Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Трифонова Елена Федоровна

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Подготовила Трифонова Е.Ф.

 город Набережные Челны

Тема: «Дифференциация  Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».

Цели и задачи:

  1. Продолжить  знакомство  детей  со звуками Ч – Ш.
  2. Научить детей  давать сравнительную характеристику изучаемых звуков.
  3. Учить детей дифференцировать звуки  Ч – Ш в слогах, словах,   предложениях и тексте.
  4. Соотносить  звуки  с буквами и символами.
  5. Развивать  навыки  фонематического  восприятия, анализа и синтеза.
  6. Развивать  навыки  работы  со словами – паронимами.
  7. Учить строить логически верные  предложения.
  8. Упражнять в пересказе  и ответах  на поставленные вопросы по тексту.
  9. Развивать логическое мышление.
  10. Знакомить с профессиями.

Оборудование: 

Раздаточный материал: предметные картинки с изображением  Чебурашки и старухи  Шапокляк, индивидуальные карточки – задания, алгоритм характеристики звука.

Демонстрационный  материал (на экране): картинки к артикуляционной гимнастике, предметные картинки, сюжетные картинки «Профессии».

Ход занятия

I.Оргмомент

1. - Сядьте правильно, спинку выпрямите, как показано на картинке.

- Какое  сегодня число?

- В тетрадях запишите число.

2.Развитие фонематического анализа и  синтеза

Логопед:

- Запишите  в тетради названия картинок (записать  слова в 2 столбика).

чайник                                         шахматы

ежи                                               арбуз

бабочка                                        платье

улитка                                          огурец

рак                                                кошка

апельсин                                      лимон

шляпа                                           яблоко

ключ                                             куры      

арбуз

- Подчеркните первые буквы в словах.

- Составьте имена героев занятия  по первым буквам  названий картинок.

(Чебурашка, Шапокляк).

3. Припоминание  произведения и героев сказки

Логопед:

- Вспомните  из какой сказки  пришли  Чебурашка и Шапокляк?

Дети:

- «Крокодил Гена и его друзья».

- Кто написал это произведение?  (Эдуард Успенский).

- Как звали героев этой сказки?

( Чебурашка,  крокодил Гена,  старуха Шапокляк).

- Кто всегда старался навредить друзьям? (старуха Шапокляк ).

4. Знакомство с темой занятия: 

Логопед:

- Назовите первые звуки в словах:

(Чебурашка – Ч, Шапокляк – Ш).

4.Сформулировать тему занятия:

«Дифференциация  Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».

II.Основная часть

1.Сравнительная характеристика звуков занятия (уточнение артикуляции и характеристики звуков).

Логопед:

- Начнём с артикуляционной гимнастики:

«Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный

уклад звуков  Ш – Ч ».

1. «Лягушка – хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

   

     2.«Лопаточка» 

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять.

3. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык  между

губами и пошлёпать его  « пя – пя – пя ».

4. «Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

5. «Лошадка»

                                          Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А  соседки  дома   нету.

  7. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот.

  Широким кончиком языка   погладить нёбо от зубов к горлу.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

8. «Грибок» - присосать широкий язык к нёбу.

 

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневую  шляпкой

С бархатной подкладкой.

9. «Гармошка» -  присосать широкий язык к нёбу, губы в улыбке.

Не отрывая языка,  открывать  и  закрывать  рот.

На  гармошке я играю,

Рот   пошире  открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

- Уточним  артикуляцию и  характеристику  звуков «Ч – Ш».

Логопед:

- Характеристику  звука « ш» (таблица):

Артикуляция звука

Когда произношу звук:

губы

зубы

язык

голосовые связки

воздушная струя

 а) произнести звук «ш» с тактильным контролем (индивидуальные зеркала).

Дети:

Когда произносим звук «ш»:

- Губы слегка вытянуты и округлены;

- Зубы  заборчиком  со  щелью;

- Язык  широкий,  лопатообразный.

Язык приподнят вверх,  к твёрдому нёбу, образует с ним щель,

боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.

- Голосовые связки не дрожат;

- Воздушная струя сильная, тёплая.

Таблица

Характеристика звука

Согласный

Глухой   звонкий

Твёрдый      мягкий

- Звук «ш» -  согласный,  глухой, шипящий, твёрдый  (алгоритм звука).

Пальчиковая гимнастика:

Шипит сердитый гусь,

Его я вовсе не боюсь – «ш – ш – ш».

Учим детей изображать кистью руки фигуру «гуся» (сердитый).

(Ладонь  под  прямым углом.

Указательный  палец  опирается  на большой).

- Характеристику  звука « ч» (таблица):

а) произнести звук «ч» с тактильным контролем (индивидуальные зеркала).

Артикуляция звука

Когда произношу звук:

губы

зубы

язык

голосовые связки

воздушная струя

Дети:

Когда произносим звук «ч»:

- Губы слегка вытянуты и округлены;

- Зубы сближены;

- Язык, как мячик прыгает у верхних бугорочков;

- Голосовые связки не дрожат;

- Воздушная струя сильная, тёплая.

Таблица

Характеристика звука

согласный

глухой   звонкий

твёрдый      мягкий

- Звук «ч» -  согласный,  глухой, всегда мягкий – у него нет твёрдого брата (алгоритм звука).

Пальчиковая гимнастика:

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он словно печка: «ч – ч – ч».

Изобразим  кистями  рук фигурку – «Пароход».

(Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх).

Дыхательная гимнастика:

«Шторм в стакане» - для этой игры необходимы соломинка для коктейля бутылочка с водой.

Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.

Ребёнок дует  через соломинку, чтобы вода забурлила.

(Следите, чтобы щёки не надувались, а  губы были неподвижны).

2. Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах.

Логопед:

- Прочитайте слоги и слова  вместе со старухой Шапокляк и Чебурашкой,

чётко произноси все звуки.

ча – ша

чо – шо

шу – чу

ша – ча – ча

шу – шу – чу

ша – ша – ча  – ча

ши – ши - чи - ши

печка – пешка

мычи – мыши

тучка – тушка

мочка – мошка

кочка - кошка

3.Развитие фонематического восприятия:

Логопед:

- Давайте спустимся по лесенкам с Чебурашкой  и  старухой Шапокляк:

ч

а

ч

а

ч

а

ч

а

- Что утром пьёте в столовой? (чай).

- Что носят на руке? (часы).

- Какие птицы  летают над водой? (чайки).

- В чём кипятят воду? (чайник).

ш

а

ш

а

ш

а

ш

а

- С чего начинается ходьба? (шаг).

- Что мы  надуваем для праздника? (шары).

- Что забивают клюшкой? (шайба).

- Что носят на шее в холодную погоду? (шарфик).

4. Вставьте  пропущенные  буквы «Ч – Ш»:

Однажды  Чебурашка  и  крокодил  Гена играли со словами.

Старуха Шапокляк  решила над ними немного подшутить.

Она направила к ним свою ручную крысу,  и та незаметно утащила  

некоторые буквы  из  слов.

Логопед:

- Наведите порядок  среди слов – вставьте буквы «Ч – Ш»

(сигнальные карточки со звуками Ч - Ш):

…айник

ду…

малы…

…ахматы

лягу…ка

матрё…ка

…ашка

…асы

ко…ка

5. Работа со словами – паронимами:

Логопед:

- Старуха Шапокляк  никак не может удержаться от плохих поступков.

- Решили Чебурашка и  крокодил  Гена  отыскать  злодейку и проучить.

Но она спряталась и думает, что её никто не найдёт.

 - Давайте  пойдём  искать старуху  Шапокляк.  

Физминутка:

Мы шли, шли.

Следы нашли.

Наклонились, подняли – дальше пошли.

На счёт раз -  согнуться, разогнуться.

На счёт два –  подтянуться.

На счёт три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

На счёт пять, шесть – тихо сесть.

Логопед:

- Сели, посмотрите на  следы старухи  Шапокляк, что там необычного …..

 Дети:

- На следах написаны слова. 

Логопед:

- Давайте их прочитаем  ( слова записаны на карточках в форме следов):

мычи – мыши

тучка – тушка

мочка – мошка

кочка – кошка

Дети:

- Слова отличаются  только одним звуком.

Логопед:

- Сравните слова по написанию, звучанию и значению.

6.Развитие зрительного восприятия.

Логопед:

- Старуха Шапокляк  перепутала все буквы в  словах и думает, что теперь никто не сможет их прочесть.

- Отгадайте  слова и запишите их, выделите в словах звуки занятия

(очки, груша). 

и к ч о

а ш у р г

7. Развитие умений логического построения предложений.

Логопед:

- Старуха  Шапокляк  прислала нам письмо.

Она  составила предложения со звуками Ч - Ш, прочитайте то, что записала старуха  Шапокляк  и проверьте, есть в её записи ошибки или нет?

- Укажите  звуки занятия.

У шапки новый Маша.

Девочка ватрушка печёт.

Лошадка причёсывает  мальчика.

- Запишите предложения верно:

У Маши новая шапка.

Девочка печёт ватрушки.

Мальчик причёсывает лошадку.

8. Дифференциация звуков Ч – Ш в тексте.

Логопед:

- Крокодил  Гена  и  Чебурашка  нам принесли  картину  и записали свою любимую историю.

- Какое время года изображено на картине?

Дети:

- На картине изображена зима.

Логопед:

- Кто может рассказать зимнее стихотворение?

Дети:

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает,  ложится.

Логопед:

- Прочитайте историю.

Волчонок.

1.Жили мать – волчица и волчонок.

2.Ушла волчица на охоту.

3.А волчонка поймал человек.

4.Понёс человек волчонка в мешке домой.

5.Дома он положил мешок с волчонком  на пол.

6.Надоело волчонку лежать в мешке, он и вылез.

7. Потом человек  ушёл, а дверь закрыл неплотно.

8. Волчонок подошёл и открыл дверь.

9.Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждёт.

10.Обрадовался  волчонок и помчался с ней в лес.

Логопед:

- Ответьте на вопросы  по прочитанному рассказу.

- Отметьте в словах буквы Ч – Ш.

- Кто жил в лесу?

- Куда ушла волчица?

- Что случилось с волчонком?

- Что сделал человек?

- Куда побежал волчонок?

- Чем закончилась эта история?

Физминутка «Рисуем глазками».

Логопед:

«Нарисуйте» сначала круг правым  глазом,  прикрыв  левый, а потом наоборот.

Повторить то же самое,  вообразив рисование цифры 6.

9.Знакомство с профессиями (дифференциация звуков Ч – Ш).

Логопед:

- Посмотрите на картинку и скажите, как называется профессия?

Дети:

- Почтальон.

Логопед:

- Как называется профессия?

Дети:

- Врач.

Логопед:

- Как называется профессия?

Дети:

- Машинист.

Логопед:

- Как называется профессия?

Дети:

- Штукатур.  

Логопед:

- Назовите  профессии, где звуки «Ч – Ш»:

- в  начале слова;

- в середине слова;

- в конце слова.

III. Итог занятия

Логопед: 

- С какими звуками мы сегодня работали?

- С какими сказочными героями мы сегодня встретились?

- Вашим домашним заданием будет нарисовать Чебурашку.

- Чтобы  Чебурашка  получился  красивым  и красочным  -  старуха Шапокляк  Вам  дарит фломастеры, ей очень понравилось,  как  Вы сегодня занимались.

- На этом завершаем наше занятие.

- Спасибо за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Подгрупповое  логопедическое занятиеТема  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Конспект и презентация подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению навыка произнесения звука с использованием элементов игровой технологии  (сборка автомобиля)....