Активизация неречевых процессов у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях.
учебно-методический материал по логопедии

В статье рассматриваются вопросы развития неречевых процессов (внимания, памяти,мышления, воображения, повышения мотивации) на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipkina_n.a.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

  Активизация неречевых процессов у младших школьников с ЗПР                  на логопедических занятиях.

Сипкина Наталья Александровна

учитель-логопед МБОУ «АСОШ № 49», г. Абаза 

На  современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации.  В новых условиях педагоги  в большей степени, чем прежде, ориентированы на реализацию системно-деятельностного подхода. Комплексная целенаправленная деятельность   всех субъектов образовательного процесса, включающая психолого-логопедическое  сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, своевременное выявление индивидуально-типологических особенностей обучающихся, выбор оптимальных форм и методов коррекционной работы, обеспечивает формирование универсальных учебных действий.                                                                                                                  Сформированная мотивация – одна из основных движущих сил учения ребёнка. Учебная мотивация детей с ЗПР (задержкой психического развития) резко снижена. Для них длительное время ведущей  деятельностью продолжает оставаться игра в её элементарных формах. Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель-логопед  должен решать одну из основных педагогических задач на занятии – формирование учебных мотивов.                                                                                                                                                                Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя-логопеда. Прежде всего, учитель-логопед должен:                                                                                                            - заботиться о создании общей положительной атмосферы на занятии, постоянно снижать тревожность детей, стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;                                                                                                                                                                            - шире опираться на игру как ведущую деятельность ребёнка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе занятия, делать игру естественной формой организации быта детей на занятии и во внеурочное время;                                                                                                                                                - целенаправленно эмоционально стимулировать детей на занятии, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности;                                                                                                                                                                           -  возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, достижения; формировать  внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.                                                                                                                                                                              Для развития познавательных интересов  необходимо:                                                                                                          - избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта  ребёнка;                                                                                                                                                                         - не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям обучающихся);                                                                                                                                                        - использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;                                                                                             - стимулировать познавательный интерес многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, занимательными упражнениями и т.д.);                                                                                                               - использовать проблемно-поисковые методы обучения.    

Важным условием результативного использования  игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.  Игра может быть использована на различных этапах занятия.  Игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.  Систематическая реализация подобных представленным далее играм  позволит педагогам творчески подойти к проведению коррекционно-развивающих занятий, способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, расширению объёма внимания у детей с ЗПР,  позволяет добиться достижения обучающимися  метапредметных и личностных результатов, предусмотренных ФГОС ОВЗ.

                Игра «Зашифрованное слово»

Цель: Развитие устойчивого внимания, произвольной памяти, мышления.

Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово:

А) соловей, мотоцикл (ло-то)

Б) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)

В) поворот, пороша, канава (во-ро-на)

Задание: из каждого слова взять последние слоги. Составить новое слово:

А) мебель, ружьё (бель-ё)

Б) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)

В) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт).  

Шарады «Часть и целое»

Цели: Развитие слухового внимания,  слуховой и  зрительной памяти; формирование навыков слогового анализа и синтеза.

Логопед назначает детей на роли «живых» слогов. Каждому из них он обещает не целое слово, а только «его» слог. Затем «живые» слоги становятся один за другим, логопед читает текст шарады, дети пытаются отгадать слово. При затруднениях водящие могут подсказывать «свои слоги».

Я – дерево в родной стране.

Найдёшь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду. (сосна-насос)

Начало деревом зовётся,

Конец – читатели мои.

А в книге целое найдётся,

И в каждой строчке есть они. (бук-вы)

Слог  первый – восклицание,

Второй – достоин порицания,

А целое – на севере бывает

И жителей тех мест и греет, и питает. (о-лень)

Число и нота рядом с ним,

Но букву припиши согласную.

И в целом – мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную. (сто-ля-р)

Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши.

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги. (ре-Зина)

Я глубока и полноводна.

И вся страна гордится мной.

А «И» ты впереди прибавишь –

                 И стану птицей я лесной. (И-Волга).  

Игра «Слоговая арифметика»

Вариант 1.

Цель: Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного внимания и зрительной памяти, наблюдательности; обогащение словарного запаса.

Наглядные пособия: карточки с написанными первыми и вторыми «слагаемыми».

Детям раздаются карточки с «первыми слагаемыми», «вторые слагаемые» лежат на столе надписями вниз. Ведущий берёт со стола карточку, громко читает слово, дети смотрят на свои слова. Тот, чьё слово в «сумме» с названным даёт новое слово, говорит «моё», получает карточку и так, чтобы все видели, составляет на столе новое слово. Логопед показывает детям слова, которые нужно соединить в одно целое (1-й вариант); предлагает изъять из состава слова слово или слог (2-й и 3-й варианты). В любом случае получаются новые слова. Работа проводится в тетрадях, на доске или с наглядными пособиями.

1-й вариант. Сложение.

Пас + порт = ? (паспорт)

Воз + дух = ? (воздух)

Вес + на = ?  (весна)

Бал + кон = ? (балкон)

Буй + вол = ?  (буйвол)

Стол + яр = ?  (столяр)

Вино + град = ? (виноград)

Сено + вал = ? (сеновал)

Кипа + рис = ?  (кипарис)

Маска + рад = ? (маскарад)

Баран + ка = ? (баранка)

Пол + ка =? (полка)

2 –й вариант. Вычитание.

Баран – ка = ? (баран)

Полка – ка = ? (пол)

Буйвол – вол = ? (буй)

3-й вариант.  В два действия.

Зубр + ёж + ка = ? (зубрёжка)

Кот + ёлка – ка = ? (котёл)

Закон – кон + бор = ? (забор)

Липа – па + за = ? (Лиза).    

Вариант 2. «Примеры со словами»

Цель: Развитие мышления, речи, внимания, памяти, воображения, способности к творчеству.

Ежи – и + е + Вика = ягода  (ежевика)

Нота «до» + зарытые в земле ценности = ? (доклад)

Нота «до» + рожки улитки = ? (дорожки)

Кабан – ан + лук = ? (каблук)

Корь – ь + идол – л + р = ? (коридор)

Голос вороны + горное село = ? (караул)

С + мелкое место поперёк реки =?  (сброд)

С + место стоянки судов =? (спорт)

Шина – а + ель = ? (шинель)

Кедр – др + росинка = ? (керосинка)

Голос вороны + знак препинания = ? (карточка).  

«Анаграммы»

Цель: Развитие аналитико-синтетической деятельности, речи, внимания, памяти.

Образовать слова путём перестановки букв.

ЛОКША (школа)

КИЛВА (вилка)

ЧЕНЫТЫНВИ (вычитание)

ТРАДВКА (квадрат)

ОКОМОЛ (молоко).  

Использование коррекционно-развивающих заданий и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и мотивационной сферы обучающихся с ЗПР. Создаваемый на занятии благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует формированию и развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию        Данное занятие состоит из следующи...

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых  функций и процессов  у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на  анатомо-ф...

Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха

Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...

Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.

Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического...

Методы активизации речемыслительной деятельности у младших школьников на логопедических занятиях

Практика логопедической работы показывает, что одним из главных условий успешного овладения чтением и письмом является  способность размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием...

Активизация познавательных интересов у младших школьников на логопедических занятиях

Предлагаются виды упражнений по коррекции письменной речи при изучении лексических тем "Ягоды", "Грибы"....

Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...