Главные вкладки

    Технологическая карта занятия "Дифференциация гласных И-Ы".
    план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

    Гусева Наталья Николаевна

    Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.

    Создание условий для развития умений различать буквы Ы-И на материале слогов и слов. Формирование системы научных знаний по теме: "Правописание слов с жи и ши".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2»

    Дифференциация  гласных Ы – И.

    Открытое занятие с учащимися 2 класса,

    имеющими недостатки письма и чтения,

    обусловленные общим недоразвитием речи.

     (С использованием ИКТ.)

    (Городское методическое объединение

    учителей-логопедов)

    Гусева Наталья Николаевна

    учитель-логопед

    II квалификационная категория

    г. Радужный

    Тема: «Дифференциация гласных Ы- И.»

    Предметные УУД. Создание условий для развития умений различать буквы «И» - «Ы» на материале слогов и слов. Формирование основы системы научных знаний по теме: «Правописание слов с жи и ши».

    Метапредметные УУД.

    Познавательные:

    • совершенствование навыка работы с информацией;
    • нахождение общих схем решения;
    • совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;
    • совершенствование грамматического строя речи.

    Регулятивные:

          ●  развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов

               артикуляции;

          ●  развитие всех видов восприятия;

    • развитие связной речи.  

    Личностные: 

         ● формирование положительной учебной мотивации.

         ●  формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;

    ● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;  

    Коммуникативные:

    ● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.    

    Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); изображение мальчика Мишки и маленькой мышки; буквы Ы,И, слова-паронимы (для доски), ромашки для записи слов,  тетради, домики с буквами И, Ы, ИЫ; карточки с чистоговорками; мультимедийная аппаратура для презентации; звёздочки для самооценки работы учащихся.

    Учебно-методическая литература:

    1. Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – СПб: КОРОНА принт, 2006. – 208 с., ил.

    2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для

        логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.-384 с., ил.

    3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.

        Мазанова – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 184 с.

    4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь

        для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. – Смоленск:

        Изд-во «Ассоциация ХХI век», 1998. – 72 с.: ил.


    Этапы урока

    Ход занятия

    Деятельность

    учителя-логопеда

    Деятельность учеников

    I. организационный этап

    1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

    (Слайд № 1)

    Логопед читает стихотворение:

    - Для ребят звенит звонок,

      Начинается урок.

      Время даром не теряйте,

      На вопросы отвечайте,

      Дружно тему обсуждайте.

      Не пройдёт ваш даром  

                                         труд,

      Знанья пользу принесут.

    Дети внимательно слушают.

    2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.

    Ребята, чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат к работе, а также громко и чётко отвечать сделаем гимнастику для язычка:

    - лягушка-хоботок

    - лопаточка

    - накажем непослушный

       язычок

    - киска сердится

    - упрямый ослик

    - трубочка

    - чистим нижние зубы

    - качели

    Молодцы!

    Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.

    3. Совершенствование  движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

    Мы хотим, чтобы не только наш язычок работал хорошо, но и наши пальчики:

    - Ах, вода, вода, вода!

      Будем чистыми всегда!

      Брызги - вправо, брызги -    

                                       влево!

      Стало мокрым наше тело!

      Полотенчиком пушистым  

      Вытрем ручки очень  

                                     быстро.

    Хорошо. Молодцы.

             

    Дети выполняют ритмичные движения кистями и пальцами рук с голосовым сопровождением.

    II. Основной этап

    4. Знакомство с парой гласных на материале загадок.

    Развитие смекалки, мышления.

    Расширение пассивного и активного словаря.

    - А сейчас послушайте

    пожалуйста  загадки и

       отгадайте их:

    - В подполье, в каморке

      Живёт она в норке,

      Серая малышка,

      Кто же это?

       (Слайд № 2)

    Вторая загадка:

     - Зверь забавный

       Сшит из плюша,

       Есть и лапы,

       Есть и уши.

       Мёду зверю дай немного.

       И устрой ему берлогу.

      (Слайд № 3)

    -Молодцы отгадали загадки: мышка и мишка.

    - Ребята, эти слова    

       похожи?

    - А чем они различаются?

    - Мишка слышим гласный  

       звук  И. Какую букву

       напишем?

     (Слайд  № 4)

    - Мышка слышим гласный

      звук Ы. Какую букву

      напишем?

       (Слайд № 5)

    Хорошо.

    Дети слушают загадки и отгадывают их.

    - Мышка.

    - Мишка.

    - Похожи.

    - В слове мишка гласный    

      И, а в слове мышка гласный Ы.

    - Букву И.

    - Букву Ы.

    5. Определение темы занятия.

    - Сделаем  вывод о теме  

       занятия.

    - Чему сегодня учимся?

    (Слайд № 6)

    - Зачем нам нужно уметь их различать?

    - Какой буквой обозначается звук Ы?

    - Какой буквой обозначается звук И?

    Молодцы. Хорошо.

    - Различать звуки и буквы И-Ы.

    - Чтобы правильно писатьв словах.

    - Буквой Ы.

    - Буквой И.

    6. Закрепление знаний норм артикуляции звука И и звука Ы

     Произнесите перед зеркалом звук И.

    - Как работает наш речевой аппарат?

    Дайте характеристику  

     звуку Ы.

    Произнесите перед зеркалом звук Ы.

    - Как работает наш речевой аппарат?

    Узнайте изолированные звуки по беззвучному артикулированию.  

    Логопед показывает.

    - Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута.Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    - Гласный.

    - Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся).

    Дети узнают по показу.

    Называют звуки.

    7. Работа над новым материалом. Соотнесение звука и буквы на материале игры «Симофор».

    Мишка и мышка предлагают вам поиграть со звуками и буквами. Игра «Симофор»

    - Внимательно слушайте слоги.

    - Поднимите букву И если

       услышите звук И

    - Букву Ы если услышите  

       звук Ы.

    - бы, би, ри, ны, ни, сы, вы,    

       ги,гы, лы, пи.

    Молодцы.

     

    Дети внимательно слушают слоги и поднимают соответствующую букву.

    8.  Развитие фонематического анализа и синтеза через работу со слоговыми таблицами.

    А теперь наши герои предлагают вслух прочитать пары слогов.

    Первый раз читаем по горизонтали, а второй – по вертикали.

    (Слайд № 7).

    - Как звучат согласные перед Ы?

    - Твёрдость согласного как обозначаем на письме?

    - Как звучат согласные перед И?

    - Мягкость согласного как обозначаем на письме?

    Молодцы правильно.

    Дети читают хором.

    мы-ми   вы-ви   зы-зи

    ми-мы   ви-вы   зи-зы

    - Твёрдо.

    - Синим цветом.

    - Мягко.

    - Зелёным цветом.

    9. Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со слогами.

    Мишка и мышка ещё хотят поиграть с вами. Для этого открыли тетради. Записали число.

    - Запишим слоги в две строки.

    - Каким цветом обозначим твёрдость согласного?

    Поставим на первой строке синюю точку.

    (Слайд № 8) Какую букву будем писать после твёрдого согласного?

    - Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Слайд № 9)

    Поставим на второй строке зелёную точку.

    - Какую букву будем писать после мягкого согласного звука?

    Спинки держим ровно. (Слайд № 10)

    - Слушаем внимательно.     Запишите слоги в две строки

     Слоги: пи – пы, ты – ти, ры – ри, ми – мы, ни - ны, кы – ки, ви – вы.

    - Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.  

    - Возвращаем тетради.

    - Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте слоги 2-й строки.

    - Посмотрите, где в слогах спрятались слова?

    Молодцы справились с заданием.

    - Синим.

    - Зелёным.

    - И.

    Взаимопроверка.

    Читают сначала слоги 1 строки, затем второй строки.

    - Мы, вы, ты.

    10.Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

    Физкультминутка

    Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Друг наших героев Малик предлагает  вместе с ним немного подвигаться. Будем повторять движения.

    Логопед включает физкультминутку с музыкальным сопровождением и показывает на экране мультимедийной установки.

    Ученики смотрят на экран и повторяют предлагаемые движения.

    11.Развитие зрительного и слухового внимания на материале игры «Добавь словечко» (слова –  

    Паронимы).

    Ребята, мишка и мышка предлагают вам поиграть в игру «Добавь словечко».

    Подберите подходящее слово, записанное на доске и дополните предложение.

    - Я в походе … (был).

    - В барабан я … (бил).

    - Чем различаются  

       написанные слова?

       

    - Волк в долине … (выл)

    - Я верёвки … (вил).

    - Чем различаются  

       написанные слова?

    - Малыш был очень ..(мил)

    - Он руки мылом … (мыл).

    - Чем различаются  

       написанные слова?

    - Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? (Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова).

     

    - Вам известно значение слова мил (привлекательный на вид, хорошенький).

    - Значение слова вил (плёл, делал).

    Хорошо.

    - Был.

    - Бил.

    - Буквами Ы-И.

    - По смыслу.

    - Выл.

    - Вил.

    - Буквами Ы-И и по смыслу.

    - Мил.

    - Мыл.

    - В одних словах пишется Ы, в других пишется И.

    - Согласный перед Ы звучит твёрдо, а перед И мягко.

    - Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова.

    12. Развитие навыка словоизменения через игру «Один – много» (с перекидыванием мяча).

    Наши герои хотят с вами немного поиграть в знакомую нам игру «Один-много». Встали из-за парт.

    - Я кидаю вам мяч и называю предмет в единственном числе. Вы, возвращая мяч, называете то же слово во множественном числе и выделяете последний звук – Ы или И..

    Образец: стол – столы, конь – кони.

    Кость – …

    Стена – …

    Зуб – …

    Яблоко – …

    Зонт – ….

    Нос – ….

    Комар - …

    Книга- …

    Слива- …

    Спичка-…

    - Обратите внимание на место звука Ы в словах.

    - А в предыдущем задании где стоит?

    - Звук Ы никогда не стоит первым.  Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет.

    -Ы на вид весьма сурова,

    -Но характером скромна:

    -Никогда в начале слова

    -Не становится она.

    - кости

    - стены

    - зубы

    - яблоки

    - зонты

    - носы

    - комары

    - книги

    - сливы

    - спички

    - Звук Ы находится в    

       конце слова.

    - В середине слова.

    13. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания на материале игры «Шифровальщики».

    А теперь наши герои хотят поиграть в игру «Шифровальщики».

    - Зашифруйте слова.

    - Запишите слово графически, разделите слово на слоги, найдите место буквы Ы или И в слове, и запишите соответствующую букву.

    Слова: такси, рысь, павлин, плитка, снежинки, вилы, коты, малыши, тигры, звери.

    Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило.

    - Как звучат в этих словах согласные звуки перед И?

    - Но писать мы будем после твёрдых Ж и Ш какую гласную?

    - Почему?

    Снежинки, малыши

    ЖИ-ШИ – пиши с гласной И.

    Твёрдо!

    - Потому, что это правило.

    14.Закрепление умения различать звуки С и Ш на материале игры «Рассели слова».

    Ребята, мишка и мышка приготовили для вас ещё одну игру «Рассели слова».

    - Нужно предметы расселить по домикам. Слова со звуком И в домик с буквой И, слова со звуком Ы в домик с буквой Ы.

    - Назови предметы и «рассели» их по домикам.

    Предметы: плита, носки, пуговицы, малина, дыни, мыло и т.д.

    - Дети по очереди берут картинки и выставляют на доску под изображением домиков.

    - В слове носки слышим   И, отправляем в домик  где живёт И.

    - В слове мыло слышим Ы, отправляем в домик где живёт Ы.

    - В слове малина слышим Ы и И, отправляем в третий домик.

    III . Заключительный этап

    15.Уточнить, проанализировать полученные знания

    - К сожалению,  наше занятие подошло к концу.

    - Давайте вместе вспомним:

    - Чему мы учились на  

       уроке?

    - Скажите, с какими согласными «дружит» гласная И, а с какими Ы.

    Ребята, мишка и мышка хотят, чтобы вы очёнь чётко проговаривали эти звуки. Поэтому они предлагают вам чистоговорку, чтобы вы дома её выучили.

    (Слайд № 11)

    Послушайте:

    (Слайд № 12)

    – Вы малину мыли ли?

    – Мыли, но не мылили.

    – Какие звуки будете выделять голосом? Назовите их. (ы-и.)

    Учились различать звуки и буквы Ы – И.

    - Гласная И дружит с мягкими согласными.

    - Гласная Ы с твёрдыми согласными.

    - Звуки Ы – И.

    16. Рефлексия

    - Кому, какое задание понравилось?

    - С каким настроением уходите с урока?

    - Как бы вы оценили свою работу? (Слайд № 13)

    - Все работали хорошо,  

      всем спасибо, урок  

      закончен.

    Называют понравившиеся задания.

    Говорят о настроении.

    Оценивают свою работу  с помощью «пяти звёзд».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

    Технологическая карта урока Правописание гласных букв в изученных орфограммах

    технологическая карта урока русского языка 2 класс по УМК Перспективная начальная школа...

    Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

    В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

    Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

    В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

    Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

    Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

    Технологическая карта «Решение проектной задачи «Детский магазин». Закрепление знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и ь»

    Цель: Обобщить способы письма и чтения, формировать орфографическое  действие, решать проектную задачу.                          ...