Психолого- педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе
проект

Мацкевич Наталья Сергеевна

Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.  

 

Цель моей работы : изучить особенности готовности ребёнка к школьному обучению  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-_pedagogi._podgotovka.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого - педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе Составила: учитель начальных классов Мацкевич Н.С. МБОУ Чёрнокурьинская СОШ

Слайд 2

Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Цель моей работы : изучить особенности готовности ребёнка к школьному обучению

Слайд 4

Психологическая готовность является одним из основных «стартовых» показателей школьной жизни первоклассника. Целью стартовой диагностики первоклассников является изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работы. Задачи стартовой диагностики:  выявить уровень готовности будущих первоклассников к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения. Психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения  по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации ( какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды).  выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Слайд 5

Основные направления работы педагога- психолога в рамках психолого – педагогического сопровождения первоклассников: Первый этап – поступление ребёнка в школу. Он начинается в октябре одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы. В рамках этого этапа проводится психолого – педагогическая диагностика(стартовая) на определение школьной готовности ребёнка, сформированности некоторых универсальных учебных действий ребёнка. - промежуточная педагогическая диагностика учащихся 1 –го класса. Сроки проведения: декабрь – январь. - диагностическое педагогическое обследование первоклассников в конце учебного года. Сроки проведения: апрель – май. Диагностика готовности младших школьников к переходу на II ступень обучения. Сроки проведения: декабрь – январь 4 класса. При этом проводятся групповые ( родительские собрания) и индивидуальные консультации для родителей будущих первоклассников; по результатам тестирования предлагаются рекомендации по формированию УУД и психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Слайд 6

Второй этап – первичная адаптация детей в школе(1,2 четверть) Задачи психолого – педагогического сопровождения первоклассников в этот период: - создание условий для социально – психологической адаптации детей в школе ( создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами; -повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию; - адаптация учебной нагрузки к возрастным и индивидуальным и индивидуально – личностным возможностям и потребностям учеников.

Слайд 7

Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить уровень развития у будущих учеников, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребёнка: I уровень – очень высокий. II уровень – средний (норма). III уровень – низкий – уровень риска. Часть методик можно проводить не только индивидуально, но и фронтально (6-8 чел.). Это позволит сократить общее время обследования детей.

Слайд 8

Результаты , полученные в ходе диагностики, могут быть использованы: *учителями для определения общего уровня развития учащихся и построения взаимодействия с каждым ребенком, *родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе; *психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником .

Слайд 9

Для выявления психолого-педагогической готовности ребёнка к школе были использованы следующие задания: Задание №1 Выявить умения передавать форму фигуры . Задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка, умение рисовать прямолинейные отрезки, углы, не округляя их. Задание №2 Выявление умения ориентироваться на плоскости . Проверяется умения пересчитывать клеточки. Задание № 3 Выявления умения перейти от числа к соответствующему множеству предметов. Выполнять инструкцию, содержащую несколько последовательных действий. Задание № 4 Выявление умения классифицировать, умения находить признаки . По которым произведена классификация. Задание № 5 Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове Задание № 6 Проверить состояние фонематического слуха. Фонематического восприятия, распределения количества звуков в слове.

Слайд 10

Анализ результатов диагностики готовности дошкольников к обучению в школе

Слайд 11

Психологически не готовый к школе ребенок не может: - сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, - не может включиться в общий режим работы класса, - проявляет мало инициативы, -тяготеет к шаблонным действиям и решениям, - у него возникают затруднения в общении со сверстниками

Слайд 12

Вывод: Таким образом, осуществляя мероприятия по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе, мы можем увидеть позитивные стороны развития детей и выявить проблемы дошкольников с целью профилактики возможных трудностей овладения учебной деятельностью. Оказания психологической поддержки в адаптационный период.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы дл...

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Приложение к работе « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Приложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Диаграммы по диагностике. Приложение к работе. « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Риложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе» Диаграммы по диагностике....

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников Московского центра оценки качества образования,  материалов  г...

Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...