

                              монета), следы с буквами, картинки – отпечатки рук,  условные обозначения –

Содержание занятия

I. Организационный момент. Приветствие.

 (На полу кабинета  - разные по размеру следы неизвестного человека.)

 1. Развитие фонематических процессов.

 - Здравствуйте! Ребята, сегодня ночью кто-то пробрался ко мне в кабинет. Посмотрите на пол. Сколько следов? Кто это мог быть?

Расположите следы  в следующем  порядке – от большого к маленькому.  Переверните следы  и прочитайте слово.

2. Закрепление  знания  временных  отношений.

- Первым сядет тот за стол, кто назовёт месяц, следующий за январём.

- Вторым сядет тот, кто назовёт второй день недели.

- Третьим сядет тот, кто назовёт год предшествующий 2013 году.

- Четвёртым сядет тот, кто назовёт число, стоящее между 27 и 29.

 

 3. Сообщение логопедической темы.

1) Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).

- Помогите мне разобраться в этом непростом  запутанном деле. Необходимо провести тщательное … ?

(По кабинету развешены отпечатки рук неизвестного человека)

- Ребята, посмотрите, сколько отпечатков  своих рук жулик оставил  в кабинете?

- Помогите  обнаружить следы преступления.

- Первый отпечаток руки жулика находится под зеркалом и возьмёт его тот, в чём имени 5 звуков.

- Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.

2) Работа с деформированным словом.

(Учащиеся соотносят буквы с  цифрами по порядку и узнают имя жулика.)

- Откроем тетради и запишем число.

 4. Уточнение связи звука и буквы.

1). Характеристика звуков.

- Второй отпечаток руки бандита находится слева от интерактивной доски и возьмёт тот, в чём имени 1 звук совпадает с 1-м звуком грабителя.

- Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.

- Имя бандита – Патрик. Какой звук на первом месте в слове?

- Дать характеристику звуку [п].

- Какая строчная буква обозначает звук [п]?

- Какой звук на третьем месте в слове?

- Дать характеристику звуку [т].

- Какая строчная буква обозначает звук [т]?

 

(Учащиеся в тетрадях на карточках проводят линии от букв к характеристикам.)

ПРОВЕРКА.

- Определите тему занятия.

2). Сравнение букв п – т по начертанию.

- Посмотрите на букву п. Из каких элементов состоит эта буква?

(На магнитной доске – строчные рукописные буквы  п – т).

- Посмотрите на букву т. Из каких элементов состоит эта буква?

- Какие элементы букв одинаковые?

- В чём отличие?

3). Произнесение и письмо букв  в воздухе ручкой.

4). Условные обозначения букв «п» - 2, «т» - 3.

(На магнитной доске под буквами п – т выставляется цифра 2 и цифра 3.)

5). Конструирование и реконструирование букв.

-Разбойник, идя на преступление, взял с собой инструменты для вскрытия замков. Некоторые из них он забыл в кабинете.

(У каждого учащегося – бумажный набор элементов букв.)

 А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы.

 Б) Разобрать, оставить только одинаковые элементы.

     - Какие элементы нужны для букв п и т ?

II. Основная часть.

  1. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности.  Работа со словом-исключением.

-  Третий отпечаток руки  находится над зеркалом и возьмём его тот, в чём имени 3-й звук [М].

- Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.

- С помощью какого устройства грабитель оказался в школе? (На доске  - ИЗОГРАФ)

ПАРАШЮТ – заимств. в 19 в. из греч. «пара» - против, из франц. «шют» - падение, в переводе (приспособление против падения). Устройство (из ткани) с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, устройства для замедления движения предмета в воздухе.

(Орфограмма: После шипящих Ж,Ч, Ш, Щ не пишутся Ы, Ю, Я, а пишутся И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют)

- Сложите разрезную картинку.

- Что получилось? (парашют).

2. Работа по развитию слухового внимания.

- Во время совершения разбойного нападения разбойник внимательно прислушивался к звукам, которые его окружали.

 Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы заполните слева - направо клетки квадрата крестиками и точками. Если услышите звук [П] – точка, звук [Т] – Х. Выполнив задание, вы узнаете куда пытался проникнуть злодей.

 (Ряд звуков:   Т  Т  Т

                         Т  П  Т

  Ряд слогов:   ТА-ТО-ТУ

                         ПО-ПУ-ТИ

  Ряд слов:       ПАЛКА, ТАНК, ПОЛКА

                         ТИНА, ПОРОХ, СПИНА)

- Изображение какой цифры  получилось?

- Грабитель проник в кабинет № 9.

Х

Х

Х

Х

.

Х

Х

Х

Х

.

.

Х

.

Х

.

Х

.

.

 3. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.

- Проникнув в школу, разбойник хотел унести с собой некоторые предметы. К сожалению, изображения предметов не видны полностью.

Выставляется пособие «Муха» с 9-ю предметами. По инструкции логопеда учащиеся отгадывают предмет по незаконченному контуру. Если в названии предмета - [П], ученик подпрыгивает, [Т]-приседает.

Выставляются условные обозначения: П -

Т -  

(Предметы: пылесос, самолёт, гитара, сапоги, телефон, пиджак, лампа, автомобиль, пила).

По инструкции логопеда учащиеся отгадывают предмет по незаконченному контуру. Если в названии предмета - [П] ученик подпрыгивает, [Т]-приседает.

Выставляются условные обозначения: П -

Т -  

(Предметы: пылесос, самолёт, гитара, сапоги, телефон, пиджак, лампа, автомобиль, пила.)

4.  Дифференциация букв п  – т на уровне слова.

1) Развитие мелкой моторики рук, зрительного внимания.

- Не удалось преступнику унести задуманные предметы. Вместо этого он спрятал другие предметы.

(Выставляется ящик с фасоль. Учащиеся по очереди находят в ящике предметы).

(Каждый ученик получает карточку со словами, в которых пропущены буквы п – т и с закодированным в виде точек рисунком).

- Вставьте в слова пропущенные буквы п – т.

Если в слове пропущена буква п, найдите цифры, указанные в колонке «п». Если в слове пропущена буква т, найдите цифры, указанные в колонке «т». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих цифр. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, какой опасный предмет был у преступника во время ограбления.

 Запишите слово «пистолет» на пустой строке в таблице, поставьте ударение.

СЛОВА

п

т

ГРАНА ... А

1 – 4

1 - 2

                … ЕРО

2 - 3

2 - 5

МОНЕ … А

3 – 5  

3 - 4

БУ … ЫЛКА

4 – 6

4 - 5

КОМ … АС

 5 – 6

4 - 6

ЦЕ … Ь

6 – 7

6 - 8

БО … ИНОК

7 - 9

7 - 8

 … УШКА

8 - 9

9 -8

5. Развитие мыслительных процессов.

- Четвёртый отпечаток руки находится справа от зеркала и возьмём его тот, в чём имени 3-й звук [Т].

- Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.

- Разбойник решил избавиться от оружия и спрятал его. А где? Вы узнаете, расшифровав ребус.

6. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики.

Развитие мыслительных процессов.

(Выставляется ящик с песком и фигурками-игрушками: ёлки, дуб, камни, птицы.  На слайде 11 – три дорожки: №2, №3, №2-3.)

- Используя карту, определить правильный путь к спрятанному оружию.

Подсказка: номер дорожки связан с количеством элементов у букв п-т .

Учащиеся выкладывают полоски синего цвета по песку, ориентируясь по карте.

7. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.

- Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

(Игрушка «пистолет» засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт игрушку.)

8. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

- Пятый отпечаток руки находится на левой дверце мебельной стенки и возьмём его тот, в чём имени последний звук [С].

- Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.

- Грабитель ходил на тренировочные стрельбы … А куда? Отгадайте.

(Перед учащимися игра «Ромб».)  

- Прослушав инструкцию, попробуйте составить слово из букв, которые находятся в ромбах. Нижний ромб – буква посередине, левый ромб – буква внизу, правый ромб – буква слева.

9. Гимнастика для глаз.

- Перед Вами мишень. Сейчас прозвучат выстрелы из пистолета разбойника. Внимательно проследите глазами за движением каждой пули. Запомните количество выстрелов и направление движения каждой пули. После просмотра по памяти зарисуйте в тетради с помощью стрелок направление движения каждой пули.

10. Работа с деформированными пословицами.

- Мне хочется, чтобы Патрик встал на путь исправления. Я подготовила карточки с пословицами, но в них перепутались начало и конец предложений.

- Помогите вставить буквы п - т, собрать пословицы и объяснить их смысл. Поставить в словах ударение.

11.  Дифференциация букв п  – т на уровне текста.

- Я подготовила послание для бандита, но в нём перепутались буквы

 п – т. Исправьте ошибки и объясните смысл моего стихотворения.

         (У каждого ученика – карточка с посланием.)

                            Все законы соблюдапь

                            И трава не нарушапь -

                            Эпо  взрослые и депи

                            Должны свяпо вытолняпь!

 Проверка.  

12. Развитие логического мышления.

- Пятый отпечаток руки находится справа от интерактивной доски, и возьмём его тот, в чём полном имени 3 слога.

- Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.

- По электронной почте я получила фото бандитов. Определите разбойника Патрика по описанию. Он не в женском костюме, на его лице нет усов, он не имеет головного убора.

III. Итог занятия.

1) - В течение занятия Патрика я называла жуликом, мошенником, грабителем, разбойником, злодеем, бандитом.

- Как называются эти слова?

- Ряд синонимов называется синонимическим рядом.

- Подберите синоним, который является главным, основным в этом ряду.

- Кто такие преступники?

- Какие звуки сравнивали? буквы?

- Какие элементы нужны для буквы «п»? «т»?

 - Спасибо за работу!

Примерные ответы учащихся

Учащиеся выполняют инструкцию логопеда и читают слово – ЖУЛИК.

Учащиеся отвечают на вопросы и садятся на свои рабочие места.

              СЛАЙД 1.

(Учащиеся читают по стрелкам слово – РАССЛЕДОВАНИЕ)

- Денис

- «Прочитать имя жулика».

               

СЛАЙД 2.

- Имя жулика – Патрик.

(Запись имени в тетрадь. Постановка ударения.)

- Паша.

-Дать характеристику звуков.

- Звук [п]

- [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный.

- Буква п.

- Звук [т]

- [т] – согласный, глухой твёрдый, парный.

- Буква т.

               

                СЛАЙД 3.

СЛАЙД 4.

- Буквы п - т.

- Прямая линия и прямая линия с закруглением с двух сторон.

- Прямая линия, прямая линия с закруглением с одной стороны и прямая линия с закруглением с двух сторон.

- У букв п – т одинаковые 1-й и 3-й элементы.

- Буквы п – т отличаются количеством элементов (п – 2 элемента, т – 3 элемента).

             

                  СЛАЙД 5.

Учащиеся работают с элементами букв п – т.

             

-Сима.

- Прочитать изограф.

                  СЛАЙД 6.

- ПАРАШЮТ.

(Запись слова в тетрадь, постановка ударения.)

СЛАЙД 7.

                  СЛАЙД 8.

Учащиеся складывают разрезную картинку парашюта.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.

- Цифра ДЕВЯТЬ.

(Запись слова в тетрадь, постановка ударения.)

СЛАЙД 9.

(Учащиеся выполняют задание устно.)

- БУТЫЛКА, БОТИНОК, МОНЕТА, ГРАНАТА, ПЕРО, ЦЕПЬ, КОМПАС, ПУШКА.

(Постановка ударения в словах).

- Опасный предмет – ПИСТОЛЕТ.

- Наташа.

- Отгадать ребус.

СЛАЙД 10.

- Слово «ПЕСОК».

(Запись слова в тетрадь, постановка ударения).

СЛАЙД 11.

- В слове «пистолет» три буквы нашей темы: п-т-п. В букве п – 2 элемента, в т – 3 элемента.

Значит, выбираем маршрут синего цвета.

- Денис.

- Собрать слово.

СЛАЙД 12.

- Слово «ТИР».

(Запись слова в тетрадь, постановка ударения).

СЛАЙД 13.

«Легко воровать – тяжело отвечать».

«Воровство – последнее ремесло».

«Украсть – в беду попасть».

Задание выполняется в тетрадях.

Учащиеся выполняют задание на карточках.

- Наталья.

- Определить фото грабителя.

СЛАЙД 14.

- Синонимы. (Слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками  лексического значения).

- Преступники (люди, которые совершают или совершили преступление.

Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...