Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
статья по логопедии по теме

Жаркова Виктория Викторовна

Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Кроме того, речь детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может полноценно осуществлять функцию общения. За основу взяты логопедические методики обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные И.Д.Коненковой, Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой, Т.Б..Филичевой, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика  обследования  устной  речи  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  умственной  отсталостью

За  основу  взяты  логопедические  методики  обследования  речи  детей  дошкольного  возраста,  разработанные  И.Д.Коненковой,  Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой,  Т.Б..Филичевой,  Л.В.Лопатиной,  Н.В.Серебряковой.

Направление 1.  Обследование  строения  и  моторики  артикуляционного  аппарата

Прежде  всего  необходимо  выявить  аномалии  в  строении  губ,  языка,  челюстей,  нёба.  Затем  проверяется  моторика  артикуляционного  аппарата.

Инструкция:  «Посмотри  и  сделай  как  я,  подержи  язычок/губы  в  таком  положении,  пока  я  буду  считать». Ребёнок  выполняет  каждое  упражнение  под  счёт  экспериментатора  от  1  до  10.

«Улыбка»  (оскал)

«Хоботок»  (губы  вытянуты  в  трубочку)

«Лопатка»  (широкий  передний  край  языка  положить  на  нижнюю  губу)

«Иголка»  (узкий  язык  высунуть  далеко  вперёд)

«Улыбка» - «хоботок»  (чередование  движений)

«Качели»  (рот  открыт,  попеременно  поднимать  кончик  языка  к  верхним  зубам  и  опускать  к  нижним  зубам)

«Маятник»  (кончик  языка  переводить  от  одного  уголка  рта  к  другому)

«Лошадка»  (щёлкать  языком  медленно  и  сильно)

«Орешек»  (оттопырить  правую,  затем  левую  щеку  языком,  рот  закрыт)

Оценка:

5  баллов – все  движения  доступны,  выполнение  точное,  объём  полный,  тонус  нормальный,  темп  хороший,  удержание  позы  свободное,  переключаемость  не нарушена;

4 – все  движения  доступны,  объём  полный,  тонус  нормальный,  темп выполнения  и  переключаемость  несколько  замедлены.  1-2  движения  выполняются  со  второй  попытки;

3 – движения  выполняются,  темп  выполнения  и  переключаемость  снижены,  объём  движения  неполный,  отмечается  длительный  поиск  позы  во  многих  заданиях,  истощаемость,  напряжённое  удерживание  позы,  требуются  повторные  показы  движений;

2 – для  выполнения  большинства  движений  требуется  подробная  инструкция,  наблюдается  быстрая  истощаемость,  вялость  или  чрезмерное  напряжение,  тремор  кончика  языка,  сопутствующие  движения,  гиперсаливация,  некоторые  движения  не  удаются;

1 – невыполнение,  отказ  от  деятельности.

Направление  2.  Изучение  звукопроизносительной  стороны  речи

Проводится  обследование  произношения  согласных  (если  есть  необходимость,  то  и  гласных)  звуков  изолированно  и  на  материале  слогов,  слов,  фразовой  речи.  Ребёнку  предлагают  назвать  картинки,  повторить  за  экспериментатором  слова  и  фразы,  используют  и  результаты  наблюдения  за  инициативными  высказываниями.  

Оценка:

5  баллов – все  звуки  произносятся   правильно;

4 – один-два  звука  недостаточно автоматизированы,  т.е.  в  самостоятельной  речи  ребёнок  произносит  эти  звуки  неправильно,  но  при  указании  на  ошибку  исправляет  их;

3 – нарушено   произношение  группы  звуков,  но  не  более  пяти;

2 – нарушено  произношение  двух-трёх  групп  звуков,  но  не  более десяти  звуков;

1 – нарушено  произношение  более  10  звуков.

Направление 3.  Обследование  фонематического  слуха

  1. Отражённое  воспроизведение  слоговых  рядов  (пар)

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».  Экспериментатор  предлагает  повторить  серии  из  трёх  слогов  с  оппозиционными  звуками.  Если  ребёнок  дефектно  произносит  звуки  в  предлагаемых  пробах,  обследуется  различение  фонем  на  невербальном  уровне.

да-та-да                   та-да-та                  са-ша-са                  ша-са-ша                      

га-ка-ка                    ка-га-ка                     жа-ша-жа               ша-жа-ша

ба-па-ба                    па-ба-па                    ча-тя-ча                  тя-ча-тя   

ка-ха-ка                    ха-ка-ха                     ся-ща-ся                  ща-ся-ща

са-за-са                    за-са-за                      ра-ла-ра                   ла-ра-ла

ва-фа-ва                   фа-ва-фа

2.  Отражённое  воспроизведение   рядов  (пар)  слов

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».

кот-год-кот                                   том-дом-том

день-тень-день                               почка-бочка-почка

Оценка:

  1. баллов – все  задания  точно воспроизводятся;

4 – имеются  единичные    случаи  ошибочного  воспроизведения  рядов  слогов  или  слов,  но  при  этом  слоговая  пара  воспроизводится  точно;

3 – задание  выполняется  в  замедленном  темпе,  в  большинстве  заданий  ряды  воспроизводятся  неточно,  но  пары – точно;

2 – большинство  заданий  выполняется  только  после  повторных  проговариваний,  при  этом  чаще  всего  ряды  воспроизводятся  неверно,  иногда  ошибочно  воспроизводятся  и  слоговые  (словесные)  пары;

1 – невыполнение.

3. Различение  на  слух  оппозиционных  фонем  на  материале  слов

Инструкция:  «Если  я  правильно  назову  картинку,  хлопни  в  ладоши,  если  неправильно – не  хлопай».  Картинки:  санки,  шляпа,  старушка,  птенец.

Шанки-фанки-сянки-санки-танки

Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа

Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска

Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч

Оценка:

  1. баллов – все  задания  выполнены  верно;

4 – часть  заданий  выполняется  с  ошибкой,  но  ошибка  исправляется  самостоятельно;

3 – ошибки  исправляются  после повторного  воспроизведения;

2 – часть  заданий  недоступна,  при  выполнении  требуется  повторное  воспроизведение;

1 – невыполнение.

  1. Изучение  дифференциации  звуков  в  произношении

Серия  А. Повторение  пар  слов:

мишка – миска                                рожи – розы

чёлка – тёлка                                  цапля – сабля

каска – качка                                  чёлка – щёлка

галька – гайка                                 галка – галька

рак – лак                                          марка – майка

моряк – маяк                                  почка – бочка

тачка – дачка                                 кости – гости

мышка – мишка                             косы – козы

Серия  Б.  Повторение  фраз:

Старший  братишка  рассказывал  страшную  сказку.

Старушка  сушила  пушистую  шубу.

Течёт  речка,  печёт  печка.

Юля  уронила  фарфоровое  блюдце.

Чайка  отличается  от  цапли.

У  Сони  цветик-семицветик.

Жутко  жуку  жить  на  суку.

В  домишке  жили  мышки.

Оценка:

  1. баллов – все  задания  выполнены  верно;

4 – встречаются  единичные  ошибки,  которые  исправляются  самостоятельно,   задание  выполняется  в  несколько  замедленном  темпе;

3 – задание  выполняется  в  замедленном  темпе,  много  ошибок,  некоторые  ошибки  исправляются  самостоятельно,  часть  заданий  недоступна;

2 – задания  выполняются  с  ошибками,  большинство  заданий  недоступны;

1 – неадекватные  ответы,  отказ  от выполнения.

Направление 4.  Изучение  сформированности  слоговой  структуры  и  звуконаполняемости  слов

1. Отражённое  воспроизведение  слов.

Инструкция:  «Послушай  и  повтори  за  мной».

бегемот                         сосна

танкист                        сквозняк

лекарство                    сковорода

термометр                   пингвинёнок

фотографирую

Оценка:

  1. баллов – все  слова  точно  воспроизводятся;

4 – большинство  слов  воспроизводится  точно,  однако  темп  воспроизведения  несколько  замедлен,  могут  быть  запинки;

3 – слова  воспроизводятся  в  замедленном  темпе,  с  запинками,  1-2  слова  с  искажением  слоговой  структуры;

2 – большинство  слов  воспроизводится  с  искажением  слоговой  структуры,  требуется  повторное  предъявление  материала;

1 – отказ  от  выполнения,  неадекватные  ответы.

  1. Отражённое  воспроизведение  фраз.

Инструкция:  «Послушай  предложение  и  повтори  в  точности  как  я».

Хоккеисты  выиграли  турнир.

Лариса  связала  братишке  джемпер.

Утром  на  деревьях  защебетали  ласточки.

Саша  возвращается  с  работы  на  транспорте.

Мама  покупает  в  универсаме  фрукты.

Оценка:

  1.  баллов – все  фразы  точно  воспроизводятся;

4 – в  основном  все  фразы  воспроизводятся  точно,  отмечается  несколько  сниженный,    темп,   запинки;

3 – отмечаются  искажения  слоговой  структуры  слов,  искажения  структуры  предложений  без  искажения  смысла;

2 – многочисленные  искажения  слоговой  структуры  слов,  структуры  предложения,  как  без  искажения  смысла,  так  и  с  искажением,  требуется  повторное  предъявление  материала;

1 – отказ  от  выполнения,  неадекватные  ответы.

Таким  образом,  максимально  успешный  результат  за  всю  методику  составляет  35  баллов.

Количественная  обработка  результатов  представлена  в  табл.

Таблица  

Обработка  и  анализ  результатов  обследования  речи  дошкольников  с  умственной  отсталостью

Параметры

обследован.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Средний  балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Моторика

2

3

3

3

2

3

3

3

3

2

2,7

Звукопроизн

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2,0

Фонем.слух

8

7

9

8

9

7

8

7

9

7

7,9

Слогов.стр.

5

4

6

6

7

4

8

6

7

3

5,6

Общий балл

17

16

20

19

20

16

21

18

21

14

18,2

%  успешн.

48%

45%

56%

53%

58%

47

%

61%

51%

62

%

39%

52%

Уровень успешности

I

I

II

II

II

I

II

II

II

I

II

Высчитанное  количественное  выражение  качества  выполнения  методики  (в  %)  можно  соотнести  с  одним  из  четырёх  уровней  успешности:

IV  уровень – 100 – 80%  успешности;

III  уровень – 79,9 –65%;

II  уровень – 64,9 – 50%;

I  уровень – 49,9%  и  ниже.