логопедическое занятие " Дифференциация строчных рукописных букв о-а в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия (4 класс)

Конспект логопедического занятия может использоваться в работе учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_belozersku.docx222.93 КБ

Предварительный просмотр:

                    Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии в 4 классе.  

Федотова Инна Павловна, Вологодская область, г. Белозерск, МОУ «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», учитель-логопед.

    ТЕМА:  « Дифференциация строчных  рукописных букв О-А в слогах, словах, предложениях»

         Цель: Дифференциация строчных рукописных букв О-А в слогах, словах, предложениях.

                                                                  ЗАДАЧИ:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-Учить сравнивать буквы а-о по начертанию.

-Учить дифференциации букв а-о в слогах, словах, предложениях.

-Обучение  конструированию и анализу  предложений.

  1.  КОРРЕКЦИОННО—РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать подвижность  артикуляционного аппарата.

-Уточнить представления об  артикуляционном укладе звуков.

-Развивать фонематический слух.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Сформировать представление о связи звука и  буквы.

-Развитие  памяти, внимания,  мышления.

  1.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:                                                                                                                                       -Формировать положительную мотивацию на занятии.                                                                                                                                    -Воспитывать самоконтроль  за речью.

-Прививать любовь к родному городу.

Оборудование:

-Схемы, сигнальные карточки, зеркала.

-Контейнер с песком, проволока.

-Фотографии с видом Белозерска.

-компьютер.

                                ХОД   ЗАНЯТИЯ

1  Организационный момент:

-Правило занятия: Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй.  

- Какой месяц? День недели? Число? Время года?

 -Произношение слова « осень» с разной интонацией.

- Сядут те ученики, которые придумают слово, начинающееся со звука [а].

-Речевая разминка: Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:

 Осиновый а-а-а, берёзовый о-о-о

 Давайте повторим, как  говорит осиновый листок……, берёзовый листок? (ответы детей)

 Сегодня мы с вами будем заниматься со звуками и буквами О-А ( выставляются буквы), а куда мы сегодня отправимся, увидим на экране компьютера.

2 Основная часть:

Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? ( ответы детей)

Сегодня мы отправимся  на прогулку по нашему городу, который отметил недавно свой юбилей и стал очень красивым. Мы не только будем гулять по городу, но и будем выполнять задания, которые приготовили буквы.

А сейчас   послушайте сказку о буквах- сестричках (логопед читает сказку)

И так  отправляемся на прогулку вместе с нашими буквами.

- Смотрите, что это? Это на дороге рассыпались наши буквы. Давайте соберём буквы. Но мы знаем, что у каждой буквы есть звук.

- Сравним артикуляцию звуков [ о-а] ( Приложение 1)

-А теперь возвращаемся к нашим буквам и соберём их. Собираем букву А. Возьмём проволоку какого цвета? Синюю или красную? ( ответы детей). Собираем букву О. Какой элемент одинаковый у букв? Каким элементом отличаются? (ответы  детей)

- Давайте  напишем  буквы  пальчиками в воздухе и на песке . Буква О состоит из одного овала. Буква А состоит из овала и палочки с закруглением.

- Подпишем число в тетрадях и напишем буквы.

- Отправляемся дальше .Что это? ( ответы детей) Правильно, это дорожные знаки. На нашем пути они встретились не просто так. Если мы справимся с заданием, которые приготовили наши буквы, мы пойдём гулять по городу дальше. Посмотрите, на какие геометрические фигуры похожи знаки.

( ответы детей). На круг и треугольник.

-Посмотрите на печатные буквы О-А. Какую букву нашего занятия напоминает треугольник? круг? ( ответы детей)

-Расшифруйте слоги: треугольник –буква А, круг- буква О. ( Проверка по компьютеру)

-Отправляемся в детский парк. Посмотрите, какой он стал красивый!  А здесь наши буквы-сестрички рассыпали слова.  Если вы правильно составите слова, то на экране появятся картинки с изображением детских аттракционов, находящихся в нашем парке.

-Слова: бабочка, горка, качель, песочница. Слова запишем в тетрадь. Подчеркнём буквы. Каким цветом подчеркнём буквы? Почему? ( ответы детей) Буква А состоит из 2 элементов-подчеркнём двумя чертами, а букву О- одной чертой.

Физкультминутка.

-В парке поиграли, отправляемся дальше. Давайте отдохнём. Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной движения.

Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать:

Озеро-раз, площадь-два, три –красавица ладья, а четыре-парк красивый, пять –гуляю по мосту, шесть-на вал я захожу, на красоту всю погляжу.( детям демонстрируются фотографии города)

-Чтобы дальше продолжить путешествие, нужно выполнить задание, которое приготовили буквы-сестрички. Куда мы с вами  зашли? ( На вал) Тут наши буквы стали спорить. Букве О захотелось встать в слово ВАЛ. Давайте посмотрим, что произойдёт?  ВАЛ-ВОЛ. Кто такой вол? (это бык, который используется в с/х для тяжёлых работ) Мы заменили в слове одну букву, а поменялось всё значение слова. Мы идём гулять на вал  и продолжим выполнять задание: в словах нужно поменять букву А на букву О и наоборот.

Слова: сам-сом, почка-пачка, полки-палки, точка-тачка( проверка по компьютеру) Запись слов в тетрадь. Буквы подчеркнуть.

-Давайте немножко отдохнём. Закроем глаза. Звучит музыка (шум прибоя). Откройте глаза и посмотрите, куда мы пришли? ( на Белое озеро). Для чего мы ходим  на озеро? ( ответы детей)

Работа с деформированным предложением.

- Мы с вами будем  ловить рыбу. Посмотрим, кто какую рыбу поймал. Каждый выберет ведро с цифрой ( на экране компьютера)  и возьмёт карточки  с такой же цифрой. На карточке написаны слова, из которых нужно составить предложение ( проверка по компьютеру)

1 Белозерск расположен на берегу Белого озера.

2 Мой город самый красивый.

3 Мы любим наш Белозерск.

Прочитаем, что у нас получилось? Рассказ. Дети  читают полностью рассказ.

-Наши буквы стали опять спорить, кому в какое слово встать, давайте разрешим спор и поставим наших сестричек по  местам ( детям даётся предложение с пропущенными буквами О-А из текста)

-А теперь поменяемся тетрадями и оценим работу товарища ( для контроля на экране появляется текст)

3  Итог занятия.

-Какие буквы учились различать в слогах, словах, предложениях?        

Встанут те ученики, в чьих именах и фамилиях есть звук (а).

Список использованной литературы:

1 Мазанова Е.В.   Коррекция  оптической дисграфии.

2 Мазанова Е.В.   Альбом  по коррекции оптической дисграфии.

3.Ожегов С.И. Толковый словарь. – Оникс, 2010.

4 Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.

5 Яндекс. Картинки.

                                                                                                                                            Приложение 1

                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                 

                         

.  

2   Основная   часть. 

Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось?  

Но сначала послушайте  сказку  о буквах- сестричках.  ( Логопед читает сказку)

И так отправляемся на прогулку вместе с нашими буквами.C:\Users\андрей\Pictures\мамино\DSCN0317.JPG

Смотрите, что это? Это на дороге рассыпались наши буквы. Давайте соберем буквы. Но мы знаем, что у каждой буквы есть звук. Сравним артикуляцию звуков о-а .  ( по табличке) А теперь возвращаемся к нашим буквам и соберем их.

Собираем букву а.   Возьмем проволоку какого цвета? Синюю или красную?   Красную.

Собираем букву о.  Какой элемент одинаковый?  Каким элементом отличаются?   ( полочкой с закруглением) Молодцы!  Буквы собрали.

Давайте в воздухе напишем эти буквы. Буква О состоит из одного овала. Напишем на песочке. Буква А состоит из овала и палочки с закруглением. А сейчас подпишем в тетрадях число и напишем буквы в тетради.

   

 C:\Users\андрей\Pictures\мамино\DSCN0336.JPG

Отправляемся  дальш е. Что это?  Это дорожные знаки.  На нашем пути они встретились  не просто так.  Если мы справимся с заданием , которые приготовили наши буквы, мы пойдем дальше. Посмотрите, на какие геометрические фигуры похожи знаки.  На круг и треугольник.

Треугольник какую букву напоминает из наших букв? О –какую букву напоминает?

  • Ребята, нужно  расшифровать слоги.

Треугольник-  буква А, круг- буква О.

Проверка по компьютеру.

Ас, он, ба, шо, ра, ов.

Дальше  отправляемся   в детский парк. Посмотрите, какой он стал красивый! А тут наши буквы-сестрички рассыпали слова.  Нужно  из слогов

составить слова. Если слова составлены правильно, то на экране  появятся картинки с изображением детских аттракционов, находящихся в нашем парке.

                1 бабочка

  1. горка

3 качель

4 песочница

Слова:  бабочка, горка, качель, песочница. Слова запишем в тетрадь.Подчеркнем наши буквы. Каким цветом будем подчеркивать буквы?  Почему? Буква А состоит из 2 элементов- двумя чертами, а букву О –одной чертой. Проверили по компьютеру.

В парке поиграли, отправляемся дальше.

  • Физкультминутка. А сейчас встанем, продолжим прогулку  и будем узнавать знакомые места. Я произношу слова , а вы повторяйте за мной движения.

  Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю  считать

   Озеро-раз,  площадь –два,  три- красавица ладья.

А четыре -  парк красивый, пять-гуляю по мосту, Шесть -на вал я захожу на красоту всю погляжу.

  • Чтобы дальше продолжить путешествие, нужно выполнить задание , которое приготовили наши буквы- сестрички.

               Куда мы только что с вами зашли?  На вал. Тут наши буквы стали спорить. Сестричке О захотелось встать в слово Вал. Давайте посмотрим , что произойдет?

                                      ВАЛ-ВОЛ

Кто такой вол?  Это бык, который используется в с\х для тяжелых работ.

Мы заменили  в слове одну букву, а поменялось все значение слова.

    Мы отправляемся на вал и продолжим выполнять задание.

Сам-сом,    почка-пачка,  полки-палки, точка-тачка.

А сейчас проверим правильно ли вы поняли значения слов- составим предложения.

Пары слов  записать в тетрадь. Проверка .Подчеркнуть  букву а –двумя чертами, букву о-одной  чертой.

  • А сейчас немножко отдохнем.  Закроем глаза.  Звучит музыка.

Как вы думаете,  куда мы с вами пришли? ( на озеро)

Для чего мы ходим но озеро? ( купаться, рыбу ловить)

Мы с вами тоже будем ловить. Посмотрим, кто какую рыбу поймал. Каждый выберет ведро с цифрой и возьмет карточки с такой же цифрой.

Составление предложений из слов.

1 Белозерск расположен на берегу Белого озера.

 2 Мой город самый красивый.

3  Мы любим наш Белозерск.

Что у нас получилось? Рассказ. Давайте прочитаем полностью рассказ. А наши буквы –сестрички опять стали спорить, кому в какое слово встать, давайте разрешим спор и поставим наших сестричек по местам. Разберем одно предложение. А Игорь спишет и подчеркнет буквы О-А.

А теперь поменяемся тетрадями и оценим работу товарища. А для контроля появится текст.

Как ты думаешь, Леша справился с заданием или нет?

Игорь ,сколько букв А ты вставил в последнем предложении?  Сколько О?  В каком слове ?

Пришла пора возвращаться домой.  Мы очень устали, а на чем мы вернемся домой, вы должны отгадать, составив  из букв слово. Вот мы и вернулись с прогулки.

  1.   ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- какие учились различать на письме буквы?

- встанут те ученики, в чьих именах и фамилиях есть звук а.

                                                                             

 Я показала вводное занятие  по теме: « Дифференциация строчных букв а-о в слогах, словах, предложениях». Тема была выбрана исходя из того, что не получается у ребят.

Основной целью занятия  являлась дифференциация рукописных букв а-о на письме.

Следуя принципам системности, последовательности, комплексности я выбираю формы общения через диалог, игровую форму, охватываю и фонетику, и лексику, и грамматику и неречевые процессы.

Материал выбран посильный с тщательной дозировкой, на занятии была частая смена видов деятельности,

СПАСИБО  ЗА  РАБОТУ

НА  ЗАНЯТИИ  !

       

                    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

Занятие рассчитано на детей логопедической группы школы VIII вида....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

Занятие рассчитано на учащихся 4 класса логопедической группы....

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»

Конспект логопедического занятия. Цель занятия: закрепить у учащихся умение различать звуки С и Ш в устной и письменной речи....