Урок логопеда для учащихся 3 класса по теме "Звуки З и С"
план-конспект урока (логопедия, 3 класс) по теме

Урок логопеда для учащихся 3 класса по теме "Звуки З и С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_z_i_s.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

Звуки С и З

Учитель – логопед

Большакова Ольга

Владимировна

2008г.

Цели:

1) закреплять у учащихся знания о сходствах и различии звуков С и З, их графических образов, учить дифференцировать С и З в словах и предложениях;

2)развивать слуховое и зрительное внимание, фонематические процессы, слоговой анализ, мышление, память, активизировать словарь по теме «Зима»;

3) воспитывать собранность, позитивный настрой на результат учебной деятельности, интерес к природным явлениям.

 

Оборудование: 

ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения), индивидуальный раздаточный материал, звуковые линейки

Ход занятия

  1. Организационный момент.

-проверка готовности к занятию

-рапорт дежурного

Слайд 1

  1. Подготовительный этап.

а) ориентировка в текущем моменте.

-Как называется урок?

-Чем занимаются дети на уроках логопедии?

-психологический настрой на успешную работу (анализ параметров успешности – табличка «оценка 5»)

б) знакомство с планом  занятия

Речевая разминка

Найди четвёртый лишний

Слушаем стихотворение

Анализируем и сравниваем звуки

Работаем с буквами

Читаем слоги

Различаем звуки в словах

Работаем с предложениями

в) речевая разминка (чистоговорки)

-Помочь чисто и выразительно говорить на уроке нам помогут чистоговорки. Каждую новую рифмовку первый раз произношу я, вы внимательно слушаете, а второй раз произносим вместе.

          Ок – ок – ок – начинается урок

          Ать – ать – ать – не будем время мы терять

          Аш – аш – аш – проверим ручку, карандаш

          Ик – ик – ик – и, конечно же, дневник.

г) задание «Четвёртый лишний»

- Напомните, какое время года завершается на календаре?

- На какое время года с каждым днём становится похожа осень?

Зиме не терпится вступить в свои права, и не только в природе, но и на нашем уроке. И сегодня вам предстоит выполнить интересные «зимние» задания.

Сегодня вы разделитесь на две группы, и для каждой группы задания будут свои (логопед распределяет детей по степени самостоятельности в работе по группам – более и менее сильные).

- А сейчас определите на картинках, какой предмет лишний.(1 группа – варианты уборки улиц зимой и осенью, 2 группа – виды осадков зимой и осенью)

(Учащиеся объясняют свой выбор)

Слайд 2

Слайд 3

  1. Сообщение темы.

Логопед обращает внимание детей на отсутствие записанной на доске темы. Затем предлагает прослушать стихотворение.

 На стекло Оксана дышит и в своей тетрадке пишет:

«Зайка по снежку скакал, для лисы следы петлял.

Перепутались они, ну, попробуй, догони!»

- Ответьте, про кого пишет Оксана?

- Что запутывал, петлял зайка, чтобы не попасться в лапы лисе?

Назовите первые звуки в словах «зайка», «следы».

- Сегодня мы продолжим учиться различать звуки С и З в устной речи и на письме, чтобы не путать их. (На доске записывается тема «Звуки С и З».)

Логопед знакомит с целями учащихся на занятии:

Вспомним: сходство и различие звуков С и З

Будем учиться: различать звуки С и З, буквы С и З в слогах, словах и предложениях

Слайд 4

Слайд 5

  1. Работа по теме.

1) анализ и сравнение артикуляции звуков С и З.

Учащиеся получают индивидуальные карточки со «звуковыми домиками». В этих карточках дети дифференцированно вносят сведения о сходстве и различиях сравниваемых фонем условными обозначениями:

- 1 группа – самостоятельно заполняют все окошки,

- 2 группа – варианты для разных детей: только строку с отличием,  строки со сходствами.

После  завершения работы с индивидуальными карточками логопед предлагает выполнить взаимопроверку в парах, опираясь на демонстрационный слайд.

- Что вы выполняли сейчас?

- А теперь сравните эти звуки, определите, чем они похожи и чем отличаются. Дополните свои звуковые домики плюсами и минусами.

(Для выполнения самопроверки дети сравнивают свои записи с демонстрационным слайдом.)

- Чего больше – сходства или различий?

- Произнесите звуки по очереди – С-З. Вспомните, что образуют эти звуки между собой.

-«Поселите» эти звуки на звуковой линейке.

Почему они согласные?

Твёрдые или мягкие? Есть ли пары?

Звонкие или глухие?

2) Развитие фонематического слуха (дифференциация С и З в словах с сигнальными карточками).

У детей  4 сигнальных карточки (синие С, З; зелёные С,З)

На демонстрационном слайде изображения различных предметов, в названиях которых есть С или З.

Логопед курсором указывает на картинку, дети,  в соответствии с порядковым расположением за партами, называют картинку и поднимают сигнальную карточку с нужным обозначением фонемы.

Картинки:

снег, санки, звезда, снегирь, носки, заяц, зима.

3) Соотнесение с буквами.

Логопед раздаёт учащимся индивидуальные карточки с вариантами заданий на выделение графем С и З.

1 группа – найти и подчеркнуть буквы С (двумя чертами) и З (одной чертой) среди других букв,

2 группа – обвести простым карандашом правильно написанные буквы С, ручкой – буквы З.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

                                           Физминутка

(логоритмическое упражнение)

Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было её.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали,

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером,

На первый он уселся смело.

А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.

Лицо украсили морковкой

И угольками вместо глаз,

Прорисовали ротик ловко

Смотрели в профиль и анфас.

Слайд 9

4) Чтение буквосочетаний и слогов

- Вы вспомнили буквы, которыми обозначаются на письме звуки С и З. А сейчас составим и прочитаем с этими буквами различные слоги и звуковые сочетания. (На слайде демонстрируются слоговые схемы с «лучиками». Логопед перемещает указку по ним в различных направлениях, а дети следят за движениями указки и прочитывают получившиеся слоги и буквосочетания.) Дети читают по группам.

- Как звучат согласные в слогах первой схемы?

- А в слогах второй схемы?

Слайд10

         5) Работа в тетради.

- Мы продолжим учиться различать С и З в словах. Приготовьте тетради. Откройте их.

- Выполним разминку для пальцев.  Вспомним  любимое зимнее развлечение  - игру в снежки. Набираем руками снег (имитация действий), плотно сжимаем его (энергичные сжимающие движения пальцев), скатываем его (движения кистей сцепленными пальцами), размахиваемся и бросаем свой снежок!

- Запишите сегодняшнее число, под ним – тему занятия. (Дети списывают с доски.) Вспомним, как мы составляем  графическую схему слова.

- Зашифруйте слова со звуками С и З в виде графических схем.

Вспомним, как мы составляем графические схемы слов. Вам поможет самостоятельно составлять их алгоритм, или, порядок выполнения действий. Прочитаем его по пунктам. Слова для анализа так же будут разными для обеих  групп. (Дети самостоятельно составляют схемы  слов.)

- Назовите слова, в которых встретились оба звука.

- Молодцы. А теперь ответьте, что мы можем составлять из слов? Правильно, предложения. Внимательно посмотрите на доску. Что необычного вы видите в предложениях? Верно, нужно выбрать из скобок пропущенный согласный С или З. (Каждому учащемуся предлагается прочитать по одному предложению, выбирая подходящий звук.)

1.(З,с)акончилась (з,с)олотая  о(з,с)ень.                  -для детей 1 гр

   

2. Деревья  о(з,с)тали(з,с)ь без ли(з,с)тьев.

3. (З,с)овсем  (з,с)коро на(з,с)тупит моро(з,с)ная  (з,с)има.

Логопед даёт учащимся индивидуальные карточки с предложениями, где нужно дополнить слова пропущенными согласными С и З, вставить пропущенные слова, подчеркнуть С и З.

Варианты заданий:

  1. Спиши предложения. Выбирай из справок пропущенные слова. Вставляй пропущенные С или З.

Пришла суровая __________ и засыпала всё __________.

Зимой стоят сильные _________.

Сегодня будет десять ___________ мороза.

(Слова для справок:  градуов,  има, негом,  мороы)

  1. Спиши предложения. Вставляй пропущенные С или З.

Натупила  мороная   има.  

амёрли  пруды и реки.

ина  и вета  вяли  анки и пошли на горку.

Не   трашны  им  мороы.

  1. Спиши предложения. Подчеркни одной чертой З, двумя чертами З.

Наступили сильные морозы. Землю засыпало снегом. Застывший лес словно уснул. Звери и птицы спрятались от мороза.

  1. Спиши предложения. Вставляй пропущенные С или З.

На улице   …тало  холодно.   …нег покрыл  …емлю,  деревья и ку…ты.   Моро…ы разри…овали  у…орами   …тёкла.  В…е рады  …име!

После выполнения учащиеся читают полученные записи.

  1. Подведение итогов занятия.

- По какому признаку согласные С и З образуют пару?

- Чего больше у этих звуков – сходств или различий?

- Какими буквами обозначаются эти звуки?

Анализируется работа каждого учащегося  по степени его активности и выставляются оценки.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок логопеда для учащихся 3 класса по теме "Звуки З и С"

Урок логопеда для учащихся 3 класса по теме "Звуки З и С"...

Конспекты занятий по логопедии для учащихся 1 класса школы 8 вида. Тема: Автоматизация звуков з, р.

Данный материал поможет начинающим логопедам,  в составлении конспектов занятий ....

Конспект занятия по логопедии для учащихся 1 класса общеобразовательной школы

Конспект занятия для учащихся 1 класса общеобразовательной школы по дифференциации свистящих и шипящих звуков. А так же развитие лексики и грамматики, связной речи....

Презентация к занятию по логопедии для учащихся 1 класса общеобразовательной школы

Данная презентация является планом занятия по логопедии для учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Тема занятия: "Дифференциация свистящих и шипящих звуков". Большое внимание уделяется развитию ...

Открытый урок логопеда для учащегося 2 класса по теме: Дифференциация звуков с-ш в словах, предложениях.

Урок разработан с учетом индивидуальных типологических особенностей ребенка, имеющего умственную отсталость. К уроку добавляется интересная презентация....

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...