Урок произношения в 1 классе по теме: Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ]
план-конспект урока (1 класс) по теме

Силина Виктория Викторовна

Данные уроки входят в учебный план школ для детей с нарушениями речи. В первом классе  на  урок произношения отводится 2 часа в неделю , во втором 1 час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_shapochka.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока

             по       произношению 

         в 1 классе

           по теме: «Дифференциация

 звуков  [ c ] – [ ш ]»

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Силина  Виктория Викторовна

               

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

Задачи:

1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках  [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление  об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш]  в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- квадраты синего, зеленого и красного цвета;
- мяч;
- сюжетные картинки.

- ТСО. Презентация.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 Начинаем урок произношения.

Прозвенел для нас звонок,

 начинается урок.

Все на месте, все в порядке

И тетрадки и ребятки

Звуки, буквы мы узнаем

Сказку быстро  прочитаем.

Сегодня мы отправимся в волшебную  сказку,

Девиз прочитаете дружно и ясно.

: «Кто хочет разговаривать , тот должен выговаривать

Все правильно и  внятно,  чтоб было всем понятно.

Молодцы!!!

2.Артикуляционная гимнастика.

Раз на парте зеркала начинается игра.

Язычок  мы разомнем,  в сказку быстро попадем.

Артик гимнастика.  ( презентация). Проводит презентацию Половко Эмилия.

Молодцы!

3.Характеристика и сравнение звуков.

Загадка «доскажи словечко» Внимательно слушаем.

Маленькая девочка шапочку носила

Бабушка любимая ей шапочку дарила

Девочка красивая, ну просто лапочка

А сказка называется   - Красная шапочка

( слайд №1, 2 красная шапочка +фото Шарля Перро)

Шарль Перро   французский поэт. 1628  —  1703,

Наступило утро, Красная шапочка проснулась. Умылась и стала одеваться.

Она одела платье, передник и носочки . а что еще осталось…, посмотрим что в мешочке

( обводка  - сапоги)   слайд№3 сапоги, артик уклад звука)

Назовите первый звук. (  с). Уточнение артикуляции.Губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, струйка воздуха холодная. Горло не дрожит.Издаем свистящий звукс-с-с-с-с

Звук согласный, твердый, глухой, парный, свистящий. На доске алгоритм характеристики звука. (слайд№5, выплывает)

Штриховка ( шапочка) индивидуальное задание.

А что самое главное забыла одеть героиня сказки Шарля Перро?

Шапочку. А кто подарил ей шапочку? А какая была? Красная .

Вот и мы  сейчас сделаем с вами свою  красную шапочку

( дети штрихуют шапочку красным цветом)

Выделение  первого звука. (ш) Уточнение артикуляции. Губы округлены, язык широкий, спинка в виде чашечки. Воздух холодный. Горло не дрожит.  Издаем шипящий звук ш-ш-ш-ш.

Звук согласный, всегда твердый, глухой, парный, шипящий.

( слайд №5, всплывает 2 часть). Сравнение зуков.

Итак какие звуки с нами отправятся в сказку? Звук (с) и (ш) На доску

4.Развитие слухового восприятия. Игра « Телеграф»

Поиграем, разомнемся. Повторим и улыбнемся.

Повторение  серий слогов     са- ша –са ( студенты)

а – ша, аша – аса, ас – аш, со – шо, су – шу, ши – сы, шу – су, ша – са, шо – со.

5. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

Игра « Разложи картинку в нужную корзинку со звуком ( с) и (ш)

Стих.

Красная Шапочка собирается  в магазин.

Зачем? Вопрос есть один.

У бабушки праздник,

Как можно забыть…

Ей праздничный стол поможем накрыть?

Вам надо продукты не просто купить,

А с помощью звуков волшебных добыть…

Волшебных кассиров себе подберем

И купим продукты непросто, с умом.

Со звуком волшебным (с) или (ш)

Быстрей покупайте мои малыши!!!

СЫР, КАПУСТА. АНАНАС,ШОКОЛАД, ВАТРУШКА,ГРУША,ЯБЛОКО, ТОРТ т.п. 

Вспомним     какие буквы обозначают наши звуки?   Буква С и буква Ш.  

Разложили. Запишите в первый столбик  слово из 1 слога .  ( СЫР),  а во второй столбик слово из двух слогов. На доску.   Проверка ( слайд)

Физминутка

— Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес.
са-са-са, изображаем мы слона.
су-су-су, изобразим мы сову.
Аш-аш -аш, постоим как старый шкаф.
Лет-лет-лет, полетим как самолет.

6. Работа над слогом, словом, предложением.

Составляем слово из слогов.

Красная Шапочка собралась и  к бабушке пошла,

Дорога к ней лежала сквозь темные леса,

там речка пробегала и мост построен был ,

вдруг волка повстречала, и он  ей говорил:  (  ребенок)

- Я злой и страшный серый волк

И в бабушках я знаю толк

Я мост сломал, теперь никто

Не доберется до нее. (  НА ДОСКЕ ЛОМАЕМ МОСТ)

Что случилось? Что надо делать? Строить новый мост! Точно.

Будем складывать слово из слогов.  ( На парту по 2 слова) Студенты помогают.

КА, ША, ПОЧ

НА, Я, КРАС

СА, СПА, ЕТ

Ю, СВО

БУШ, КУ,БА

Красная Шапочка спасает свою бабушку.  Затем  слова возникают на слайде. Далее из слов  составляем предложение.   Запись предложения.( СЛАЙД)

Что мы сделали ,давайте четко произнесем!

Вышел славный  мостик ,бабушка ждет  в гости.

7. Работа с текстом.

А бабушка дома стол накрывает

А бабушка дома гостей ожидает

Охотник к ней в гости приходит с ружьем…….

 - ОЙ, Зачем ружье охотнику? Волка убить. Жалко волка.

А что можно сделать что бы  с волком подружиться? Позвать в гости.

Напишем ему смс. Поможем  в нашей сказке всем героям подружиться? ДА

Выполним задание. Нам помогут наши волшебные звуки. (с), (ш)

Прочитаем текст и вставим пропущенные буквы .

 Приглашаем волка                                                                ( 1 парта)

В гости к нашей бабушки.                                                     (2 парта)

Бабушка для волка испечет оладушки.                             (3 парта)

Приготовит вкусный торт, кексы и ватрушки.                  (4 парта)

Мы  на праздник ей споем славные частушки.               (5 парта)

Чтение по очереди    на экране текст   ( слайд)

МОЛОДЦЫ!!!         Далее читает учитель:

Замечательный праздник будет у нас,

Дружный, веселый как наш первый класс.

Звуки волшебные нам помогли

Спасибо им скажем,  что в гости зашли.

Давайте друзья запомним совет

Творите добро вот главный секрет!!!

8. Итог урока. Домашнее задание. Нарисовать  своему соседу 2  подарка.  На звук  (с), (ш).

Как вы сегодня работали? Кто старался? И т.п…

Призы

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Урок произношения во втором классе по теме: "Дифференциация Щ, Ц, Ч, С, СЬ в слогах и словах"

Цель: учить детей различать звуки щ, ч, ц, с, сь устно и на письме;развивать фонематический слух;развивать умение составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог;развивать слуховое и з...

Конспект урока произношения 1 класс. Согласный звук [ч].

Данный конспект  создан для проведения урока произношения в школе V вида (для детей с ТНР). Главная задача - формировать правильное произношение звука, умение чётко проговаривать и  давать х...

Открытый урок логопеда для учащегося 2 класса по теме: Дифференциация звуков с-ш в словах, предложениях.

Урок разработан с учетом индивидуальных типологических особенностей ребенка, имеющего умственную отсталость. К уроку добавляется интересная презентация....

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...