Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Занятие по коррекции звукопроизношения  во 2 классе  школы VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Автоматизация звука  Р.  « Зимующие птицы»

Цель: Закреплять правильное  произношения звука  [ Р ] в слогах, словах и предложениях.  

     Развивать моторику  артикуляционного аппарата, фонематический  слух и восприятие;  развивать координацию речи с движением  на материале динамических упражнений.

     Воспитывать интерес к занятиям посредством игровых моментов, желание заботиться о птицах.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением зимующих птиц,  аудиозапись голосов птиц,  маски «вороны» и «собаки»

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность логопатов

1Орг.

момент

- Я приветствую вас на нашем занятии.

- Теперь и вы поприветствуйте друг друга   

А сейчас, ребятки, послушайте загадки.

Просит серый озорник «Дайте хлеба крошку»

 Я устал, чирик-чирик, и замерз немножко  

Логопед вывешивает картинку с изображением воробья.

Шла по улице в пургу

Вижу – веточка в снегу

А на ветке красный шарик

Кто же он, живой фонарик?

Логопед вывешивает картинку с изображением снегиря.

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Верещунья, белобока

А зовут её…

Логопед вывешивает картинку с изображением сороки.

 Во дворе я – королева

Вон мой дом, на ветке слева

Птица в перьях серо-чёрных,

Я умна, хитра, проворна.

Логопед вывешивает картинку с изображением вороны.

Дети соприкасаются ладонями рук друг с другом и произносят: «Здравствуй, друг!»

Дети отвечают

(воробей)

(снегирь)  

(сорока)

(ворона)

2 Сообщение

 темы

Сегодня на занятии будем продолжать учиться правильно произносить звук  [Р] в слогах, словах и предложениях, а также познакомимся  с зимующими птицами, узнаем, как они выглядят, чем питаются.

Звук [ Р ]

3 Развитие мелкой моторики

Давайте изобразим птичку - выполним  упражнение.

Птичка крылышки сложила

Птичка крылышки помыла

Птичка клювом повела

Птичка зернышко нашла

Птичка зернышко поела

Птичка песенку запела

Птичка крылышки расправила и улетела

Дети выполняют упражнение

4 Артикуляц.

гимнастика

Логопед показывает правильное выполнение, дети повторяют. Упражнения: «Качели»,  «Гриб»,  

« Индюк»,   «Дятел»,   «Мотор»

Дети выполняют упражнения перед индивидуаль

ными зеркалами

  5 Фонетическая зарядка

Вспомните, как рычит собака.

Как кричит ворона.

6 Автоматиза

ция звука

Динамическая пауза

Ра-ра-ра-

Ра-ра-ра -   начинается игра.

Игра «Ворона»    (слова произносят все дети)

Как под елочкой зеленой

Скачет, каркает ворона.

В лесу корку увидала

Во все горло закричала.

Вот собака  прибежала.

И ворону  напугала.

Дети надевают маски вороны и собаки.

«Ворона» прыгает, машет крыльями.

Каркает  «Карррррр»

«Собака» рычит «Ррррррррр»

Беседа по теме «Зимующие птицы»

Как вы думаете, каких птиц называют зимующими?

Воробей – зимующая птица. У него, как и  у других птиц, есть голова, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки.

Тело воробья покрыто перьями серо-коричневого цвета.  Воробей чирикает.

(аудиозапись воробей чирикает)

- Назовите основные части воробья.

Снегирей называют так потому, что они появляются с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений. Снегирь свистит.

(аудиозапись снегирь свистит)

- Почему эту птицу называют снегирь?

Логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц (сороки, вороны), опираясь на картинно – графический план.

Логопед дополняет рассказ детей.

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.  А еще у сороки длинный хвост. Поэтому ее называют  длиннохвостой.  Сорока стрекочет.        (аудиозапись сорока — стрекочет)

 У вороны черные крылья, поэтому её называют чернокрылой. Это большая, важная, хитрая птица. Ворона каркает. (аудиозапись ворона каркает)

«Повтори за мной»

  Ицы-ицы-ицы – зимующие птицы,

  Бей-бей-бей – шустрый воробей,

  Ока-ока-ока – сорока-белобока,

  Гирь-гирь-гирь – красногрудый снегирь,

 Рона-рона-рона – хитрая ворона.        

Которые остаются зимовать

Дети внимательно слушают, запоминают.

Дети отвечают и показывают на картинке

Отвечают полным ответом

7 Физминутка

-Вот на ветках, посмотри,  

- В красных майках снегири

-   Распушили перышки,

-  Греются на солнышке.

- Головой вертят,

- Улететь хотят.

4 хлопка руками по бокам

 

4 наклона головы в сторону

частое потряхивание руками

хлопок по бокам

2 поворота головы в каждую строну

дети разбегаются, взмахивая руками

8 Игра  

«Накорми птиц»

- Почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

- Чем питаются птицы?

- А хватает ли им пищи зимой?

- Почему не хватает?

-Чем люди могут им помочь?

 Логопед показывает плакат с изображением кормушки с птицами.

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки.

Птицы – друзья человека. Люди должны заботиться о них, особенно зимой, когда им не хватает корма.

Потому, что они могут найти себе корм.

Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Нет, не хватает.

Земля покрыта снегом, им трудно доставать себе пищу.

Могут их подкармливать.

Я угощу снегиря ягодами  рябины.

Я накормлю воробья зернами пшеницы.

9  Развитие фонематического анализа

Игра «Определи место звука»  

В слове сорока

-Какой первый  звук?

-Какой последний звук?

-Назовите третий звук.

-Сколько всего звуков в слове сорока, снегирь.  

Дети определяют место звука и записывают слово на доске.

10 Итог

Назовите всех птиц,  с которыми познакомились.

- Как можно назвать этих птиц одним словом?

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.                    

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."

В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...

Конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах.

Представлен вашему вниманию конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект и презентация подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению навыка произнесения звука с использованием элементов игровой технологии  (сборка автомобиля)....

Конспект логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"

На данном занятии ставятся следующие задачи:Задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;- продолжать учить определять место звук...