План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида
план-конспект занятия по теме

Калякина Ирина Александровна

Кто не делится своими знаниями

подобен свету в бочке (эфиопская пословица)

 

Несколько вступительных замечаний к занятию

        Данное занятие состоит из следующих частей: разминки, основной части и заключительной. В содержание включены упражнения на моторику, сохранение зрения, игротренинг, ИЗО – деятельность.  Оно может быть использовано не только для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для детей дошкольных образовательных учреждений, а также будет полезно родителям при подготовке детей к школе. В списке литературы вы можете найти  интересные игры и задания, которые при их комбинировании помогут преодолеть трудности в обучении детей.

Успехов вам и вашим детям! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"

для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

по теме: "Справа-слева. Вверху-внизу. В центре.  Выше-ниже. Движение в заданном направлении.  Игротренинг".

Цель: упражнять детей в правильном обозначении предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить умению двигаться в заданном направлении.
  2. Научить адекватно выражать эмоциональные состояния.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать устойчивые координаты ("право - лево",  "вверх-вниз", "в центре",  "выше - ниже").
  2. Развивать зрительно-пространственное восприятие.
  3. Развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу, вежливость.

Оборудование: альбом, тетради, простой и цветные карандаши, ластик, шаблон круга.

         Педагог-психолог читает стихотворение А. Кондратьева  "Здравствуйте":

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй! –

улыбнётся он в ответ.

И, наверное,

Не пойдёт в аптеку

и здоровым будет много лет.

- Когда люди говорят  "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом.

Приветствие

          Детей просят рассчитаться на первые и вторые номера. Потом стать первым номерам во внутренний круг, а вторым номерам во внешний круг лицом друг к другу и направляться, сделав шаг в противоположном направлении. При этом каждый участник должен поздороваться с тем, кто будет стоять напротив. То есть поприветствовал, шаг в сторону, измени приветствие.

Примеры:

  • Пожать руку;
  • Кивнуть головой;
  • Помахать рукой;
  • Поднятие руки или кисти;
  • Потереться носами (по африкански);
  • Поклониться (по японски);
  • Сделать реверанс (по королевски);
  • Ладони сложить как для молитвы (по индийски);
  • Поздороваться глазами и.т.д.   

После выполнения данного упражнения дети отвечают на вопросы:

  1. В каком направлении двигались?
  2. Как определили?

Стихотворение "Где право, где лево?"

   Стоял ученик на развилке дорог,

    Где право, где лево

    Понять он не мог.

    Но вдруг ученик в голове почесал

    Той самой рукою, которой писал

    И мячик кидал, и страницы листал,

    И ложку держал, и полы подметал.

    "Победа!" - раздался ликующий крик.

    Где право, где лево, узнал ученик.

Обсуждение содержания стихотворения.

Педагог-психолог: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите её. Все предметы, которые вы видите на той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова вверху - внизу, в центре, выше – ниже? (Уточняет и эти понятия). А сейчас  предлагаю сегодня поиграть в интересные игры».

Основная часть

Игротренинг.

Игра " Где предмет? "

    Вариант I.        Педагог-психолог называет предметы.  Все остальные определяют его место расположения.  

Слова для справок: справа - слева, вверху - внизу, в центе, выше - ниже.

Вариант II. Педагог-психолог называет предмет, если он находится слева от нас, то дети поднимают левую руку, если справа – правую, если сверху, поднимают обе руки, если внизу, приседают.

Игра " Стань наоборот!"

        Каждому из детей следует стать не в заданном педагогом-психологом направлении, а наоборот.  По хлопку направление следует поменять.

Пример. Педагог-психолог говорит: «Слева от меня Коля, а справа – Никита». Но дети должны стать наоборот, т.е. слева Никита, а справа Коля. Хлопок и меняются местами.

Игра «Буратино»

         Дети стоят лицом к педагогу-психологу.

Правая рука вверх - прыжок на левой ноге.

Левая рука вверх  - прыжок на правой ноге.

Правая рука вверх – прыжок на правой ноге

Левая рука вверх  - прыжок на левой ноге.

Цикл прыжков повторяется несколько раз.

Физминутка

          Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Широко расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу,

Молодцы!

Влево – вправо, влево – вправо…

Упражнение для глаз

         И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.

Работа в тетради, ИЗО деятельность

Упражнение «Попади в центр!»

        Детям предлагается нарисовать круг диаметром 5 см. с использованием шаблона.  Затем держа руку с карандашом на столе поставив на локоть, по команде быстро поставить в центре пять точек. Локти не отрывать. Выигрывает тот, кто точнее всех поставит точку в центре.

Задание "Внимательно слушай и рисуй! "

        Педагог-психолог называет геометрические фигуры с указанием их места. Просит детей изобразить их в тетради согласно инструкции. Ребята зарисовывают их на указанном месте. Пример: вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центе круг и т д.

Задание "Нарисуй на салфетке!"

          Предлагается на салфетке слева нарисовать орнамент из кругов и треугольников, а на салфетке справа – из кругов и квадратов.  В центре каждой изобразить круг.

Заключительная часть

          Педагог-психолог: "При помощи цвета человек может выразить своё настроение. Если настроение хорошее, то его обычно "рисуют" яркими, светлыми цветами: жёлтым, оранжевым, красным, светло-зелёным, голубым… Плохое настроение – тёмные цвета: чёрный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать можно при помощи синего, зелёного, серого цветов. У вас в альбомах нарисован цветок. В цветке пять лепестков. У нас сегодня на занятии было пять основных дел. Вам нужно будет выразить своё отношение к каждому из них, т.е. раскрасить лепестки в цвета вашего настроения.

         Первый лепесток у нас будет "Приветствие". Вспомните, как мы друг с другом разными способами здоровались. Вы должны раскрасить один лепесток в тот цвет, который выражает ваше отношение к приветствию.

        Второй лепесток –  "Игры". Понравились ли вам игры? Раскрасьте.

Аналогично педагог-психолог вспоминает фрагменты занятия, и дети раскрашивают соответствующие лепестки.

       Третий лепесток – "Физминутка. "

       Четвёртый лепесток – "Задания в тетрадях".

       Пятый лепесток означает, довольны ли вы собой.

Примечание: детям можно предложить и самостоятельно нарисовать цветок с пятью лепестками.

Подведение итогов

          Педагог-психолог: "Посмотрите на цветы в своём альбоме и по очереди скажите, какое у вас настроение: хорошее, плохое или непонятное. (Обсуждение). Спасибо всем за работу.  Желаю хорошее настроение сохранить надолго!".

Используемая литература:

  1. Антонова С. Движение тела – движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа / Стелла Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32.
  2. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. – 4-е изд. – М: Вита-Пресс, 2004. – 80 с.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 6 -7 лет:  методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е., доп. и  перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 88 с.
  4. Соколова Е.И. Готовимся к школе «Форма, цвет, величина». Для детей 5-7 лет. Развивающая раскраска. – М.: ООО «Диларкон», 2005. – 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе VIII вида.

Как отмечается в Законе «Об образовании», «государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе ...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Мониторинг результатов образования младших школьников в коррекционной школе VIII вида»

Наиболее точным измерительным инструментов для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных  действиях является мониторинг.Мониторинг- это прежде всего инструмент, помогающий сам...


 

Комментарии

Дрябина Галина Викторовна

Ирина Александровна! Спасибо за интересный подбор материала!