СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДИСГРАФИКОВ
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Черныщук Ольга Павловна

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhema_obsledovaniya_disgrafikov.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

                 Средняя общеобразовательная школа

        Института специальной педагогики и психологии

Диагностическая карта письменной речи младшего школьника

                                             Учитель-логопед:___________________


        Анкетные данные

Фамилия, имя      ____________________________________________________

Дата рождения    _____________________________________________________

Национальность  _____________________________________________________

Школа, класс  _____________________________________________________

Адрес, телефон    _____________________________________________________

                                Сведения о семье

Мать   ______________________________________________________________

Отец   ______________________________________________________________

Наследственные заболевания, нарушения устной и письменной речи у родственников _____________________________________________________ ____________________________________________________________________

                                Общий анамнез

Особенности протекания у матери беременности и родов ___________________ ____________________________________________________________________

Особенности раннего психомоторного развития ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице _________

______________________________________________________________________________________________

Данные из мед. карты о состоянии нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения _____________________________________________ ____________________________________________________________________

        

Данные о развитии речи

Особенности протекания  развития устной речи _________________________ ____________________________________________________________________Занятия с логопедом (где, как долго, вид нарушения речи) __________________ ____________________________________________________________________

Особенности формирования письменной  речи _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолого-педагогические особенности (со слов родителей, педагогов)_________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        Д а н н ы е       о б с л е д о в а н и я

Беседа: контактность, знания о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире____________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звучание речи, особенности диалогической и связной речи _________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                

Дыхательная функция, просодические компоненты речи

Особенности дыхания, продолжительность речевого выдоха ________________

____________________________________________________________________

Темп и ритм речи ____________________________________________________

Характеристики голоса _______________________________________________

Интонация __________________________________________________________

Внятность речи  ____________________________________________________________________________

Общая моторика

Естественные движения (а также  осанка, походка) ______________________ ____________________________________________________________________

Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) ____________ ____________________________________________________________________

Двигательная активность ______________________________________________

Мелкая моторика

Оптико-кинестетическая организация движений __________________________

Динамическая организация движений ___________________________________

сгибание и разгибание пальцев на левой руке –––––––––––––––––––––––––––––

                                                     на правой руке ––––––––––––––––––––––––––––

                                                     на двух руках –––––––––––––––––––––––––––––

«пальчики здороваются» на левой руке ––––––––––––––––––––––––––––––––––

                                            на правой руке –––––––––––––––––––––––––––––––––

                                            на двух руках ––––––––––––––––––––––––––––––––––

«кулак – ребро – ладонь» на левой руке ––––––––––––––––––––––––––––––––––

                                             на правой руке ––––––––––––––––––––––––––––––––

                                             на двух руках––––––––––––––––––––––––––––––––––

«игра на рояле» на левой руке ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                           на правой руке––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                            на двух руках ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                                                     

Состояние графомоторных навыков ___________________________________ ____________________________________________________________________

Наличие леворукости ______________________________________________ ____________________________________________________________________

Вывод:––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мимика и артикуляторная моторика

Мимические движения________________________________________________

Одиночные движения и серии движений органов артикуляции

Упражнение «Улыбка» –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение «Хоботок»–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение «Улыбка – Хоботок» ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Открыть рот –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Закрыть рот –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Попеременно открыть – закрыть рот ––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение для языка:

Упражнение «Лопаточка»––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение «Иголочка» ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Попеременно «Лопатка – Иголочка»–––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Поднять кончик языка за верхние резцы –––––––––––––––––––––––––––––––––

Опустить кончик языка  за нижние резцы ––––––––––––––––––––––––––––––––

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Зрительная функция, звукобуквенные ассоциации, графические образы букв                               Зрительная функция

цветоразличение _____________________________________________________

форма, величина _____________________________________________________

пространственные представление ___________________________________ ____________________________________________________________________

предметный гнозис___________________________________________________

зрительное внимание, память __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звукобуквенные ассоциации (альбом оптических проб)

узнавание букв, изображенных разным шрифтом _________________________

в усложненных условиях ______________________________________________

пунктиром___________________________________________________________

наложенных букв_____________________________________________________

зеркально изображенных ______________________________________________

недописанных________________________________________________________

графически сходных___________________________________________________

Конструирование и реконструирование букв из элементов ________________ ____________________________________________________________________

Описание по представлению  графически сходных букв ___________________

___________________________________________________________________

Слуховая функция, восприятие речи

Слуховое внимание  _______________________________________________________________________

Слухоречевая память__________________________________________________ ____________________________________________________________________

Восприятие речи и понимание логико-грамматических конструкций _________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                

Фонематическое восприятие

Дифференциация фонем на основе слухового восприятия

(дифференциация звуков по противопоставлениям на материале слов квазиомонов)

лодка – водка –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

галка – гайка ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

рак – лак ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

лиса – лица –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-

коса – коза ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

кошки – кочки–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

жук – сук –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

плюс – плющ ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

нос – ночь ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

дифференциация на основе слухопроизносительного анализа

 папочка-бабочка ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––тачка-дачка––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Фаня-Ваня––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

лук-люк ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––----

мишка-мышка–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

тушь-душ–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

дифференциация по представлению_____________________________________ ____________________________________________________________________Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––                

Строение органов артикуляционного аппарата

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

_______________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                     

                 Состояние    звукопроизношения

( по логопедическому альбому)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Способность правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов

______________________________________________________________________________________________________________________________________

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-                

Словарный запас и актуализация слов

Существительные

знание обобщающих слов по лексическим темам одежда, животные, мебель, насекомые, транспорт, растения.

Подбор существительных:

Что гремит? –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Что метет? ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Что плывет?–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Что сверкает?––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Что дует?––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-–  

____________________________________________________________________

Глаголы

Кто что делает?

Столяр––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Контролер–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Тракторист––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кассир ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Водитель––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Врач––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Подобрать действия к предмету?

Что делает рыболов?––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                   Ландыш?––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                   Дятел?–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                   Спортсмен? ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                    Змея?–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                    Собака?–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Прилагательные

Подбор слов, обозначающих признак предмета:

Море, оно какое? ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Лист,  какой?––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Цветок, какой––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Дом какой?––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Лето, какое?–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Песня,  какая–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Ночь, какая?–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Осень, какая? –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Антонимы

Большой – маленький

Длинный -––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Высоко ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Далеко –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Добро ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Жарко ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Впереди ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Чистый –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мокрый ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Смеется ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Сильно –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Плохо ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Синонимы

Грустный - печальный

Спелый ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Прочный –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Смотреть –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Думать –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Сравнительная степень наречий

Плохо – хуже

Низко ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Слабо ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Сладко –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Холодно –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кисло ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

        Грамматический строй речи (устные и письменные задания)

Словоизменение

Изменение существительных по падежам:

Лошадь ест кусок (сахар)––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Детям дали варенье из (клубника) ––––––––––––––––––––––––––––––––––––

На лугу много (кони) –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

В городе много (трамвай) –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Ребята сделали подарок (учительница) ––––––––––––––––––––––––––––––––––

Изменение глаголов по числам:

Яблоко зреет. Яблоки ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Ландыш пахнет. Ландыши ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Корова мычит. Коровы –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Конь скачет. Кони –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Употребление предлогов 

Вставь предлоги.

–––––––––––––––––––––Клена красивый лист

Птицы улетели ––––––––––––теплые края.

Ивы склонились ––––––––––рекой

Спит медведь ––––––––––––снегом 

Согласование прилагательных с существительными в роде и  числе

Кот – черный

Крыло ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Перчатки ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выключатель –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Ручка ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:

Кошка – спала

Кот ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Котята –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Море – шумело

Река –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Ручьи ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Согласование глаголов с личными местоимениями.

Глагол идти

Я – иду

Ты ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Он ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Вы ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мы ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Они –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––Она –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Словообразование

Образование существительных родительного падежа множественного числа:

Много чего?

Бабочка – бабочек

Апельсин ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Белка ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Платье––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Палец ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Лицо ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Ключ – ключик

Лоб –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кресло ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кислый ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Щеки ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Диван ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Брови ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Образование относительных прилагательных от существительных

Шуба из меха ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Сумка из кожи –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Стакан из стекла –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Стол из дерева –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Варенье из клубники –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Образование приставочных глаголов прошедшего времени.

Ест – поел.

Пьет ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Читает ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Рисует ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Ходил ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Обедает ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Гуляет –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Вывод:                                                                                                                           

                                                                                                                                         

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________-

____________________________________________________________________

Связная   речь          

 Составление рассказа  по картинке

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельный рассказ

 ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование и употребление предложений разных типов______________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Языковой анализ и синтез

Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения

(определение количества и последовательности слов)

Маша любит рисовать –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мама купила дочке книгу ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

У нашего дома растет сосна–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мои друзья хорошо катаются на лыжах ––––––––––––––––––––––––––––––––––

составление предложений из слов

-порядок слов не изменен

Мальчик, рисовать, картинку, –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мышка, набрать, в, норку, зерно,–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Девочка, упасть, в, лужа,––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

-порядок слов изменен

В, пойти, ребята, лес,–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Белки, дупло, тащит, орехи––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-

Слоговой анализ и синтез (выделение слога на фоне слова)

слог ша:

каша–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

дорога––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

кот–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

шатер–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

след––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

слог ха:

банан–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

сухари––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

сорока––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

черепаха––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

слог са:

самовар––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

стол––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

санки––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

телевизор––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

самолет––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

определение места слога в слове

слог ша:

каша––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

слог ро:

дорога–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Слог ба:

банан––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

слог ри:

сухари–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

определение количества и последовательности слогов в слове

Вода––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Поезд––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Иголка–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Парус––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Табуретка–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кастрюля–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Жеребенок––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Черепаха–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 составление слов из слогов

  • порядок слогов не изменен

ок, но–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

вес, на––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

кро, вать––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

кол,ба, са––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

  • порядок слогов  изменен

ка, зер, ло––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

ран, ка, даш–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Вывод:_____________________________________________________________

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Фонематический анализ и синтез

выделение общего звука в словах

Дом, дрова, подушка, садовод, дно, ледокол––––––––––––––––––––––––––––––

Лиса, снеговик, матрос, волосы, свекла––––––––––––––––––––––––––––––––––

Определение места звука в слове

Звук р:

Рука–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Дорога ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Рубль–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Норка ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Дворик –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Топор–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Звук ц:

Цапля––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Цветок–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Настурция––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Огурцы––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Палец–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Цыпленок––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Перец––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 определение количества и последовательности звуков в слове

Дым––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Каша––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Шапка––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Крышка––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Овцы–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Калитка––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Диктант––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

определение звуков, соседних с данным

Назови соседей звука м, какой звук  слышится после м?

Мороз–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

После я какой звук?

Яма–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Какой звук слышится перед м и после м?

Рама––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Комар–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Лампа–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Трамвай–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

составление слов из звуков

ч, а, с–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

л, у, ж, а ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

т, а, п, к, и ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

б, а, б, у, ш, к, а,––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

подбор слов с данным звуком в начале, в середине, в конце слова ___________

___________________________________________________________________

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––                        

Навыки   чтения

                                               

а)Чтение слогов                                                                      

мА                    сю                     ас              ям           сто       клю     лье

бы                    цы                    ок              ес          вра      пря           фья

шо                     чо                    уп              ен           гво       сте           тье

фу                     ря                    ит               ющ        жды     зве          рью

б)Чтение слов

том            мыло           ягоды               жаворонок                 макулатура

лес            герой             радуга               фамилия             первоклассница

боль         весна           сенокос              движение            экскаваторщик

юг           ручьи         дежурный         смородина            метрополитен

снег         слёзы            коробка           государство        предложение

дождь     вьюга           картофель       республика         пограничники

грусть   гнездо        помощник       отечество               милиционер

текст    письмо          чтение             электричка             сковородка

чья       рассказ         ванная            зверосовхоз           велосипед

в) Чтение предложений

Катя и Варя вышивают. Дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг.Осенью пожелтели листья на деревьях,побурела трава.Весна красна цветами,а осень- снопами.Весна даёт цветы,а осень плоды.Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.

г) Чтение текстов

                                      Синицы (85 слов)

Утром я проснулся.Вдруг слышу –кто-то тихонько в окно постучал: «тук-тук-тук».

Вскочил я с почтели,заглянул за занавеску.За форточкой мясо мороженое в сетке висит. А на мясе две синицы.Что есть силы клювом долбят.Стараются выклевать кусочки сала.

Гляжу на ту синицу,что у самой форточки.Головка у неё в чёрной шапочке. Наше и на грудке чёрный галстучек. Спинка,крылья и хвост тёмные.А грудка ярко-жёлтая.И вторая синичка точно такая же. Хлопочут обе,щиплют мясо и сало тоненькими клювами.

                                                                                         По Г.Скребицкому

                              Про нос и язык (70 слов)

У Кати было два глаза,два уха,две руки,две ноги, а язык один.

-Скажи бабушка,-просит Катя,-почему это у меня всегшо по два,а язык один?

-А потому,милая внучка,-отвечает бабушка,-чтобы ты больше видела,больше слышала,больше делала, больше ходила и меньше болтала

 и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот,оказывается, почему языков и носов бывает только по два.

                                Бумажный змей (170 слов)

Хороший ветерок подул.Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает.Туго нитку натягивает.Весело мочальный хвост развевает.Красота.

Задумал Боря своего змея сделать.Лист бумаги у него был.И дранки он выстрогал.Да недоставало мочала на хвост да ниток,на которых змеев запускают.

А у Сёмы большой моток ниток.Ему есть на чём змеев пускать.Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал,Тоже бы своего змея запустил.

Мочало у Пети было.Он его для змея припас.Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранком.

У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками прижимает.Сёма свои нитки в кулак зажал.Петя своё мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует.Ровный.Высоко в небе дружные ребята змея запустили.Весело он мочальный хвост развевает.Туго нитку натягивает.Красота.

Боря,Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить.Даже лучше.Только дружить они ещё не научились- вот в чём беда.

                                                                              Е.Пермяк

чтение слогов, слов с разной звукослоговой структурой____________________

____________________________________________________________________ чтение предложений________________________________________________ чтение текста______________________________________________________ ____________________________________________________________________

понимание прочитанного:  

- ответы на вопросы по тексту _____________________________________ _________________________________________________________________

- пересказ текста ________________________________________________ _________________________________________________________________

способ чтения _______________________________________________________

скорость чтения _____________________________________________________

характер ошибок при чтении ________________________________________ ____________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Навыки      письма

1 Списывание.  (С печатного и рукописного текста)

Бысто пролетело лето.Пришла осень.С каждым днём всё меньше и меньше становится на деревьях листьев.Трепетная осинка стоит вся красная,багровая, золотистая.Но ветер срывает и это убранство.Исчезли цветы.Трава клонится к земле,и как будто просит снега.

                                                                      По К.Ушинскому

                                        Осень пришла

Всё меньше стало тёплых дней.В садах и парках цветут последние цветы.Красив сейчас наряд леса:краснеют осинки.Берёзы стоят в золотом уборе.Вот на землю упал лист клёна.Птицы тронулись в дальний путь.

2 Письмо под диктовку (слуховой диктант)

Серая и холодная осень.Чаще льёт дождь.Уныло в поле воет ветер.Чуткая тишина в осеннем лесу.Поблёкли упавшие на землю листья.Толдько иногда на голой ветке можно найти маленький флажок.Это последний листок.Над землёй плывут хмурые тучи.Вот-вот пойдёт снег.

                                               3  Изложение

                                              Пришла осень

Прошло жаркое лето.Дни стали короче.По небу поплыли серые тучи.Трава высохла.Цветы завяли.На поверхности луж  уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча.Муравьи начали постепенно уходить под землю,и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам.С ёлки заметила их шустрая белочка.Сорвала их и спрятала в дупле.

в кустах под деревом готовится к зиме колючий ёж.Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в тёплые края.

                                                По Г.Скребницкому

                                                 План:

1 Пишла осень.

2 Муравьи готовятся к зиме.

3 Белка.

4 Как приготовился к зиме ёж.

5 Куда улетают птицы.

4 Письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми данным учеником звуком.

5 Письмо предложений или текстов с недифференцируемыми данным учеником по слуху звуками.

                                           Глухие-звонкие

П-Б: Час в добре пробудешь, всё горе позабудешь.Доброму- худое на ум не пойдёт.

Т-Д: Кафтан новый да дыры стары.За битого двух небитых дают,да и то не берут.Не суди  по приезду,а суди по отъезду.

К-Г: Голодный откусил бы и от камня.Загонят куда Макар телят не гонял.

Ф-В: Фома не купит ума.Пошёл в суд в кафтане,а вышел нагишом.Ему говорят про Фому, а он про Ерёму.

С-З:Взглянет, так лес вянет.Слово- серебпо,молчанье- золото.За словом в карман не полезет.

Ш-Ж: Из ежовой кожи шубы не сошьёшь.Кошка в печурку,стужа- во двор.

         Аффрикаты и звуки, входящие в их состав.

Ц-С: Красна речь пословицей.Слава сына-отцу отрада.

Ч-Ш: Не учи щуку плавать.Щёголь отцу-матери не кормилиц.

Ш-Щ: Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка.Нашёл дурак игрушки-лбом орехи щёлкать.

                              Свистящие – шипящие

С-Ш: Скажешь-не воротишь,напишешь- не сотрёшь,отрубишь- не приставишь.Доброе слово и кошке приятно.Из сна каши не сваришь.Дурное слово, что смола: пристанет- не отлепишь.

З-Ж:Держать язык за зубами.Незванный да желанный.Кто землю лелеет,того земля жалеет.

Ц-Ч: Из водицы,да из мучицы баба пироги печёт.Голая речь-не пословица.Как верёвочке не виться, а конец будет.Не по отцу почёт,а по уму.Яйца курицу не учат.

О-А:Дождь с утра,будет осень вся мокра.Сама скажет сорока,где гнездо свила.

О-У: У охотников дым густой,да живот пустой, а у рыбака рубаха грязна,да уха жирна.Ум хорошо, а два лучше.Море- наше поле:даст бог рыбу,даст и хлеб.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.Обозначение мягкости согласных на письме.Дифференциация букв:

А-Я: Бояться несчастья-счастья не будет.Апрель с водой,а май с травой.Автомат да лопата-друзья солдата.

У-Ю:День меркнет ночью, а человек-печалью.НЕ угадаешь,где упадёшь,где утонешь.Встречают по платью,провожают по уму.

О-Е: Счастье в воздухе не вьётся,а руками достаётся.Орла узнаешь по полёту, а молодца по обороту.

Э-Е: Береги платье снову,а здоровье смолоду.Это ежи,их руками не бери.

6 Письмо предложений или текстов с оптически сходными буквами.

И-У:Физкультура и труд здоровье несут.У семи нянек дитя без глазу.

И-Ш:Нет в мире краше родины нашей.Шила в мешке не утаишь.Каши маслом не испортишь.

И-Ц: Не хвались отцом, а хвались сыном –молодцом.Не велика птица-синица,да умница.

В-Д: Вешний лёд обманчив,а новый друг не надёжен.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.В здоровом теле здоровый дух.

Б-Д: По добру добро, а по худу-худо.Маленькое дело лучше большого безделья.Бодливую корову из стада вон.

П-Т: При солнышке тепло, при матери добро.Рано не встал-потерял день.

Л-М: Торопливый делу не помогает. Малому да глупому всё с рук сходит.Лоб широк, да мозгу мало.

О-А: Март сухой, да мокрый май, будет акшк и каравай.Родилась пригожа, да по нраву негожа.

Ш-Щ: Книга-лучший товарищ.Щи да каша –пища наша.

Х-Ж: Дом хороший, да хозяин негожий.Хороша рыба на чужом блюде.Если б хлеб да одёжа, да и ел бы лёжа.

З-Е: Всяк Еремей, про себя разумей.Здоровому всё здорово.

списывание букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений ______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений_________

____________________________________________________________________

слуховой диктант связного текста ______________________________________

____________________________________________________________________

повторная отсроченная запись диктанта__________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

запись текстов с дефектно произносимыми звуками _______________________

____________________________________________________________________

запись текстов с недифференцируемыми звуками _________________________

____________________________________________________________________

изложение связного текста __________________________________________ ____________________________________________________________________

сочинение (по сюжетной картинке) _____________________________________

____________________________________________________________________

наличие и характер моторных затруднений при письме ____________________

____________________________________________________________________

способность проверить выполнение письменной работы, выявить ошибки ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

особенности процесса письма (по результатам наблюдения) ______________ ____________________________________________________________________

Виды специфических ошибок в письме, их количество _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие и характер орфографических ошибок ___________________________ ____________________________________________________________________

Вывод:

______________________________________________________________________________--

:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Счетные    операции (наличие дискалькулии)

_______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

                        Психолого-педагогические особенности

(психическая активность, познавательные потребности, мотивы, уровень притязаний, самооценка, эмоционально - волевые качества, наличие школьной тревожности и др.)_______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1.   Нарушение  устной речи  ______________________________________

__________________________________________________________________

  1. Нарушение чтения  или затруднения процесса его формирования (степень выраженности, вид или сочетания видов дислексии)

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нарушение письма  или затруднения процесса его формирования (степень выраженности, вид или сочетания видов дисграфии, наличие дизорфографии)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дата окончания обследования:                                      Подпись:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений на занятиях с детьми - дисграфиками.

Работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений на занятиях с детьми - дисграфиками.Одной из основных задач логопедической работы с детьми в младших классах общеобразовательной ...

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихсяспециальных (коррекционных) школ VIII вида....

тест "Я дисграфик?"

тест для детей и взрослых...

Как помочь ребенку-дисграфику, консультация для родителей.

Консультациядля родителей. Может выдаваться в виде памяток для родителей....

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с умеренной у.о.

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать  об уровне с...

Схема логопедического обследования школьника

Схема логопедического обследованияшкольника...