ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
статья по математике (1,2,3,4 класс) по теме

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения  интересным [1; 2].

Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.

При  изучении темы «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости»  (4класс),  дети испытывают значительные трудности, так как прежде чем выполнить действие умножения или деления им приходится преобразовывать числа, полученные при измерении. Ученики допускают огромное количество ошибок при изучении данной темы. В связи с этим  учителю необходимо использовать на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения. Большая часть упражнений направлена на актуализацию знаний детей. Очень часто дети  даже не помнят единиц измерения длины или массы, их соотношения. Поэтому важно вспомнить весь материал, необходимый  для изучения данной темы.

Во избежание грубейших ошибок, используются упражнения на знание единиц измерения и их соотношения. 

Приведем примеры таких упражнений: 1) На наборном полотне выставить обозначения единиц измерения длины (массы, стоимости);                2) Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой мелкой до самой крупной; 3) Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой крупной до самой мелкой.

С целью формирования реального представления о единицах измерения, рекомендуется выполнять следующие упражнения: 1) Покажи на руках 1см, 1мм, 1 дм, 1м, 1км; 2) Почему нельзя показать на руках 1км; 3) Продолжи выражение: масса 1 яблока …; масса арбуза …; масса вагона угля …; 4) Продолжи выражение: ширина спички …; длина карандаша …; длина класса ….; расстояние до Москвы … .

Следующие два задания направлены на развитие воображения и мышления: 1) Придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости). Например, высота стены – 3м, масса тыквы – 7кг, цена ручки – 5руб.; 2) Придумай и назови число, полученное при измерении двумя единицами длины (массы, стоимости). Например,  расстояние до школы –  400м, масса картошки – 70кг , стоимость шоколада – 25руб.

Для повторения соотношений единиц измерения ученикам предлагаются упражнения, сопровождающиеся действиями: 1) Заполни пропуски на магнитной доске: 1м =…см; 1кг =…г; 1р =…коп; 1км =…м;  1дм =…см; 1см =…мм; 2) Поставь знаки  <,  >,  = (на магнитной доске): 1м …  100см; 1кг…1000г; 1р….1коп.

Затем предлагаются упражнения, направленные на формирование и закрепление умения преобразовать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами длины,  массы, стоимости.

Учащиеся проявляют большой интерес к упражнениям с элементами программирования. Например, 1) Вырази в мелких мерах, и выбери правильный ответ (работа на наборном полотне):

5 руб.                  .

ответы: 300 см. или 30 см

ответы:  500 коп или 50 коп.

2) Вырази в крупных мерах, и выбери правильный ответ (работа на наборном полотне):

7 дней

60 мин.

.

ответы: 1 неделя или 2 недели

ответы: 2 ч. или 1 ч.

С целью активизации умственной деятельности выполняются упражнения с использованием имён учеников данного класса и ситуации, связанные с жизнью класса. Эти упражнения направлены на развитие мышления. Например, 1) Реши задачу устно:

а) Нурлан и Гена сделали указки. У Нурлана длина указки 10см, а у Гены 20см.. Чья  укапзка длиннее? Почему?

б) Карина и Данияр помогали собирать морковь. Карина собрала 15 кг., а Данияр – 19 кг. моркови. Кто собрал больше? Почему? и т. п. 

На уроках по данной теме также необходимо выполнять различные упражнения, направленные на закрепления знания таблицы умножения и деления.

На этапе объяснения нового материала, формулировка правила несколько упрощена, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. Правило представлено в виде алгоритма, что также облегчает процесс запоминания. Оно представлено в следующем виде:

Чтобы выполнить действия с числами, полученными при измерении необходимо:

1. Выразить число в мелких мерах,

2. Выполнить действие (умножение или деление).

3. Выразить полученный ответ в крупных мерах.

Правило в полном объеме используется только на первых уроках, затем учащиеся видят только первые фразы алгоритма, что заставляет включать процессы памяти. На следующих уроках текст правила не вывешивается.

Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться  в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.

Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений, например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.

Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по теме « Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости».

      Важнейшим структурным элементом учебной деятельности является мотивационный. Мотивационный компонент составляют потребности, мотивы и интересы личности, то есть всё, что позволяет активно включаться в деятельность. У детей с ЗПР отмечается отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах. Динамика их мотивов выражается в относительном постоянстве преобладания игровых мотивов и возрастании доли широких социальных мотивов (желание избегать неудачи и неприятности, стремление зарабатывать деньги) и усилении влияния отрицательных мотивов. Сильным мотивом для многих детей с интеллектуальной недостаточностью с 1-го класса становится мотивация избегания неуспеха или наказания. Этот мотив создаёт отрицательный фон учебной деятельности. Опыт неудач и снижение уровня самооценки приводят к тому, что ученики уже не фиксируют внимание на отдельных школьных успехах, не проявляют настойчивого желания получить высокую отметку. Следствием этого является то, что многие школьники выражают нежелание посещать школу. Как избежать этого? Как помочь детям не потерять интерес к школе? На своих уроках я пытаюсь утомительное обучение превратить в радость познания. Поэтому в каждый урок я включаю специальные упражнения, которые с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации у детей, а с другой стороны положительно влияют на развитие психических процессов. Потому как обучение детей с ЗПР должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности.

В курсе математики 3-го класса (коррекционной школы VIII вида) изучаются темы “Многозначные числа” и “Зависимость между величинами: скорость, время, путь (расстояние)”, которые представлены в разделе “Многозначные числа” (на изучение этой темы отводится 12 часов). Для этих уроков я предлагаю использовать следующие развивающие упражнения:

Многозначные числа

1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.

и

л

м

н

о

1

2

3

4

5

3122154

- Какое слово у вас получилось? (миллион)

- Читаем это слово хором по слогам.

- Читаем хором с ударением.

- Читаем хором “как говорим”.

- Какая орфограмма в этом слове?

- Это слово словарное, его написание нужно запомнить.

2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

Предлагается 4 геометрические фигуры разных цветов. На каждой фигуре изображена цифра. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

- Какие фигуры вы запомнили?

- На какой фигуре располагалась каждая цифра?

- Каким цветом была каждая фигура?

Составим из данных цифр многозначное число.

- Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (четырёхзначное)

- Почему? (так как имеется всего 4 цифры)

Составьте.

- Какое число составили? (Дети называют каждый своё число.)

Попутно происходит объяснение поместного значения цифр в числах учеников.

3. Упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание.

Расшифровать и запомнить зашифрованные многозначные числа.

- Скольки значные числа у вас должны получиться?

- Почему?

имвкп

исаеот

Ключ к шифру:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

м

в

е

к

о

с

и

п

т

Время выполнения 35 – 45 секунд.

- Какие числа у вас получились?

Далее можно предложить учащимся дать характеристику каждому числу, а затем сравнить эти числа.

4. Упражнение на развитие распределения внимания и зрительной памяти.

Предлагаются цифры записанные на плакате следующим образом:

Запомнить цифры, записанные синим цветом. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

- Какие цифры вы запомнили?

- Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (пятизначное)

- Почему? (так как у нас всего 5 цифр)

Составьте наименьшее пятизначное число.

- Какое число у вас получилось?

- Почему для получения наименьшего числа вы расставили цифры именно в этом порядке?

Дайте характеристику этому числу.

Составьте наибольшее пятизначное число.

- Какое число у вас получилось?

- Почему для получения наибольшего числа вы использовали именно этот порядок цифр?

Дайте характеристику этому числу.

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние при равномерном прямолинейном движении

1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.

Детям предлагаются зашифрованные слова и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

а

в

е

и

к

м

н

о

р

с

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

947879ть

1825я

8099т7я632

- Какие слова у вас получились? (скорость, время, расстояние)

- Читаем все 3 слова хором по слогам.

- Читаем хором с ударением.

- Читаем хором “как говорим”.

Уточнение значения каждого слова.

Далее можно открыть на доске тему урока и предложить ученикам прочитать.

- Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? (Выявление зависимости между данными величинами.)

2. Упражнение на развитие мышления, усложненное запоминанием.

Узнать слова (подсказка: в словах пропущены гласные). Запомнить их. Время для запоминания 20 – 30 секунд

скрсть

лжнк

двглс

рсстн

пршл

- Какие слова вы узнали и запомнили? (скорость, лыжник, двигался, расстояние, прошёл)

Предлагаются числа: 18, 3. Составьте используя данные числа и разгаданные слова задачу на движение.

Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться  в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.

Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений, например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.

Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по теме « Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости».

                                                   Литература

1.   Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 401 с.

2.  Якиманская, И. С. Психологические основы математического образования : учебное пособие для пед. вузов / И. С. Якиманская. – М. : Академия, 2004. – 324 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?

Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному,  отвлеченному мышлению...

«Новые подходы к организации и содержанию начального обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых школьников необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить в них интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность.Именно...

Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида

Проанализирована литература по проблеме исследования; Изучена сформированность развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики; .Подобраны рекомендации для олигофренопедагогов для раз...

урок чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

урок чтения в специальной коррекциооной школе VIII вида "Зимнее утро" А.С. Пушкин...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...