Автоматизация звука "Ш" в словосочетаниях и предложениях с применением компьютерной технологии "Игры для Тигры"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Вульфович Надежда Алексеевна

Применение КТ "Игры для Тигры" и традициооной методики работы по коррекцию звукопроизношения способствует успешному результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sh_v_slovosochetaniyakh_i_predlozheniyakh.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект индивидуального занятия с применением технологии «Игры для Тигры». Продолжительность занятия 20 минут 2 раза в неделю.

Тема: Звук «Ш». Этап автоматизации звука «Ш» в словосочетаниях и предложениях.

Планируемый результат:

Предметные УУД: Закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление понятий звук, слог, слово, предложение, текст. Закрепление и расширение словаря на основе слов со звуком  Ш. Автоматизация звука «Ш» в словах. Автоматизация звука «Ш» в словах. Воспитание правильного произношения звука «Ш» в словах.

Коррекционные: Закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на данных акустически-артикуляционных образах звука Ш. Отработка ритмической стороны речи. Отработка речевого дыхания необходимого для звука «Ш». Развитие фонематического слуха на материале слов со звуком «Ш». Формирование и развитие навыка звукового анализа, коррекция звукопроизношения на этапе автоматизации звука «Ш» в словах. Развитие и обогащение словарного запаса словами со звуком «Ш».

Метопредметные:

Регулятивные УУД.  Уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; работать по составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД .Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя; совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: применять свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: Воспитывать трудолюбие, усидчивость, желание достигнуть поставленной цели.

Оборудование: Компьютерная программа «Игры для Тигры». Блок  «Звукопроизношение», артикуляционный уклад звука «Ш», артикуляционная гимнастика для звука «Ш». Блок «Просодика», модуль «Дыхание», упражнение «Воздушный змей», Модуль «Слитность», упражнение «Облако», «Часы». Блок «Лексика», модуль «Словосочетание», упражнение «Профессии».

Ход занятия:

1.Организационный момент: психологический настрой на занятие, уточнение настроения ребёнка, объяснение цели занятия ребёнку.

2.Актуализация знаний, определение темы занятия.

Закрой глазки и внимательно слушай. (Учитель произносит звук «Ш»). Что ты услышал? (Звук)

Закрой глазки и внимательно слушай. Учитель называет слова со звуком «Ш». Что ты услышал? (Слова).

Закрой глазки и внимательно слушай. Учитель произносит предложение: «Шапка да шубка – вот наш мишутка. Что ты услышал? (Предложение).

Чем у мы будем учиться сегодня на занятии? (Будем учиться произносить звук «Ш в словах и предложениях).

3.Основная часть занятия. Повторение артикуляции звука «Ш». Блок «Звукопроизношение». Ребёнок самостоятельно рассказывает об артикуляции звука «Ш».

Правильная артикуляция звука.

При произнесении звука «Ш»:

- губы вытянуты вперед и округлены;

- зубы сближены до расстояния 4-5 мм;

- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов;

- средняя часть спинки языка прогибается;

- задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому

небу;

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

- сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом;

- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

4.Отработка артикуляционного уклада звука «Ш».

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.

«Дудочка»

С напряжением вытянуть губы вперед.

«Кружочек»

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

«Непослушный язычок»

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

«Лопатка»

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

«Качели»

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Болтушка»

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

«Чашечка»

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки».

«Красим верхний заборчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

«Красим потолок»

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

5.Отработка правильного плавного длительного выдоха необходимого для произношения звука «Ш».

Блок «Просодика». Модуль «Дыхание». Упражнение «Воздушный змей». Регулирование речевой активности за счёт изменения скорости движения мультипликационных объектов на экране монитора. Регулирование параметров чувствительности микрофона с учётом актуального состояния просодических характеристик речи ребёнка.

6.Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях и предложениях. Отработка плавного произношения фразы. Упражнение «Облако».

1. Повтори предложения, произнеси его, так чтобы облачко двигалось без остановки.

Гриша пошёл к камышам. Миша играет в шахматы. У Паши машина.У Наташи шёлковый шарф. Мышонок упал в кувшин. У машины шина.

2.. Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. Шляпа большая. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь.

3. Произносить (читать) тексты.упражнение «Часы»

Петушок, петушок,                                  Мы кормим нашу Машу.

Отдай Маше гребешок!                           Маша, Маша кушай кашу.

 

Тише мыши, тише мыши!

Кот пришёл на нашу крышу.

4. Развитие и обогащение словарного запаса словами со звуком «Ш» по теме «Профессии», развитие способности выделение звука «Ш» в словосочетаниях и предложениях, развитие операции классификации слов по заданному признаку.

Работа строится с усложнением заданий.

  1. Задание на установление связей между ядерными и полярными словами, составление  и развитие умения использовать в речи простые грамматические конструкции. Повару нужна кастрюля. Швее нужна иголка нитки.
  2. Задание направлено на формирования умения построения и использования в речи простого распространённого предложения. Повару нужна поварёшка, кастрюля. Швее нужна иголка, нитки, швейная машинка.

Задание направлено на закрепления умения устанавливать связи между ядерными и полярными словами, составлять и использовать в речи простые грамматические конструкции.

В ходе работы определяются слова со звуком «Ш», выполняется их звуковой анализ, находится место звука в слове, составляется словосочетания с этим словом, предложение.

5.Выделение слов со звуком «Ш» в потоке речи.

Прослушай стихотворение и назови слова со звуком «Ш».

Маша нашему малышке шила новые штанишки,

Шила шубку, шила шарф

Для Мишутки-малыша.

-Кто Маша по профессии? (Швея)

-Какие слова со звуком «Ш» запомнили?

Заучивание стихотворения «Маленькая швея».

 7..Повторение правильной артикуляции звука.

При произнесении звука «Ш»:

- губы вытянуты вперед и округлены;

- зубы сближены до расстояния 4-5 мм;

- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов;

- средняя часть спинки языка прогибается;

- задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу;

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

- сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и   мягким     небом, и между кончиком языка и твердым небом;

- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

8.Оценка работы ребёнка на занятии, анализ достижений, выяснение настроения ребёнка после занятия.

9. Домашнее задание.

Отработка артикуляционных упражнений для звука «Ш», удержание правильной артикуляции звука «Ш», произнесение звука «Ш» в словах, контролировать своё произношение перед зеркалом.

10.Рефлексия.

Перед тобой лесенка знаний. Нарисуй себя на той ступеньке, на которую ты поднялся сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий в начальной школе

Статья из опыта работы о применении компьютерных технологий в начальной школе...

Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"

На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

Автоматизация Рь в словосочетаниях и предложениях Презентация-Занятие 2 Маковеевой Г.Н.

Полная версия презентации-занятия 2 по автоматизации Рь в словосочетаниях и предложениях доступна по ссылке:   https://yadi.sk/i/qzHsn_YyF9PDPg ...

Комплекс заданий и упражнений для автоматизации твердого звука Р в словах и словосочетаниях и предложениях. Часть III

В презентацию включен материал по автоматизации твердого звука Р с вловах. Составлена на основе речевого материала авторов Богомоловой А.И. и учителя-логопеда Матыкиной И.А.. Подобраны яркие слайды. М...

Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях.

В материале представлен конспект  логопедического занятия  в 4 классе (программа 5.2)....