Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме: «Дифференциация З - С в слогах, словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Пшеничникова Елена Евгеньевна

Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме:"Дифференциация З-С в слогах,словах и предложениях."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие  в  4 классе по теме: «Дифференциация  З - С  в слогах, словах и предложениях»

Цель:   Активизировать знания о  буквах З – С и звуках [з], [с]; учить различать данные буквы и звуки в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление знаний об артикуляторных и акустических особенностях звуков [з], [с], закрепление зрительного образа букв З и С; закрепление правильного произношения звуков [з], [с]; активизация и обогащение словаря словами насыщенными звуками [з], [с] и буквами З и С.

Коррекционно-развивающие: развитие артикуляторной моторики; развитие фонематических представлений, фонематического анализа; развитие высших психических функций.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков совместной деятельности; самоконтроля, анализа собственной деятельности; воспитание умения слушать логопеда и действовать в соответствии с инструкцией; воспитание любви к сказкам. 

Материал и оборудование:

-индивидуальные зеркала

- макеты букв З и С

- волшебный мешочек

-бумажные снежинки

-презентация, выполненная в Power Paint

- ПК

- экран

- карточки с заданиями

- дидактические карточки с речевым материалом

- мультимедийная установка

- шкатулка

- мяч

- сигнальный звонок

- тетради

- ручки

- карандаши

- таблички с правилами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их.Садитесь пожалуйста на свои места. Начинаем занятие.

Введение в тему урока.

Слайд 1. (название презентации)

Слайд 2. Снежная королева (картинка)

- Посмотрите на экран. Кто это?

Дети: Снежная Королева.

- А как называется сказка? (показать книгу)

Дети: Сказка называется «Снежная королева».

Логопед: Да, это сказка замечательного детского сказочника Г.Х.Андерсена.

- Мы с вами её читали. А какие ещё сказки этого автора вы знаете?

Дети: «Стойкий оловянный солдатик»,  «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», Огниво».

Логопед: Ребята, как вы думаете, Снежная Королева – это положительный или отрицательный герой?

Учащиеся: Снежная Королева – это отрицательный герой.

Логопед: Правильно. Сегодня она пришла, чтобы помешать нашему занятию.

Для того, чтобы она ушла, мы должны постараться выполнить правильно все задания.

Дыхательная гимнастика.

Слайд 3. (Снежинки)

Упражнение на дыхание «Снежинки» (развитие правильного физиологического дыхания)

- Разыгралась метель, зимняя сказка принесла с собой множество кружевных снежинок. (раздать детям снежинки)

- Встаньте со своих мест, выходите к доске. Давайте заставим снежинки  полететь. 

– Глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот воздух на снежинки.

- У кого дальше всех улетела снежинка? (Упражнение повторить 3-5 раз)

- Молодцы. Садитесь на свои места.

Постановка учебной задачи. Определение темы занятия.

Логопед: - Мы не можем продолжить наше занятие, пока не узнаем тему.

У меня в руках волшебный мешочек. Чтобы узнать, что в нём мне нужны два человека. (выходит два ученика)

Логопед: Вы должны опустить руку в мешочек и наощупь определить, какие буквы в нём находятся. Каждый определяет и достаёт только одну букву.

Ученики: Буква З (зе) и буква С (эс).

Слайд 4. (алфавит с транскрипцией) Логопед: Не забываем правильно произносить названия букв.

- Правильно - это буквы С и З.

- Вы догадались с какими буквами мы будем сегодня работать и как будет называться тема занятия?

Учащиеся: Буквы З и С.

Логопед:

- Правильно, сегодня на занятии вы будете сравнивать, различать парные согласные З и С.

Слайд 5. Тема нашего занятия «Дифференциация  З - С  в слогах, словах и предложениях».

- Давайте теперь вспомним, чем отличается буква от звука?
Слайд 6. Ученик: - Буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим.

Логопед: Скажите, какой звук соответствует букве З?

Ученик: Букве З соответствует звук [з].

Логопед:  А какой звук соответствует букве С? 

Ученик: Букве С соответствует звук [с] .

- А сейчас возьмите зеркала, и произнесите звуки [з] и [с], наблюдая за собой в зеркало.

  Слайд 7. [С] - Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Горло не дрожит (нет голоса). (Приложить руку к горлышку).

Слайд 8.  [З] - Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Горло дрожит (есть голос). (Приложить руку к горлышку).

 - Проверяем правильность артикуляции, глядя  на экран и на меня.

- Молодцы.

- А теперь дайте характеристику этим звукам.

- Что общего у этих звуков?

- Чем отличается один звук от другого?

(Обучающиеся отвечают на вопросы, дают характеристику каждому звуку. )

Слайд 9. Ответы детей:

[с] - согласный, глухой, твердый;

[з] - согласный, звонкий, твердый;

- Молодцы. Продолжим наше занятие.

Работа по теме занятия

Давайте немного разомнёмся. Игра "Наоборот". Встаньте со своих мест, подойдите ко мне.

- Я буду произносить слог со звуком  [з] или [с]  и кидать мяч кому-нибудь из вас, а вы ловите мяч, называете слог с парным звуком и кидаете мяч обратно.

СЛОГИ: зо - со, зу - су, са - за, ос - оз, за - са, уз - ус, ас – аз,  зы – сы.

- Молодцы.

Логопед: А теперь подойдите к столу. Здесь стоит шкатулка, а в ней спрятаны картинки. А какие, вы сейчас узнаете.

Слайд 10. Картинки: часы, сумка, самолёта, автобус, сыр, зонт, коза, роза, берёза, ваза, арбуз, забор, сова, стол.

Логопед: Даны картинки, в которых есть звуки [з] и [с].

- Нужно разделиться на две группы – одни выбирают слова со звуками [з], а другие со звуками [с]. Выполняем задание.

 Слайд 11. (ответ) Проверяем.

- Молодцы.

- А теперь проговорите по очереди каждое слово, уточняя при этом, где находятся данные звуки: в начале, середине, конце слова.

(Ученики объясняют свой выбор, уточняя расположение звуков в слове.)

- Пока мы стояли у парты, немного замёрзли. Давайте разогреемся и проведём физкультминутку. Повторяйте за мной.

Физкультминутка. «Зимой»
Мы погреемся немножко,
(натираем плечи)
Мы потрём свои ладошки, 
(растираем друг об друга ладони)
Ножками потопаем 
(топаем на месте)
И себя похлопаем. (
хлопаем по коленям )

(Дети выполняют соответствующие движения)

- Хорошо. Садитесь на места.

- Следующее задание называется «Подбери по смыслу».

- Я вам раздаю карточки. На них записаны слова, обозначающие названия предметов с пропущенными буквами «з» и «с» и слова, обозначающие названия  признаков предметов.

- Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания, используя данные слова.

- Но сначала дайте мне определения: « Как называются слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

Ученик: Слова, отвечающие на вопросы  кто? что? обозначают названия предметов.

 «Как называются слова, отвечающие на вопросы какой? какая?»

Ученик: Слова, отвечающие на вопросы  какой? какая? обозначают названия признаков предмета.

 - Молодцы. Слайд 12.  Выполняйте задание по схеме. 

 какой?     кто?

 какая?      что?

сказочная         ли...а              …збушка              …нежинка

морозный     пушистая           узорчатая              во...дух  

Слайд 13. (ответы) Давайте проверим, правильно ли вы составили словосочетания.

- Молодцы.

- Возьмите тетради. Откройте их, запишите число.

- Получившиеся словосочетания запишите в тетрадь.

- Подчеркните буквы, которые вставили.

- Скажите, есть ли ещё в словосочетаниях слова с буквами С и З ?            

- Молодцы. А теперь встаньте со своих мест и подойдите к следующему столу.

На нём лежат карточки с заданиями.

 (Развитие зрительного внимания на уровне предложения.)

- Разделимся на две группы. Возьмите карточки. Слова в предложениях  перепутались. Предложения нужно правильно составить и прочитать. Очерёдность слов проставляем карандашом. Задание выполняем на скорость. Та группа, которая первой закончит составлять предложения, нажимает на сигнальный звонок.

 - Начали!

- Молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы составили предложения.

Слайд 14. (ответы)

Предложения:

1 гр

Наступила снежная зима.                                           зима. Наступила снежная

Дети катались на санках.                                            катались на санках. дети

Снежная Королева увезла Кая.                                  Кая. Увезла Снежная Королева

Герда попала в волшебный сад.                                в волшебный сад.  Герда попала

  2 гр          

Разбойница освободила девочку.                              девочку. Разбойница освободила

Северный Олень довёз  Герду.                                  довёз Герду. Северный Олень

Герда добралась до Снежной Королевы.                 до Снежной Королевы. Добралась Герда

Кай был спасён.                                                          спасён. был Кай

Дети вернулись домой.                                              домой. вернулись Дети

                                                                                                                                     

- А теперь найдите и прочитайте в  предложениях слова, в которых есть буквы З и С.

- Молодцы.

 Рефлексия.

Логопед: Наше занятие заканчивается. Все задания мы выполнили. Снежная Королева не смогла нам помешать и вернулась к себе во дворец. Ну а мы давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

Итак:

Слайд 15.1) Находили сходство и различие З и С.

2) Сравнивали З и С в слогах, словах и предложениях.

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Может быть что-то для вас оказалось трудным?

Итог. Логопед:

- Перед вами лежат смайлики. Выберите себе смайлик, который по вашему мнению соответствует вашей работе сегодня на занятии.

Слайд 16. - Вы молодцы! Спасибо вам за отличную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

Занятие рассчитано на детей логопедической группы школы VIII вида....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

Занятие рассчитано на учащихся 4 класса логопедической группы....

Конспект фронтального занятия Тема: Дифференциация [д-т] в слогах, словах и предложениях 2 класс

Данный конспект занятия может быть использован на уроке "Произношение" или на групповом занятии с учащимися 2 класса с диагнозом нарушение чтения и письма....