Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение  артикуляции  и звучания звуков  Т, Д.

Задачи логопедического занятия:  

Закрепить знания детей о звуках т-д; Научить дифференцировать звуки  т-д в слогах, словах, предложениях; Обогащать словарь детей;

Развивать фонематическое восприятие; развития логического мышления; развитие зрительного восприятие; развитие навыков звукового анализа; развитие зрительно-моторной координации;

Воспитывать умение слушать педагога, товарища; равитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга); формировать умения отвечать на вопросы  развёрнутыми  высказываниями; воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_2.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Поводимовская школа-интернат

Иванова Г.Н. учитель-логопед

Класс - 2

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях».

Цель:  Уточнение и сравнение  артикуляции  и звучания звуков  Т, Д.

Задачи:  

1.  Коррекционно-образовательные:

      -Закрепить знания детей о звуках т-д;

      -Научить дифференцировать звуки  т-д в слогах, словах,

предложениях;

      -Обогащать словарь детей;

2. Коррекционно развивающие:

    -развивать фонематическое восприятие

    -развития логического мышления;

    -развитие зрительного восприятие;

    -развитие навыков звукового анализа;

    -развитие зрительно-моторной координации;

3. Коррекционно-воспитательные:

   -воспитывать умение слушать педагога, товарища;

   -равитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);

   -формировать умения отвечать на вопросы  развёрнутыми       высказываниями;

   -воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: таблицы со слогами; карточки с записанными на них словами, предложениями, плакат с чистоговорками.

Ход  занятия.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

-И так,  мы  начинаем с вами  наше занятие. И сейчас сядет тот кто правильно ответит на мои вопросы.

-Скажите пожалуйста. Какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? А какой день недели?

-Все прямо сели, успокоились.  

-Сегодня на занятии мы с вами по лучше познакомимся со звуками    -Т- и  -Д-.

-Правильно сформируем тему нашего занятия  «Дифференциация звуков  Т - Д

-Чтобы их различать нам что надо знать?

-Нам надо эти звуки и буквы  Т  и  Д  чётко произносить т. е. знать правильный артикуляционный уклад, различать, сравнивать на звучание , чем они отличаются, как они пишутся.

-Для того чтобы красиво говорить мы должны сделать  зарядку.

-Какую?

- Гимнастика для лица.

-Пальчиковая гимнастика.

-Дыхательная гимнастика

-Гимнастика для язычка. (конечно,  для подвижности нашего речевого аппарата)

-А какими мы должны быть на занятие?

Внимательными

Любознательными

Самостоятельными

Активными

Догадливыми

Доброжелательными.

-И так с чего начнём? Конечно с самомасажа.

а. Самомасаж.

Растираем подушечки. Умывайся , раз умывайся, два умывайся, три умывайся.

Растираем ушки там находятся наши речевые центры. Раз два, три, четыре молодцы.

А теперь дёргаем мочки ушей. Дёргаем, дёргаем. Раз, два , три, четыре.

Следующая наша гимнастика

б. Пальчиковая гимнастика:

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН

МНОГО НАС А ОН ОДИН

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЕЖА

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЧИЖА

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ БЕЛЬЧАТ

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЗАЙЧАТ

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ БОБРА

А ДЛЯ ВОЛКА КОЖУРА

 

в. Дыхательная гимнастика.

А сейчас мы ровненько сели, спинки прямые, давайте расслабимся, помечтаем. Как будто бы мы где нИбудь  в лесу на свежем воздухе, на цветочной поляне.

Сделаем глубокий вдох носом -раз, животик наш надулся –два, выдох в трубочку – три.

А теперь приготовте салфеточки и зеркала.Будем делать

г. Артикуляционную гимнастику.

«Маляр», «Лягушка и слонёнок», «Качели»

А сейчас помасируем наш язычок и вспомним упражнение «Барабанщики»

Приготовим наш широкий язычок, и вместе со мной со словами.

«Мы прижмём язык зубами та-та-та, та-та-та.

А потом прижмём губами та-та-та, та-та-та.    Молодцы.

Давайте сделаем ещё одно упражнение.

д. Гимнастика для нижней челюсти.

«Обезьянки прибежали и дразнить хозяйку стали»

А вот как стали? Челюстью давайте подвигаем. Вперёд-назад .Выдвигаем, работаем.

А теперь из стороны в сторону, слева на право. Замечательно.

-Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный  аппарат готов к дальнейшей работе.

2 . Сравнительная характеристика звуков.

-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки  Т  и  Д. Одинаково ли положение губ?  (одинаковое)

Как произносим эти звуки?  Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух  «взрывом» разрушает эту преграду.

Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при  произнесении звука Д ? (Дрожит)  С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук (Т) и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука ( не дрожит).Значит звук произносится без голоса.

Какой вывод можем сделать?

Вывод. Звук (д) произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой  Д на письме и при чтении.

А звук  (Т) произносится без голоса, он глухой и определяется буквой Т на письме и при чтении.

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий в произношении участвует голос.

3 .  Игра «Поймай звук»

- А теперь давайте  проверим, как вы различаете эти звуки на слух и поиграем в игру «Поймай звук». Я буду вам произносить разные звуки, а вы если услышите звук Т хлопните в ладоши, а если звук Д топните ногой.

4.  Соотнесение звука и буквы.

- Звуки при письме и при чтении

Обозначаются чем?  (буквами) (вывешиваются)

-Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв.

-Для начала в воздухе пропишем буквы, а затем

 с конструируем эти буквы из шнурков.

5.  Физкультминутка (музыкальная)

«У жирафа пятна, пятнышки везде»

6.  Дифференциация звуков в слогах.

-Теперь ребята мы уже знаем отличие звуков  Т  Д.  Мы с вами прочитаем слоги цепочкой.

(вывешивается слоговая таблица)

-А что образуют слоги?

7. Дифференциация звуков и буков в словах.

(работа по карточкам)

-Я вам раздам карточки а вы в место точек поставите нужную букву  т  или  д. Если там стрелочка верх то ставим букву  Д, а если стрелочка вниз то пишем Т.

(погода, пакет, вода, вата, дятел, парта, ведро, дом, том, уточка, удочка, ветка, дождь).

Работа по картинкам.

 Вывешиваются картинки: удочка, уточка

-Сколько звуков в слове: удочка, уточка? (6)

-Это очень похожие слова: уточка, удочка.

-А чем они различаются?

-Какой второй звук в слове удочка? (д)

-Какой  второй звук в слове уточка? (т)

(На доску вывешиваются слова уточка-удочка)

Посмотрите поменяли одну букву, а изменилось всё слово. Вот почему важно работать без ошибок , их не путать при произношении и при письме.

8.  Дифференциация  в предложении.

- Скажите, а слова связанные между собой  по смыслу  образуют что? (предложения)

-Следующее задание у нас . Докончить предложения. Нужно поставить нужное слово в место точек.

 Ребята теперь вы уже знаете чем отличаются наши звуки  и поэтому будете четко произносить чистоговорки.

(чтение чистоговорок  по плакату)

Я думаю теперь, что вы постараетесь не допускать больше ошибки, не будем путать буквы.

9. Подведение итогов.

-Скажите мне пожалуйста чему же мы научились на уроке ?

(мы  учились различать звуки и буквы Д  Т)

-Что было интересного на уроке?

-Что для вас было трудное на уроке?

-Что же вы поняли на уроке?

-Чем они различаются наши звуки?

10. Рефлексия.

-Ребята послушайте меня внимательно , если вы хорошо работали на уроке  и всё у вас получалось , и никакие трудности не встретили  и не путались со звуками  Т и Д , то поднимите зелёную фишку.

-А если вы прекрасно работали , но чуть чуть путались со звуками Т и Д, тогда жёлтую фишку.

-А если было трудно и скучно на уроке  и ничего не получалось, то поднимите красную фишку.  

-Оцените пожалуйста свою работу.

-Я ребята хочу вам сказать,что вы сегодня очень хорошо работали: активно, старательно, внимательно, самостоятельно. Я думаю что вы теперь не будете путать эти звуки. А если у кого нибудь какие нибудь трудности то у вас обязательно всё получиться.

-Спасибо за урок . Всё было замечательно , вы молодцы .

А теперь урок окончен. До свидания.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)

Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным  по этой теме....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...