Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников
учебно-методический материал по логопедии по теме

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых  функций и процессов  у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на  анатомо-физиологические особенности нарушения, позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты  логопедического воздействия, обеспечивает более точную постановку логопедического заключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_otsenochnyy_profil.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика состояния речевых и неречевых функций у младших школьников

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых  функций и процессов  у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на  анатомо-физиологические особенности нарушения, позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты  логопедического воздействия, обеспечивает более точную постановку логопедического заключения.

Широкая распространенность и стойкость нарушений речи учащихся, их отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяют считать поиск эффективных путей преодоления этих нарушений одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

Проведенный анализ научной литературы  и непосредственная работа с детьми убеждают в том, что на  современном этапе  существуют ряд нерешенных задач:

  1. Развитие системы специального образования в направлении дальнейшей дифференциации обучения характеризуется возникновением новых, вариативных , ориентированных на сложную структуру речевого дефекта  методов коррекционно-развивающего психолого-педагогического воздействия, что требует более совершенных, тонких методик диагностики, поддержки и сопровождения детей.

2.Недостаточная разработанность некоторых положений коррекционной диагностики не позволяет успешно решать вопросы прикладного характера ( не создан приемлемый арсенал комплексных психолого-педагогических диагностико-коррекционных  средств).

3.Сегодняшняя практика решения диагностических задач  в школьной логопедии нередко характеризуется использованием разрозненных методик, что часто приводит к  провоцированию  диагностических  ошибок.

 Наше исследование выявило необходимость совершенствования диагностики при обследовании  школьников для установления типологии индивидуальных различий в структуре  дефекта.

Реализация поставленных задач оказалась возможной в результате проведения  экспериментальной работы, основанной на развернутом обследовании речевых и неречевых функций и процессов у детей.

Основные методологические принципы состоят в следующем:

Комплексный подход

Применительно к обследованию ребенка-это требование всестороннего изучения и оценки деятельности ребенка различными специалистами. Достижение такого уровня оценки возможно в структуре специально организованного обследования, позволяющего осуществить обмен диагностической информацией и отработать оптимальные приёмы  профессионального взаимодействия. На практике зачастую наблюдается склонность специалистов разного  профиля  к узкопрофессиональной интерпретации выявленных отклонений . В нашем исследовании в проведении диагностического обследования принимали участие логопед, психолог, учителя, воспитатели ГПД . Изучалась выписка из истории развития ребенка. Результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования  позволили обосновать и разработать индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

Целостный, системный анализ

Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития, а прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а также наличия сохранных звеньев. Поскольку развитие речи  взаимосвязано с такими  психическими процессами, как память, внимание, восприятие, мышление , у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и  психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.

Схема обследования школьников и  составленный на её  основе «Индивидуальный  оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций и процессов» позволяет наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования ребенка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей, обнаружить связи между выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями.

Принцип динамического изучения

Базируется на сформулированных Л.С. Выготским  положениях об общих  закономерностях развития нормального и аномального ребенка и о задачах актуального и ближайшего развития. Опираясь на эти положения была разработана методика соотносительного анализа, благодаря которой можно делать выводы об эффективности логопедического воздействия.

Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у учащихся  мы использовали количественный метод обработки данных. При составлении схемы обследования мы руководствовались методами обследования детей  с нарушениями речи, предложенными Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной. Нами было выделено 10 параметров обследования детей.  

Показатели и способы объективной оценки выполнения заданий необходимо было унифицировать как для получения сравнимых результатов, так и для достижения  необходимого единообразия. Важно, не теряя информации, выделить наиболее значимые параметры, так как при статистической обработке фактических данных излишняя информация искажает искомый результат. Была введена 4-х бальная система оценивания результатов обследования речевого и общего статуса детей. При выполнении всех заданий давалось 4 балла, т.е. по одному баллу за правильно выполненное задание; т.о. удалось достичь единообразия для получения объективных данных. С этой целью уровни стартовых характеристик (тот уровень на котором ребенок находится в данный момент) оценивались как низкий-1уровень, удовлетворительный-2 ур, средний-3 ур, достаточный-4ур.

Предложенное ранжирование необходимо для дальнейшего проведения промежуточного и итогового обследования ребенка с целью проследить динамику развития.

Следует подчеркнуть, что   количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов  и функций  у учащихся  ни в коей мере не  заменяют речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов обследования. Речевая карта отражает индивидуальное развитие, образцы детской речи, подтверждает логопедическое заключение. В то время как количественный подход  часто оказывается слишком общим, чисто качественным подходом  трудно подтвердить эффективность процесса (в силу отсутствия объективных критериев). Т.о. сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить объективную картину  состояния речи у ребенка.

Приложение 1

Состояние уровня развития речевых и неречевых функций.

I Звукопроизношение

II Фонематическое восприятие IIIСостояние активного словаря       IVГрамматический строй речи  VСвязная речь

VI Зрительно-пространственное восприятие

VII Мелкая моторика

VIII Артикуляционная моторика IXПисьмо

Х Чтение

Приложение 2

Сводная  таблица состояния речевых и неречевых  функций

Ф. И. учащегося

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I Звукопроизношение

II Фонематическое восприятие

III Состояние активного словаря

IV Грамматический строй речи

V Связная речь

VI Зрительно-пространственное восприятие

VII Мелкая моторика

VIII Артикуляционная моторика

IX Письмо

X Чтение

Критерии оценки

1-низкий уровень

2-удовлетворительный

3-средний уровень

4-достаточный уровень

На  каждого ребенка данной группы составляется речевой профиль, который отражает состояние речевых и  неречевых функций (приложение 1).

 Таким образом, наглядно видно  «западающие» звенья, то есть недостаточное развитие той или иной речевой или неречевой  функции у каждого ребенка. Опираясь на эти профили учителю-логопеду значительно проще будет наметить наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Для выявления стартового состояния речевых и неречевых функций и их развития всей группы, удобно составлять таблицу (приложение 2), где отображается среднее арифметическое каждой функции. По  результатам таблицы строится  диаграмма, по которой отслеживается динамика коррекционно-логопедической работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.

Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического...

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

Статья на тему " Особенности недоразвития неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией"

В данной статье представлен материал об особенностях неревых психических функций у младших школьников с дисграфией....

Формирование школьно-значимых функций у младших школьников

Статья раскрывает психологические аспекты формирования школьно-значимых функций у младших школьников...

Активизация неречевых процессов у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях.

В статье рассматриваются вопросы развития неречевых процессов (внимания, памяти,мышления, воображения, повышения мотивации) на логопедических занятиях....

К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и сходных состояний при задержке психического развития у младших школьников.

В статье освещаются особенности устной и письменной речи обучающихся младших школьников с первичной речевой недосформированностью (при общем недоразвитии речи) и вторичными речевыми нарушениями при за...