Психолого-педагогическая готовность к школе.
презентация к уроку по логопедии по теме

Моломина Светлана Викторовна

В данном материале освещаются требования современной школы к развитию речи будущих первоклассников.Рекомендуются пути и методы речевой подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка  к школе.

  Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми,в процессе которого проявляется  его познавательная и предметная деятельность.

 Наиболее значимым для ребенка  6-7 лет является переход в новый социальный статус:дошкольник становится школьником.Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того,на сколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  • хорошее физическое развитие ребёнка;
  • развитый физический слух;
  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  • нормальное функционирование  ЦНС;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство,время,счетные операции);
  • произвольное внимание,опосредованное запоминание,умение слушать учителя;
  • познавательная активность,желание учиться, интерес к знаниям,любознательность;
  • коммуникативная деятельность,готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству,взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые необходимые для обучения качества.Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе,так как включает не только качественную характеристику запаса знаний  и представлений,но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,вниманию,памяти.

Особые критерии готовности к школьному обучению для усвоения ребенком русского языка как средства общения:

  • сформированность звуковой стороны речи (ребенок должен владеть правильным,четким звукопроизношением);
  • полная сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать,дифференцировать звуки русского языка);
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи (умение выделять звуки в начале,середине,конце слов;разложить и собрать слово из звуков,букв,слогов).

Школьники с несформированной звуковой стороной речи,как правило,заменяют и смешивают фонемы,сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих;звонких-глухих;твердых-мягких).Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков,не учитывая смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка-почка).

  • умение пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением,умение образовывать слова в нужной форме,выделять звуковые и смысловые различия между словами,образовывать прилагательные от существительных);
  • сформированность грамматического строя речи (умение пользоваться развернутой фразовой речью;умение работать с деформированным предложением,самостоятельно находить ошибки и устранять их;составлять предложения по опорным  словам и картинкам;владеть пересказом рассказа,сохраняя смысл и содержание;составлять самостоятельно рассказ-описание).

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным  проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы, и создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических,орфографических  и синтаксических ошибок.

Одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах-развитие речи учащихся.От его уровня зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Нарушения речи многообразны,они имеют различную выраженность и зависят от  причины и структуры дефекта.

Речевые нарушения условно можно разделить на три группы:

  • Фонетические-дефекты произношения отдельных звуков и их групп;
  • Фонематические-нарушение произношения отдельных звуков и недостаточное их различение по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Несформированность языковых средств-произношение и различение звуков, низкий уровень словарного запаса и грамматического строя.

Основная задача родителей:

Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка,чтобы начать логопедическую работу с ним до школы,предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.Чем раньше будет начата коррекция,тем лучше ее результат

Советы логопеда:

  • не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка;не перегружайте его речевыми занятиями;игры и упражнения,речевой материал должны соответствовать возрасту;
  • при общении с ребенком следите за своей речью;говорите с ним не торопясь;звуки и слова произносите четко и ясно;непонятные слова,обороты,встречающиеся в тексте,непременно объясните;
  • не подделывайтесь под детскую речь;не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами-все это тормозит речевое развитие;
  • своевременно устраняйте недостаток речи ребенка,стремясь указать неточности и ошибки,встречающиеся в его речи;будьте осторожны,ни в коем случае не смейтесь над ребенком,самое лучшее-тактично поправить то или иное слово;если ребенок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо,напомните ему «Говорить надо внятно,четко,не спеша».
  • не оставляйте без ответа вопросы ребенка;и не забудьте проверить:«А понятен ли ему ваш ответ?»;если в доме есть магнитофон,записывайте речь ребенка,такие записи не только помогут в работе над речью,но и со времен будут хорошим подарком для сына или дочери.

Логопедические игры:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия (назови предметы в квартире на заданный звук;собери из звуков слово или разложи слово на звуки;выдели звуки в начале,середине и конце слова).
  • Развитие двигательного анализатора-мелкой моторики пальцев рук (пальчиковые игры;конструирование;с помощью метода обрывания бумаги изготовить любую букву;с помощью ниток,веревок,шнурков выложить любую букву или вылепить ее из пластилина).
  • Развитие речевого дыхания (надуй воздушный шарик;дуть через соломинку;сдуй снежинку с ладошки;фокусник;задуй свечу).
  • Для развития зрительного анализатора (назвать предметы по их контуру;выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке;назвать перечеркнутые изображения;показать правильно написанные буквы).
  • Развитие речедвигательного анализатора (контроль за правильным произношением звуков;проговаривание чистоговорок и скороговорок при правильном звукопроизношении).
  • Хвалите своих детей;
  • Проявляйте свою любовь и заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической культуры учителей начальной школы

Данный материал является долгосрочным проектом, в котором принимают участие, непосредственно, педагоги начальной школы. Результат превзошёл ожидания...Качество образования повысилось!...

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе...

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"

Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....

Психодиагностика. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации

Психологический практикум Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа, диагностика и методические рекомендации...

Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации

Технология оценки готовности к школьному обчению. Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее...

Психолого- педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе

Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстник...