Открытый урок логопеда для учащегося 2 класса по теме: Дифференциация звуков с-ш в словах, предложениях.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Соммер Елена Николаевна

Урок разработан с учетом индивидуальных типологических особенностей ребенка, имеющего умственную отсталость. К уроку добавляется интересная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_urok_differentsiatsiya_s-sh.docx22.83 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_urokut.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С-Ш] В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

ТЕМА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: БУКВА Ц

Цель занятия: дифференцировать буквы c - ш в предложении

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить сравнивать  акустико-артикуляционную характеристику звуков [С]-[Ш]

- формировать  номинативную  лексику по теме «Зимующие птицы»

- формировать  навыки устной и письменной речи  на материале скороговорок;

- формировать монологическую речь

Коррекционно-развивающие:

- учить дифференцировать  звуки [С]-[Ш] изолированно,  в словах, в предложениях на слух, и правильно обозначать их на письме

- развивать фонематическое восприятие, закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- развивать память,  мышление, мелкую моторику

Воспитывать чувство любви к птицам

Оборудование:

 Напечатанные изображения героев мультфильма, картинки снегирей и синиц;

Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;

Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы, схемы слов (для составления графической схемы предложения), нарисованное дерево;

Интерактивная доска;

Фишки синего и красного цвета, сушки;

Тетрадь.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Слайд 1

        Логопед: «Ваня, добрый день, а день сегодня добрый потому что за окном хорошая погода и у нас гости! Давай друг другу улыбнемся, и поприветствуем наших гостей улыбкой»

(Садимся)

        Логопед: «Ваня, сегодня у нас непростой урок. Мы отправимся в сказку. В сказке выросло дерево. За каждый правильный ответ на дерево прилетит птичка. В конце сказки дерево оживет множеством птиц. Ещё в сказку мы возьмем звуки.  Отправляемся в сказку.

         

                                                По волшебному пути в сказку сможешь ты войти,

                                    Только, где же этот путь?

                                     Как нам в сказку заглянуть?

                                     Музыка сейчас раздастся-

                                     В сказку нам попасть удастся!»

  (слайд 2)

Логопед: «В какую сказку мы попали?»

Ученик: «В Простоквашино!»

Логопед: «Верно мы попали в Простоквашино, а какие звуки попали    с нами в сказку ты узнаешь, разгадав ребус!                              

(слайд 3)

Какие звуки попали в сказку?»

Ученик: «В сказку попали звуки С и Ш».

Логопед: «Ваня давай вспомним положение языка для звука С.

(слайд 4)

Покажи рукой»

Ученик показывает руку вниз.

Логопед: «Вспомним положение языка для звука Ш»

Ученик показывает руку вверх.

«Ваня, слышим ли мы эти звуки в названии сказки Простоквашино?»

Ученик: «Да»

Логопед: «Какой звук слышим сначала С или Ш покажи стрелочками»

Ученик: «Сначала С, потом Ш»

Логопед: «Правильно и к нам прилетела птичка. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать с первым снегом на рябине он появится опять. Какая это птичка?

Ученик: снегирь.

Логопед: Посади снегиря на дерево.

Логопед: «Перед тобой картинки, выбери из картинок только героев сказки Простоквашино»

      (ученик выбирает героев сказки из сл. Картинок: Д.Федор, Шарик, Матроскин, галчонок, Печкин, Крокодил Гена)

Логопед: «Какая картинка здесь лишняя?»

Ученик: Крокодил Гена

Логопед: «А почему?»

Ученик: «Потому что он из другой сказки»

Логопед: «Ты правильно выбрал картинки, назови мне героев сказки»

Ученик: «Федор, Шарик, Матроскин, Галчонок, Печкин.»

        Логопед: «Ты правильно все выполнил. Вот они герои сказки»

         (слайд 5)

        Логопед: «Какая птичка к нам прилетела?» (переворачивает карточку на парте)

        Ученик: «Синица»

        Логопед: «Посади ее на дерево.»        

Логопед: «Давай поприветствуем гостей и поделим слова на слоги! Первый Шарик, (хлопаем) сколько слогов в слове?»

Ученик: «Два»

Логопед: «Поприветствуем Матроскина, Федора, Галчонка, Печкина»  (делим  слова на слоги)

                       Пальчиковая гимнастика «Шнуровка ботинка»

Логопед: «Приготовим наши пальчики к письму.

Зашнуруй ботинок.»

( на парте шнуровна-ботинок)

                   

IV. Задание в тетради (взаимосвязь с учителем)

 Логопед: «Сейчас открывай тетрадь, посмотри какая буква записана»

Ученик: «Буква Ц»

Логопед: «Чем отличается первая буква от остальных?»

Ученик: «Петелькой»

Логопед: «Преврати букв И в Ц»

Ученик выполняет задание

Логопед: «Молодчина, а какая же следующая птица к нам прилетит?

 (Открывает птичку)

Какая это птичка?»

Ученик: «Снегирь»

Логопед: «Чем отличаются птички?»

Ученик: «У синицы желтая грудка, а у снегиря красная»

Логопед: «У снегиря красная грудка и мы его называем  

Ученик: «Красногрудый снегирь»

 Логопед: «Посади его на дерево»

V. Задание на развитие Ф В

(слайд 6)

Логопед: «По дороге Шарик с Матроскиным заспорили, кому принадлежат предметы? (сок, сова, шапка, шуба, сушка)

                                ( на доске: Матроскин / Шарик )

Поможем ребятам поделить предметы.

Логопед: «Очень хорошо, назови предметы, которые у Шарика»

Ученик: «У Шарика шуба, шапка»

Логопед: «А какие предметы достались Матроскину?»

Ученик: «Матроскину достался сок и сова»

Логопед: «Умничка, а у нас еще птичка. У этой птички желтая  грудка

Это...»

Ученик: «желтогрудая синица»

Логопед: «посади желтогрудую синицу  на дерево.»

Логопед: «Посмотри Федор пишет письмо,

(слайд 7)

 в письме будут слова с буквами С и Ш, мы должны помочь Федору вспомнить как пишутся эти буквы. Волшебными нитями преврати печатные буквы в письменные.»

На доске листок бархатной бумаги и нарезанные нити.

Ученик выкладывает букву С.

Логопед: « На что похожа буква С?»

Ученик: « На разорванное кольцо (месяц, полуовал)» (изображение на слайде)

Логопед: « Сколько нитей ты положил?»

Ученик: « Одну»

Логопед: « Проведи пальчиком по букве проговаривая ее произношение, вот так: (логопед проводит пальцем в воздухе и произносит звук С)

Ученик выполняет задание

 А сейчас тоже самое сделай с буквой Ш. Молодец, обведи букву указательным пальчиком и произнеси ее»

Ученик обводит и произносит ее.

Логопед: «Мы помогли Федору вспомнить как пишутся буквы С и Ш.

И к нам прилетела птичка. У этой птицы грудка красная»

Ученик: «Это красногрудый снегирь»

Логопед: «Посади снегиря на дерево.»

Логопед: «Давай немного отдохнем»

Физ.минутка для глаз

Логопед: «Мы отдохнули, а героям пора подкрепиться. Угощать мы будем их сушками.

Сушка это слово, покажи как обозначаем слово

Ученик выкладывает на парте слово

Логопед: «Поделим слово на слоги»

Ученик: «суш-ка, два слога»

Ученик кладет две части слога

Логопед: «Назови звуки по порядку.»

Ученик называет звуки

Логопед: «выложи звуковую схему магнитами»

Ученик магнитами выкладывает звуковую схему

Логопед: «Обозначь буквами звуки слова.»

           Ученик выкладывает магнитными буквами слово сушка.

Логопед: «Запиши слово сушка в тетрадь»

Ученик записывает слово в тетрадь.

Логопед: «Ты просто молодчина, и у нас еще птичка (показывает картинку с синицей). Как называется птичка?

 Ученик: «Это синица»    

Логопед: Угостим героев сушками (предлагает ребенку сушки) Первая сушка Федору, вторая сушка Шарику ...»

 (Дальше ученик самостоятельно считает, логопед подсказывает в том случае, если ребенок затрудняется.)

Ученик: «... пятая сушка Печкину.

Логопед: «Скажи кому досталась …..........сушка?

Ученик: «Шарику»

Логопед: «У кого сушка?»

Ученик: «У Шарика»

Работа с предложением

Логопед: «Переверни карточки и составь предложение,

( на карточках: У , (Шарик, Сушка)-изображения, собака.

Какое предложение у тебя получилось?»

Ученик: «У собаки Шарика сушка.»

Логопед: «Посмотри на доску и расскажи, что ты знаешь о предложении.»

(слайд 8)

Ученик: « Первое слово с большой буквы, клички животных пишутся с большой буквы, слова  пишем отдельно,   в конце ставим точку»

Логопед: «За правильно выполненное задание к нам прилетела еще одна птичка. Это птичка с желтой грудкой. »

Ученик: «Желтогрудая синица.» (логопед дает ребенку птичку, он крепит ее на дерево)

(слайд 9)

Скороговорка

Логопед: «Давай мы с тобой поскороговорим.

        Язычок вниз или вверх тебе поможет  волшебная подсказка и стрелочки.

        (слайд с пикторгаммой)

        Бери стрелочки и давай попробуем поскороговорить сначала медленно.

        Саша шапкой шишку сшиб.

        А сейчас немного побыстрее.

        А теперь самостоятельно.»

Ученик сам рассказывает скороговорку.

Логопед: «Мы так здорово скороговорили, что к нам прилетела птичка.

        Ваня, посмотри какая это птичка.»

Ученик переворачивает, называет и закреплят птицу на дерево.

Заключительный этап

 Логопед: «Ваня все задания выполнены, наш сад ожил в нем поселились птички.

Ваня скажи какие звуки побывали с нами в сказке?»

Ученик: «С нами в сказке побывали звуки С и Ш»

Логопед: «Вспомни слова в которых звук с»

Ученик называет слова

Логопед: «Слова в которых звук ш»

Ученик называет

Логопед: «Какое задание тебе запомнилось?»

Ученик рассказывает

Логопед: «Ваня для чего мы учим  звуки с и ш?»

Ученик: «Чтобы красиво говорить и правильно писать.»

Логопед: «Пришла пора прощаться.Герои сказки приготовили тебе подарок , но прежде, чем его получить, ответь на мои вопросы:

  1. Дядя Федор зовет Шарика домой. Кто на улице?
  2. Шарик догоняет Матроскина. Кто убегает? Кто догоняет?
  3. Галчонок слушает Печкина. Кто говорит? Кто слушает?

        Логопед: «Ты сегодня такой молодец! И в подарок ты получаешь раскраску с героями сказки. Скажем друзьям: до свиданья, до новых встреч!»

(слайд 10)

Ученик: «До свиданья!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

C:\Users\User\Documents\к уроку\фр Прос\Мой фильм.wmv ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С-Ш] В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Слайд 5

C:\Users\User\Documents\к уроку\фр Прос\Дядя Федор 2.wmv


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок произношения в 1 классе по теме: Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ]

Данные уроки входят в учебный план школ для детей с нарушениями речи. В первом классе  на  урок произношения отводится 2 часа в неделю , во втором 1 час....

Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме: «Дифференциация З - С в слогах, словах и предложениях».

Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме:"Дифференциация З-С в слогах,словах и предложениях."...

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...

Открытое логопедическое занятие для 1 класса по теме "Дифференциация звуков и букв ж-ш"

Открытое логопедическое занятие было дано на логопедической группе общеобразовательного 1 класса. В группе восемь учащихся, почти все освоили слоговое чтение, четверо учащихся на этапе автоматизации з...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...

Логопедическое занятие для 2 класса на тему : "Дифференциация звуков С-З в словах и словосочетаниях".

Занятие по коррекции дисграфии, направленное на развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза....