Развитие речи
методическая разработка по логопедии по теме

Развитие речи с помощью скороговорок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ak_razvivat_rech_s_pomoshchyu_skorogovorok.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать речь с помощью скороговорок?

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Для того, чтобы у вашего ребёнка была красивая и грамотная речь, надо как можно чаще применять скороговорки. Тренируя произношение различных звуков с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения слов у детей. Именно быстрое произношение скороговорок вслух устраняет большинство дефектов речи, как у детей, так и у взрослых.

  Чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции  достаточно следовать простым правилам.

    Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова с ребенком, вы добьетесь великолепной четкости речи.

Шаг 1

    Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро - критическое заблуждение! Этим только можно испортить дикцию! Сначала нужно проговаривать скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге - правильно выучить скороговорку.

     Для примера возьмем скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложные буквы здесь – это Р, Д и Т. Соответственно разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая буквы Р, Д и Т: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. Нужно отрабатывать каждый звук в скороговорках, чтобы добиться лёгкости в произношении слов в повседневной речи.  

Шаг 2

   Когда ребенок сможет выговорить скороговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, нужно беззвучно проработать артикуляцию.

Шаг 3

   Отработав движения губ, пусть произнесёт текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые  произносит должны быть тихими, но четкими!

Шаг 4

   После того, как чётко получилось прошептать скороговорку, настало время проговорить её вслух. Пусть произносит медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно!

Шаг 5

   Теперь, когда  полностью выучен  и проработан текст, можно произнести его с разной интонацией, в разных "стилях": радостно и грустно, вопросительно и утвердительно, сердито и весело. Попросите ребенка проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Затем можно попробовать спеть фразу.  Потом продемонстрировать скорость речи.

Повторение скороговорок улучшает подвижность рта и языка, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков. Хорошая дикция поможет ребенку лучше адаптироваться в школе, выполнять устные задания, отвечать на уроках. Играть в скороговорки (в том числе и за призы) можно на праздниках, когда собирается много детишек. Наши предки активно использовали скороговорки для забавы, во время посиделок, не забывая, однако и об их обучающем потенциале. Ведь обычно скороговорки малыш произносит с удовольствием. А радость – залог успешного развития. Сегодня скороговорки – полноценный речевой тренажёр, им пользуются логопеды, речевые упражнения входят в программу подготовки дикторов телевидения, сценическая речь невозможна без скороговорок. Далеко не каждый взрослый произнесет без запинки «расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои». Что уж говорить про кроху, который только учится говорить. Тем важнее начинать тренировки с самого раннего возраста, учитывая уровень владения речью. Только подходить к самому обучению надо креативно, с задором, ни в коем случае не превращая игру в обязанность.

Автор: Назарова Марина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....