Мониторинг результатов образования младших школьников в коррекционной школе VIII вида»
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Цырендоржиева Светлана Цыбенжаповна

Наиболее точным измерительным инструментов для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных  действиях является мониторинг.

Мониторинг- это прежде всего инструмент, помогающий самому педагогу "настроить" учебный процесс наиндивидуальные возможности каждого ученика,создать для него оптимальные условия для качественного  образовательного результата.Учитель,  умеющий правильно применять в своей работе мониторинг,  повышает качество образования.  В своей статье я рассказываю, как применяю мониторинг в своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_obucheniya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

              Цырендоржиева Светлана Цыбенжаповна

учитель начальных классов ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида.

«Мониторинг результатов образования  младших  школьников в коррекционной школе VIII вида»

В последнее время значительно изменился контингент учащихся поступающих в 1 класс. По сравнению с предыдущими годами сократилось количество детей с лёгкой умственной отсталостью, а с тяжелыми комплексными нарушениями  значительно выросло.

При поступлении учащихся в школу, я  провожу  входную диагностику,  т.к. учителю необходимо знать уровень знаний, умений и навыков, с которым ребенок поступает в 1 класс. Далее отслеживаю динамику по четвертям.

Все параметры оцениваю методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:

  • навыка нет – 0
  • начинающийся навык – 1
  • в стадии формирования – 2
  • сформирован – 3

     Данная система диагностики позволяет мне получить достоверную информацию о развитии общих способностей  каждого ребенка,  о его уровне развития и качественных особенностях, недостатков мыслительного процесса.

   Совершенствование процесса обучения невозможно без проведения мониторинга качества знаний.  Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

 Оценка результатов позволяет отследить уровень усвоения знаний, умения применить знания практически.

Итоговый контроль осуществляю в различных видах (система заданий по письму и развитию речи, по математике, по чтению и другим дисциплинам, проверочных работах, в упражнениях, тестах, заданиях с правилами, устных опросах). Результаты отражаются в журналах и картах динамического наблюдения, и дневниках индивидуального наблюдения, тематических мониторингах.

Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающихся, по четвертям провожу диагностику усвоения программного материала  и планирую коррекционную работу над пробелами в знаниях учащихся. На основании данных исследований в течение учебного года,  мне удается проследить динамику развития способностей учащихся, проанализировать причины неуспеваемости, разработать пути и методы по коррекции умственного развития ребенка.

Учитывая, разнородность состава контингента учащихся поступающих в 1 класс, я    стала уделять особое внимание  системе оценивания достижений результатов обучающихся.

При оценивании результатов обучающихся,   учитываю не только знания, но и сформированность их  жизненных компетенций. 

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их в связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении  общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, особенно в младшем школьном возрасте.

Мониторинг провожу 2 раза в год (сентябрь, май). Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.

 В своей работе применяю следующие способы мониторинга:

  • текущее наблюдение (взаимодействие ученика в классном коллективе, его поведение, отношение коллектива к ученику, поведенческие отклонения);
  • метод тестовых ситуаций (учитель создает ситуации, в которых ученик должен проявить настойчивость в выполнении  требуемого задания);
  • опросные методы (позволяют  получить информацию о познавательном и социальном развитии учащихся на основе ответов на  вопросы);
  •  социальный мониторинг (бытовые навыки, социально-бытовая ориентировка, соблюдения правил поведения в общественных местах).

После очередного этапа мониторинга в индивидуальную карту вношу дополнительную информацию о ребенке. Она содержит описание достигнутого уровня в сравнении с предыдущим уровнем достижений.

На основе описательной оценки определяю актуальные для каждого ученика цели работы на период до следующего мониторинга.

   В заключение хочу отметить, что только на основе  постоянного мониторинга можно увидеть  динамику обучения и   дать оценку результатам развития жизненных компетенций   учащихся.

Список использованных источников.

  1. Севрук А.И. Мониторинг качества преподавания в школе : учебное пособие- М. Педагогическое общество России 2004 г.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. (Под ред. И.М.Бгажноковой).
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  подготовительный, 1-4 классы. М., « П.», 2004. (Под ред. В.В.Воронковой).
  4. Н.Н.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова: Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения// Дефектология. №1/2010. С.6-22.
  5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...