« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»
методическая разработка на тему

Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы для детей 6- 7 лет.на которых мы ведем занятия с детьми. В ходе такой работы я неоднократно обращала внимание на то, что уровень подготовки детей очень различный и работать без начальной диагностики и выявлению проблем ребенка невозможно, так как проблемы у детей различные и подготовка к школе должна быть или индивидуальной ,или по группам, исходя из результатов первичной диагностики и методов коррекционной работы.

Проблема подготовки своих будущих учеников заставила меня самостоятельно изучить ряд работ психологов и педагогов, опыт работы коллег, вступить в сотрудничество с воспитателями детских садов. Опытом своей работы и изученными мною материалами мне бы хотелось поделиться с коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

   

     Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября  месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы для детей 6- 7 лет.на которых мы ведем занятия с детьми. В ходе такой работы я неоднократно обращала внимание на то, что уровень подготовки детей очень различный  и работать без начальной диагностики и выявлению проблем ребенка невозможно, так  как проблемы у детей различные и подготовка к школе должна быть или индивидуальной ,или по группам, исходя из результатов первичной диагностики и методов коррекционной работы.

    Проблема подготовки своих будущих учеников заставила меня самостоятельно изучить ряд работ психологов и педагогов, опыт работы коллег, вступить в сотрудничество с воспитателями детских садов. Опытом своей работы и изученными мною материалами мне бы хотелось поделиться с коллегами.

       Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток, а тем более у детей пятилетнего возраста, (правительство намерено снизить порог поступления в школу с 5 лет) ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения, что требует соответствующего подхода к детям и особой организации учебно – воспитательного процесса.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В.Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с А.Анастази. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

А.Анастази, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.

Л.С.Выготский, / «Мышление и речь» Собр. соч. т. 2/ опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В.Давыдова,Г.А.Цукермана, Л.А.Венгера.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.В.Холмоская.

По мнению ученых / Л. С. Выготского, Л.А. Венгера Д.Б. Эльконина/

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована четкая социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Основным новообразованием дошкольного детства, считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами. И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.

Обобщая работы ученых можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает развитое  дифференцированное восприятие, аналитическое мышление(способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец), логическое запоминание, наличие интереса к знаниям, процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов.

Действительно, для осуществления полноценного воспитания и готовности ребенка к школьному обучению необходимо развить интуицию, абстрагирование, мышление, умение решать познавательные задачи, пользоваться накопленным чувственным опытом. Развитие у ребенка умственных способностей по мнению является важнейшей задачей его всестороннего развития

Умственные возможности человека в том числе и ребенка, неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загружены работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся были проведены на высоком уровне. Как показала практика, при использовании с детьми новых технологий и методик заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Эти дети по- настоящему подготовлены к школьному обучению, у них хороший уровень логического мышления и  они всесторонне развиты. Но к сожалению, в % соотношении таких детей мало. Именно этим определяется актуальность выбранной мной темы исследования.

Многие воспитатели  и учителя имеют неверное представление о том, как готовить детей к школе и считают, что показателями готовности ребенка к школе является умение читать, писать и считать.. Подготовка к школе идет в логике накопления знаний, умений и навыков. Детский сад заимствовал школьные формы обучения:  уроки, занятия, сидения за партами, поднятие руки и т.п..  Ничего плохого в этом бы мы не видели, если бы дети это выполняли по собственной инициативе, но эти действия являются продуктом жесткого требования взрослого, что вызывает подкорковое сопротивление и не становится способом социализации ребенка,  здесь ярко прослеживается нарушение принципа природосообразности, что влечет ухудшение психического и физического здоровья ребенка,способствует отрицательному отношению к школе.  Необходимо найти такие средства и формы педагогического воздействия на ребенка, чтобы обеспечить его готовность к школе исходя из позиции развития в равное мере интеллектуальной, эмоциональной и нравственной сфер. Интегрируясь одна в другую они создают мощную основу для успешного обучения ребенка в школе.

Диагностическое исследование будущих первоклассников на уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.

В ходе диагностики были задействованы 10  детей подготовительной группы д/с №... Для каждого ребенка готовился буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым, а также фиксирования его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков. Первый этап обследования включает методики: « Да и нет», «Графический диктант», « Последовательность событий», «Корректурная проба», «Звуковые прятки»,  « Повтори фразы», « Рисование по точкам».И задания  на выявление ЗУН.

Второй этап включал наблюдение за деятельностью педагога и детей на занятиях и в свободной деятельности.

Результат исследования

Результаты позволили распределить детей по уровням проявления интеллектуальной зрелости следующим образом.

Результат диагностики развития произвольного внимания.(«Да и нет»).

Методика показала, что некоторые дети пытаются облегчить поставленную задачу различными способами. Так, часть из них выбирали какое- то одно слово, например, «хочу», так как оно было ответом на первый вопрос, и дальше все время повторяли его, лишая таким образом смысла свои ответы. Самым главным для этих испытуемых было соблюдение формальности правила игры. Другие же решали задачу, подменяя слова «да» и «нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия игры и не утруждали себя поиском адекватного ответа, что, как показали эксперименты, не всегда им просто дается. Прежде чем дать содержательный ответ, не включающей запретные слова, многие из них долго молчали. На вопрос экспериментатора о причине столь длительного молчания, после окончания игры, они отвечали, что искали нужные слова.

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ , если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности относятся дети, получившие не более одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка предоставляется испытуемому, если с первого раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условия игры.

Так  30% детей имеют высокий уровень развития произвольного внимания, 50% находятся на среднем уровне и 20% показали низкий уровень.

 С детьми с низким и среднем уровнем произвольного внимания необходима коррекционная работа.

 

 

 Результаты методики « Графический диктант»

Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель - о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

   -Высокий уровень 20%. Оба узора (не считая тренировочного ) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.-  - Средний уровень 40%. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

 - Низкий уровень 40%. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.   Детям с низким  и средним уровнем  умения выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу, требуется дополнительная развивающая работа.

Уровень развития словесно-логического мышления.

По результатам данного исследования мы видим, что 50% детей  имеют низкий уровень словесно – логического мышления. Дети не смогли найти последовательность картинок, или по найденной ими самими последовательности составили нелогичный рассказ. Также среди них были дети, которые не соотнесли составленную ими последовательность своему рассказу. 5 детей отказались от составления рассказа. 3 ребенка отказались от составления картинок в определенной последовательности, объяснив это не пониманием. (Здесь не  учитывались случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми,боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т. д.)Если ребенок о каждой картинке рассказывает отдельно, не связанно с остальными, или перечисляет отдельные предметы, то необходима тщательная проверка его интеллектуальных способностей, поскольку невозможность связать события воедино, а тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в целостную композицию могут свидетельствовать об отсутствии обобщения, что в возрасте 6-7 лет, по данным патопсихологов наблюдается в случае задержки психического развития или умственной отсталости. С такой проблемой мы выявили 2 детей. 40% детей показали средний уровень. Дети справились с последовательностью. Но при составлении устного рассказа имели затруднения. Детям задавались наводящие вопросы.10% детей имеют высокий уровень словесно- логического мышления. Ребята справились с последовательностью и самостоятельно составили рассказ.

Методика «Звуковые прятки» выявила 20% детей с низким уровнем развития фонематического слуха. Дети допустили более одной ошибки при выполнении заданий. 40% детей показали средний уровень, допустив одну ошибку и 40% выполнили задание безошибочно, показав высокий уровень развития  фонематического слуха.

Результаты развития зрительного внимания. (Корректурная проба)

Тест на выявление скорости распределения и переключения внимания, его устойчивости и объема показал, что 40% детей по данным критериям находятся на низком уровне, что также говорит о  низкой работоспособности ребенка и его быстрой утомляемости. Затруднения дети испытывали в способе зачеркивания фигур ( забывали способ зачеркивания, пропускали фигуры, медленно выполняли задание, фиксируя продолжительное время свое внимание на одном предмете)

 30% детей имеют произвольное внимание на высоком уровне, средний уровень  у 30% детей.

Уровень развития слуховой памяти.

Анализируя результаты методики низкий уровень развития отмечается при выполнении заданий, связанных с речевой активностью и зрительно-пространственным восприятием и памятью.  

 Зрительно-пространственное восприятие (Рисование по точкам).

Как видно из таблицы на высоком уровне выполнили 20% детей, на среднем 55% детей, на низком 40% По результатам исследования мы видим что 40% детей показали чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, имеют низкий уровень пространственного мышления. Дети постоянно нарушали заданную систему требований, предложенную экспериментатором, что обусловлено низким уровнем развития произвольности. Дети с низким уровнем развития зрительно – пространственного восприятия будут испытывать трудности при изучении геометрического материала, решении задач, ориентировки  в тетради и  на листе. С детьми с низким уровнем произвольности и зрительно-пространственного восприятия необходима коррекционная работа.

Однако, 20% детей показали высокий уровень и 55% -средний уровень, что свидетельствует о высоком и среднем уровне развития произвольности и зрительно - пространственного восприятия. Дети могут сознательно контролировать свои действия не нарушая заданную систему требований.

Общие  результаты интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению по 1 этапу исследования.

1 ряд- высокий уровень

2ряд- средний уровень

3ряд- низкий уровень

По результатам, полученным в ходе исследования, мы видим , что на  низком уровне находится логическое мышление 50% детей не справились с заданием . Низким является  уровень переключения и устойчивости внимания 40% , уровень зрительно - пространственного восприятия 40% и умение действовать по указанию взрослого 40% Исходя из этого, мы должны в формирующей части нашего эксперимента, построить работу так, чтобы она была направлена во-первых на повышение уровня логического мышления, устойчивости и переключения внимания, зрительно- пространственного восприятия,  а также на улучшение уровня слуховой памяти, фонематического слуха и произвольности, где мы видим  низкий уровень развития. Анализируя результаты по методикам, мы видим, что самый высокий уровень отмечается в выполнении методики «Звуковые прятки» на развитие фонематического слуха, а низкий уровень развития отмечается при выполнении заданий, связанных с речевой активностью, зрительно-пространственным восприятием, памятью и мышлением.

2 этап исследования.

На втором этапе в исследовании интеллектуальной готовности дошкольников использовался метод наблюдения за поведением детей во время занятий, во время свободной деятельности и за приемами педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. Наблюдения проводились на 2  занятиях.(развитие речи и математика)

Анализ наблюдений.

На втором этапе исследования мы посетили 2 занятия (математика и развитие речи) в подготовительной группе д/с №… г. Кингисеппа, где и проходил 1 этап исследования детей на уровень интеллектуального развития.

На всех занятиях мы можем отметить следующие: занятия прошли на среднем методическом уровне с нарушением логической структуры (один этап занятия не переходил в другой), нарушался принцип природосообразности. Отсутствие проблемных ситуаций вызывало пассивность мыслительной деятельности детей и интереса к обучению, ответы детей носили форму  только индивидуальны, допускаемые детьми  ошибки при ответах исправлялись воспитателем, что не давало возможности другим детям включиться в анализ ошибок. Во время этого занятия, дети в основном являлись объектом деятельности. Игры, внесенные воспитателем в занятие, позволили активизировать личностную заинтересованность детей , но прекращались не имея завершенности. Мини-групповых форм работы воспитатель не использовал. Дети сидели за столами, не меняя при этом положение своего тела. В связи с этим дети не смогли долгое время держать внимание и  приобрести опыт коллективного взаимодействия. Самостоятельная деятельность детей была контролируема действиями воспитателя. Переключение с одного вида деятельности на другой происходило по  инструкции воспитателя.. Многие дети не смогли включиться в работу , концентрировали свое внимания только после замечания педагога.  Можно говорить о недостаточном личностно-ориентированном подходе воспитателя к ребятам. Несмотря на, доброжелательный стиль общения воспитателя с детьми, прослеживался авторитарный натиск, стремление подчинить детей своей воле, действовать согласно принципа «делай, как я».

Наблюдая за детьми в свободной игровой деятельности, отметила, что о в игре дети  используют разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы – заместители. Так в ситуации, когда не оказалось ложки для кормления куклы девочки легко ее нашли – палочка будет вместо ложки. Произошло истинное замещение, предмет был наделен новой функцией. Такое же замещение использовали мальчики при строительстве дороги – в роли моста была взята дощечка с опорами на треугольные призмы. Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру и способствует развитию сознания. Во время наблюдений за детьми возникла ссора между девочками, связанная с распределением ролей в игре. Девочкам не удалось договориться о распределении ролей и игра распалась. Сдержать свои личные желания и подчиниться требованиям других , согласиться выполнять непривлекательную роль девочка не согласилась, а другие девочки не стали с ней больше играть. Мы также обратили внимание на то, что многие дети не смогли занять себя, переключались с одного вида деятельности на другой, мешали играть другим ребятам. Воспитатель при этом не реагировал на поступки детей и дети редко обращались к воспитателю с просьбами.

В общении со сверстниками дети были более раскованы, чем в общении с воспитателем. В момент игры наблюдалась ярко эмоционально насыщенная речь между детьми, их действия сопровождались резкими интонациями и кривляниями. Некоторые дети не проявляли положительного эмоционального отношения к друг другу. С трудом могли обозначить собственное эмоциональное состояние словами и убедительно обозначить свою просьбу или объяснить отказ от участия в игре.  

Воспитатель занимался своими делами и реагировал только на шум и крики детей. Со стороны воспитателя мы не отметили положительных эмоций на игры детей, их поделки, на их общение. Дети, нарушавшие дисциплину, были наказаны воспитателем и сидели на стульчиках в разных углах группы. Воспитатель не пытался заинтересовать ребят ,включить их в какую – либо деятельность.

____________________________________________________________

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если ребенок, по результатам психологического исследования, показал низкие результаты, то можно говорить о специальной развивающей работе, но при этом необходимо зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы. Так в ходе нашего обследования будущих первоклассников, по результатам методик, мы видим ,что низкий уровень развития отмечается при выполнении заданий, связанных с речевой активностью, памятью. Дети показали низкий уровень логического мышления и произвольного внимания . Наиболее хороший результат был показан при проверке фонематического слуха.

 Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками.     Метод наблюдения за игрой и общением между детьми позволяет раскрыть их уровень развития мышления и коммуникативных умений .

 Лишь только в совместной деятельности ребенок  постепенно приобретают опыт «вместе думать», целенаправленно общаться и помогать друг другу, формировать нормы и правила поведения, далее переносить этот опыт на общение со сверстниками. Педагогу надо продумывать такие формы и методы, которые позволят вовлекать детей в деятельность в зависимости от его степени развития, приводящие его к удивлению, желанию познавать новое через активную игру. К сожалению наши наблюдения в подготовительной группе д/с выявили, что воспитатель не понимает основных задач  подготовки ребенка к школе и подменяет работу над развитием психологических процессов отработкой ЗУН, что ведет к снижению мотивации, познавательных интересов и нарушению принципа природосообразности.

Анализируя результаты обследования детей  можно сделать вывод, что некоторым детям необходима дополнительная работа  по развитию психических процессов и формированию ЗУН, а также успехи в развитии ребенка во многом определяются личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышления.  На основе результатов обследования, мы видим необходимость проведения развивающей работы с детьми, которые показали средние значения по ряду предложенных для выполнения им заданий.

Для реализации развивающей работы нами был разработан и апробирован  комплекс занятий и упражнений, направленный на развитие интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Такие аспекты как: смысловая память, устойчивость внимания, мышление и речь были в зоне особого внимания. Для развития этих сторон психической деятельности  проводились с детьми фронтальные  и индивидуальные занятия.(см.приложение)

На основе результатов диагностики мы видим необходимость проведения развивающей работы с детьми, которые показали средние значения по ряду предложенных для выполнения им заданий.

Для реализации коррекционной работы  был разработан и апробирован  комплекс занятий и упражнений, направленный на развитие интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Такие аспекты как: смысловая память, устойчивость внимания, мышление и речь были в зоне особого внимания. Для развития этих сторон психической деятельности проводились с детьми фронтальные  и индивидуальные занятия.(см.приложение)

         

В ходе коррекционной работы был создан  и апробирован комплекс психолого-педагогических упражнений, который эффективно способствовал повышению интеллектуальной готовности ребенка.

Условия ,созданные в ходе работы смогли наиболее полно обеспечить интеллектуальное развитие. По разным показателям мы видим, что произошли существенные изменения:

                             

         Данные  повторного исследования.      

          Исходные данные                             Данные после коррекц. работы.

               

Уровень развития произвольного внимания значительно вырос. Низкий уровень показал лишь один ребенок. Он не смог сосредоточить свое внимание на правилах игры и постоянно использовал слова «да» и «нет», ребенок также на один и тот же вопрос давал то положительный, то отрицательный ответ, качая головой, также ребенок использовал в своей речи слова « ага», «неа», но так и не смог следовать правилам игры. Средний уровень вырос на 10%, т.е 1 ребенок, имея изначально низкий уровень, после занятий с педагогом повысил уровень произвольного внимания до среднего уровня, а 2 ребенка достигли высокого уровня. Надо отметить, что дети не давали бессмысленных ответов и не употребляли просторечной лексики.

 Также повысился уровень умений ребенка выполнять задания взрослого, что мы видим из методики Д.Б.Эльконина «Графический диктант» Низкий уровень показал только один ребенок, он не справился с заданием экспериментатора. Не смог высчитать нужное количество клеток, не ориентировался на листе бумаги и нарисовал узор не соответствующий продиктованному. 5 детей показали средний уровень, допустив незначительные ошибки в одном из узоров, 2 ребенка не смогли самостоятельно продолжить узор. 4 ребенка показали высокий уровень, не допустив ни одной ошибки.

                 

Из всех проводимых методик в констатирующем эксперименте  на наиболее низком уровне были показатели словесно-логического мышления, но ряд занятий позволил значительно повысить уровень словесно-логического мышления , что мы и видим из диаграмм. На низком уровне остался один ребенок, который этот уровень показывал и по предыдущим методикам. Ребенок не нашел нужной последовательности. Не смог составить рассказ даже по наводящим вопросам педагога. Мы считаем, что мальчику необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей, поскольку невозможность связать события воедино. А тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в композицию могут свидетельствовать об отсутствии обобщения, что может в данном возрасте наблюдаться в случае задержки психического развития, или умственной отсталости. Средний уровень показали  5 детей. Они справились с последовательностью, но при составлении рассказа испытывали затруднения, которые могут быть связаны с уровнем развития речи и словарным запасом.4 ребенка показали высокий уровень Дети быстро справились с заданием и при составлении рассказа не имели затруднений.

                 

      Повторная методика на выявление скорости распределения и переключения внимания и  его устойчивости выявила также одного ребенка, который не справился с заданием. Мальчик вычеркивал фигуры не по предложенному образцу и смог   работать только 30 сек.    Другие ребята выполнили задание за 2-3 мин.   % человек показали средний уровень, допустив по 2-4 ошибки и 4 ребенка показали высокий уровень работоспособности и внимания

             

 На первом этапе исследования   30% детей показали низкий уровень развития слуховой памяти, но после ряда занятий с детьми мы видим, что низкий уровень показал лишь 1 ребенок. Он не смог даже с третьей попытки назвать даже одну фразу. Улучшились показатели на высоком уровне , его показали 5 детей. Один ребенок из  ранее показанного среднего уровня перешел на высокий уровень, а 2 ребенка , ранее имеющие низкий  уровень показали средний, что свидетельствует об эффективности наших занятий.    

           

Наилучшие показатели по всем методикам констатирующего эксперименте были  на развитие фонематического слуха, но и здесь мы наблюдаем значительные улучшения. Приятно отметить, что мы не видим низкого показателя развития фонематического слуха. Даже ребенок, который по всем методикам показывал низкий уровень развития, здесь показал средний уровень. 6 ребят показали высокий уровень развития фонематического слуха, что позволяет говорить об успешности  их обучения чтению и письму.  

               

           

Низкий уровень пространственного мышления и  низкий уровень произвольности, несмотря на ряд занятий  показал  1 ребенок, его низкий уровень прослеживается по всем ранее проведенным методикам. 1 ребенок улучшил показатели до среднего уровня и 1 ребенок со среднего уровня до высокого. О 90% детей мы можем смело говорить, что они могут сознательно контролировать свои действия и  их пространственное мышление находится на хорошем уровне, что важно при обучении ребенка в школе.

                                                                         

 Таким образом, по полученным результатам, мы видим, что неудачи детей можно объяснить не отсутствием у детей  способностей, а определенным способом обучения, общения, т.е. организацией процесса. Хочется подчеркнуть необходимость единства диагностики и развития, деятельностный принцип осуществления коррекции. Целью данной работы было развитие интеллектуальных способностей (общие и специальные упражнения) основываясь на формировании мотивационной зрелости к их выполнению через игровую и поисковую деятельность личностно-значимую для ребенка.  Упражнения и занятия с детьми помогли повысить уровень их интеллектуальной готовности, но надо отметить, что занятий было проведено недостаточно и  если бы занятий было бы проведено больше, то результат был бы более высоким.

Выводы.

Проанализировав работу с детьми при подготовке к школе ,я выделила показатели интеллектуальной готовности ребенка:

Образный компонент

1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета.

2. Зрительная память на образной основе.

3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).

4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза.

5. Эвристичность мышления.

Вербальный компонент

1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них   существенные.

2. Слуховая память на речевой основе.

3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.

4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа.

5. Критичность мышления.


Разрабатывая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, я основывалась на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышления.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка. Здесь важно учесть содержания изучаемого материала, индивидуальные особенности ребенка, уровень овладения понятием. Такое образование содержит деятельностный фундамент, опирается на принципы "психологической педагогики", имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер. Во многом это определяется личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышления.

        Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.        Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

        Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.        

Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции. В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде дидактических игр.бесед Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.

Итак, подводя итог проведенной работы,психолого-педагогическому исследованию, темой которого являлась психологическая готовность дошкольников к обучению в школе, можно тезисно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы:

1) Готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

2) Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, готовность к школьному обучению обеспечивает переход к позиции школьника.

3) В структуре интеллектуальной готовности принято выделять следующие компоненты: знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать, развитые познавательные интересы.

4) Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе возникает только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать оценить свою деятельность.

5) Из результатов проведенного исследования видно, что не все дошкольников в возрасте от 5,5 до 6,5 лет дошкольников являются школьно-зрелыми .

6) Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только проблема развития детей , но и проблема создания педагогических условий в которых развивается ребенок.

7)Включение детей в поисковую исследовательскую деятельность процессе коммуникативных взаимоотношений, способствует интеллектуальному развитию. Ребенок не объект деятельности педагога, активный субъект.

В дальнейшем мы планируем заниматься изучением и разработкой данной проблемы, поскольку: во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения; во-вторых, если обследование детей начинать заранее, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо создать условия исключающие неготовность.


Список литературы:

 

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М., 1980.
  2. Аркип Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  3. Богомолова М.И. Интеллектуальное воспитание дошкольников. М., 1988.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.
  6. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М., 1969.
  7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.,1988.
  8. Венгер Л.А.. Венгер Н.Б.. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
  9. Воробьева Д.И. Гармония развития, СПб, Детство-пресс, 2003.
  10. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 1989.
  11. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М.,1986.
  12. Выготский Л.С.. Мышление и речь. Собр. Соч. т.2
  13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993(1996).
  14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  15. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.
  16. Годфруа Ж. Что такое психология. М.,1996.
  17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.Новоселовой.
  18. Журавлев В.И. и др. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Плекунова, Г.В.Воробьева. М., Просвещение. 1979.
  19. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. М., 1989.
  20. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М., 1987.
  21. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? М., Ювента,2005.
  22. Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема».Рабочая тетрадь.М., Ювента, 2005.
  23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990.
  24. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
  25. Общение между детьми в детском саду / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М., 1990.
  26. Панько Е.А. Психологическая деятельность воспитателя в детском саду. Минск, 1986.
  27. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.
  28. Проблемы дошкольной игры: психологический аспект / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. М., 1987.
  29. Психологический словарь. Ростов-на –Дону, Изд. Феникс, 2003
  30. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.
  31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М.: Педагогика, 1989.
  32. Н.П. Сакулина Т.С. Комарова Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.Просвещение 1979г.
  33. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. Л., 1991.
  34. Скалесова Я. и др. Методы и методология педагогического исследования. М., 1989.
  35. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
  36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошольников//Вопросы психологии.1989.№3
  37. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1972.
  38. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 1988.
  39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
  40. Эфриимсон В.П. Генетика гениальности.- М., 2004.

41 . Божович Л.И. Личность и её формирование в  детском  возрасте.  -  М.  -

1968. - С.   308.

42.Герасимов С. 5.  Познавательная активность и понимание.

// Вопросы психологии.  - 1994. - № 3. -С.  14-15.

43. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой

активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

44.  Гильманов Р.С.  Трудовое воспитание младших школьников

45.Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина

–М.: Просвещение, 1984. –223с.

46.Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.:

Университетское, 1988. – 399с.

47.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного

возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

48.  Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:

Просвещение, 1972. –78с.

49.Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-

№1.-С.59-66.

50.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и

рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.

51. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

52. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.



Предварительный просмотр:

Приложение

Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся ,кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке, и отметьте их крестиком.

 Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.

 Для коррекции образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.

●Развитие способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать.

Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.

Инструкция. «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом». Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

●Развитие мыслительных способностей детей 6 лет Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;

2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;

3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;

4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;

5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;

6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;

7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;

8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;

9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;

10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. «Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным.

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие. Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них определённые фигурки идентичные друг другу. 

 ● Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».

 Детям раздаются таблицы с рисунками. 10 рядов по 5 картинок. Даётся инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

 В индивидуальных занятиях нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.

 Для развития логического мышления использовались развивающие упражнения Л.Г. Петерсон. Детям предлагается незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.

  1. Для коррекции распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца».

Для проведения занятия необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)

●Игровая методика для активизации речи.

Предлагаемая игровая методика является средством развития мышления, речи и воображения.

«Где чье место?»

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Стимульный материал.

Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.

Игровое задание.

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

●Задачки на логику

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках.

Жираф жил не в красном и не в синем домике.

Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

Три рыбки плавали в разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом.

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Жили-были три девочки:

Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?

Кого из них как зовут?

У Миши три тележки разного цвета:

Красная, желтая и синяя.

Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.

В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.

В желтой - не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

●Развития операции систематизации.

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой - наименьшие).

Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних рядах и колонках.

Инструкция. «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? «Объясни почему?

Задание. Развитие, умения у ребенка способность изменять существительные по числу. После привлечения внимания ребенка скажите: «Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: «игрушка», а ты должен сказать: «игрушки». Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок. Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок. Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа «Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать». Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: «Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?»

Задание. Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите составить последовательность и рассказ.

Задание. Операция «Анализ».

Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни. Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего. Противоположной операцией является операция «Синтез», когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

Задание. а) «Сходство и различие»

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь День – ночь

Лошадь - корова Дерево – куст

Телефон - радио Помидор – огурец

Самолет - ракета Стол - стул

б) «Поиск противоположного объекта»

Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции «съедобное - несъедобное», «полезное - вредное» и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

в) «Поиск аналогов».

Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше «аналогов», т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

Задание. «Составить предложение из трех слов».

Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

Задание. Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

- стол, стул, шкаф - это...

- собака, кошка, корова - это...

- чашка, блюдце, тарелка - это...

- василек, ромашка, тюльпан - это...

Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.

- Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

Определения

Ребенку предлагается отвечать на вопрос «Что такое?» по поводу предметов. Что такое стул?

- Это на четырех ножках.

- Значит, наша кошка - это стул?

- Нет, стул деревянный.

- Значит, стол - это стул? И т.д.

Задание.

Определение понятия».

Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенного признака, без которого нет нужного обобщения. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.

- Кошка - живая. Это животное.

- Птица - это животное?

- Нет, птица на двух ногах.

- Корова - это кошка?

- Нет. Кошка - животное на четырех ногах, которое мяукает и живет дома.

Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу найдет ответ. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: «Что это такое?» Неумение обозначать и пользоваться знаками - это незрелость интеллекта и психики.

Задание. «Нахождение возможных причин»
Сформулировать какую-либо ситуацию: «Мальчик упал и расшиб колено». Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.

Задание. «Социализация речи».

Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. «Этот ему как даст. И побежал... Бах - трах! Ноги из ямы. А глаза-то! Если не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.

Задание. Особенности памяти ребенка можно развивать, предложив ему ряд заданий.

А) Логическая, смысловая память

Подбираются 10 пар слов. Например: луч - солнце, железо - сталь, елка - ветки, год - месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма - не менее 60%.

Б) Попробуйте тот же опыт, но со словами, логически не связанными: кнопка - книга, лампа - стена, дрова - краска.

После проведения коррекционной работы мы проводили дополнительное обследование детей. Здесь мы приводим таблицу дополнительного обследования.




Предварительный просмотр:

Наблюдательность, Найди похожую.

Задание: “Найди спрятанные предметы”                   

                   

                                 

“Найди отличия”

Положите перед ребенком распечатанные два бланка методики. Задание: сравнить картинки и найти 13 отличий между ними.

               Упражнение “Поиск заданной последовательности”

Задание: найти и выделить заданную последовательность из трех шаров везде, где она встречается.

               

Упражнение “Где ошибся Буратино?”

Цель: развитие внимания у ребенка.

Материал: распечатанный бланк методики, простой карандаш.

Инструкция: перед началом игры вы говорите ребенку: “Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: “Нарисуй точно такой же”. А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить”. Вы даете ребенку распечатанный бланк методики и простой карандаш. Верхний узор на бланке – рисунок Мальвины, а нижний – Буратино

«Упражнение  «Найди закономерность»

Упражнение “Сколько весит клоун?” Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: ребенку предлагается внимательно рассмотреть распечатанный бланк методики. На нем изображены следующие три условия логической задачки:

  1. Вместе клоун и кот весят две гири.
  2. Один кот (без клоуна) весит два ананаса.
  3. Вместе с одним ананасом вес поросенка равен весу одной гири.

Задание: найти, сколько весит клоун в перерасчете на поросят.

     

Упражнение “Шестеренки”

Предложите ребенку внимательно рассмотреть распечатанный  бланк методики и определить, в какую сторону повернется шестеренка, отмеченная знаком “?”, если самую первую шестеренку повернуть по часовой стрелке (как показано на рисунке).

Правильный ответ: по часовой стрелке.

  Упражнение “Расставь кружочки” (70) Цель: развитие зрительной памяти.

Инструкция: в течение 5-10 секунд (в зависимости от сложности задания) ребенку необходимо запомнить расположение кружочков в квадрате, а затем воспроизвести их в пустом нижнем квадрате.  Квадраты предъявляются последовательно, слева направо. Используйте какую-нибудь непрозрачную поверхность, для того чтобы закрыть не используемые пока еще квадраты. Так ребенку будет легче сосредоточиться на выполняемом задании.

                 

Упражнение “Символы”

Инструкция: ребенку предлагают внимательно рассмотреть распечатанный Бланк №1. На нем изображена таблица, в первом столбце которой помещены различные картинки, а во втором соответствующие им схематичные изображения. Ребенок должен постараться запомнить, какое схематичное изображение соответствует каждой картинке. На запоминание отводится 1 минута. После этого ему дают Бланк №2, который он должен заполнить, нарисовав в пустом правом столбце напротив каждой картинки соответствующий ей символ.

 

 

Упражнение “Развертка ждет!” Цель: развитие пространственного мышления.Инструкция: Инструкция  дается в виде нижеследующего стишка:

Здесь нужен глаз                          

На редкость зоркий.

Задача очень непроста:

Четыре цифры на развертке

Поставь на верные места!

На все решенье – пять минут.

Подсказку кубики дают!

Примечание: на Бланке №2 помещен правильный ответ – развертка со всеми требующимися цифрами от 1 до 6. Распечатайте бланк на плотной бумаге; теперь пусть ребенок вырежет развертку и склеит из нее кубик. После этого вместе с ним проверьте, подходит ли он к заданным в условии (см. Бланк №1) кубикам.  

     

Упражнение “Найди два одинаковых кубика”

Цель: развитие пространственного мышления и внимания.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: на бланке к заданию изображены 8 кубиков. У всех кубиков видны только три из шести сторон. По условию три невидимые стороны у всех восьми кубиков одинаковые.

Одна из видимых сторон у всех 8 кубиков закрашена по диагонали, на двух других изображены стрелка и треугольник.

Требуется найти два полностью одинаковых кубика.

Примечание: чтобы выполнить предложенное упражнение не обязательно распечатывать задание на цветном принтере, можно распечатать бланк в черно-белом варианте.

Упражнение “Найди отрезанный (вырезанный) от каждого кубика фрагмент”

Цель: развитие пространственного мышления.

Инструкция: на бланке представлены 4 кубика, у каждого из них отрезан (или вырезан) фрагмент определенной формы. Видимые стороны (срезы) кубиков окрашены в разные цвета (белый, черный, темно-серый, светло-серый).

Ниже изображены 8 фрагментов, из которых нужно выбрать недостающие части кубиков. Выбор производится на основе анализа формы фрагментов и цвета видимых сторон. Четыре фрагмента являются лишними.

Правильные ответы:

Кубик №1 – Фрагмент №2

Кубик №2 – Фрагмент №3

Кубик №3 – Фрагмент №6

Кубик №4 – Фрагмент №7

Упражнение “Треугольники”

Цель: развитие логико-математических способностей.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: ребенку предлагают внимательно  рассмотреть рисунок, после чего найти и показать на нем  5 треугольников и 1 четырехугольник

Упражнение “Футболисты”

Цель: развитие внимания и логического мышления.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: ребенку предлагается внимательно рассмотреть табличку, самостоятельно определить принцип, в соответствии с которым расположены на рисунке фигурки “футболистов”, после чего дорисовать недостающего человечка.

Правильный ответ: футболист с головой и мячом круглой формы, квадратными ногами и руками, разведенными в стороны.

                                                       

   

Упражнение “Поиск недостающих фигур”

Цель: развитие внимания и логического мышления.

Материал: распечатанные бланки методики.

Инструкции:

Задание_1. (бланк №1) Из 6 фигур, изображенных справа, выбрать ту, которая займет место недостающей в третьем ряду. Поиск фигуры осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали или вертикали. В них скрыты 3 закономерности: количество прямых линий, положение прямоугольника, форма фигуры внутри прямоугольника.

Задание_2. (бланк №2) Даны 3 ряда изображений самолетов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. Недостающий самолет надо выбрать из 6 фигур, помещенных справа. Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна быть помещена в пустой квадрат. Это самолет с корпусом прямоугольной формы, с незакрашенными прямоугольными крыльями и одним иллюминатором.

Задание_3. (бланк №3) Даны 3 ряда изображений кошек. Недостающую в третьем ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма туловища, головы, количество усов и направление хвоста. Изображения, расположенные справа, используются только для подтверждения ответа, найденного на основе анализа фигур. Эти 6 фигур не следует показывать ребенку в ходе поиска решения задачи. Только после того как ребенок опишет недостающую фигуру, он может найти ее среди 6 предложенных.

   

     

Упражнение “Лампы”

Цель: развитие внимания.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: на основе только зрительного прослеживания линий, требуется отыскать соответствующую каждому выключателю лампу.

Упражнение “Дорисуй фигуры”

Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш, линейка.

Инструкция:

1-й этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур (см. Бланк №1). Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений, подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком.

2-й этап: ребенку дают распечатанный Бланк №2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

Примечание: многие из изображенных фигур легче дорисовать, используя линейку. У вас есть прекрасная возможность научить ребенка ей пользоваться. Покажите ему, как необходимо правильно прикладывать линейку для того, чтобы продолжить сторону фигуры, как найти точку пересечения смежных сторон.

Работа с Бланками №№ 3 и 4 проводится аналогичным образом, только там еще надо часть фигур заштриховать.

     

Упражнение “Сокращение”

Цель: развитие логического мышления.

Материал: распечатанные бланки методики.

Инструкция: в обоих заданиях (см. Бланки № 1 и №2) ребенку необходимо заменить изображенный в самом низу каждого бланка ряд предметов одной картинкой. Замена производится с учетом заданных условий.

Примечание: чтобы выполнить предложенное упражнение не обязательно распечатывать задания на цветном принтере, можно распечатать бланки в черно-белом варианте.

Упражнение “Фруктовые примеры”

Цель: развитие логического мышления и математических способностей.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: в предложенном упражнении необходимо решить две задачки: найти числа, соответствующие яблоку и лимону. При решении задач необходимо учитывать заданные условия.

Примечание: чтобы выполнить предложенное упражнение не обязательно распечатывать задания на цветном принтере, можно распечатать бланк в черно-белом варианте.

               

Вопросы беседы с воспитателем.

1.Что вы считаете наиболее важным при подготовке ребенка к школе?

2.Какие методы и приемы используете для активизации мыслительной деятельности детей на занятиях?

3. Считаете ли Вы , что постановка проблемной  ситуации позволяет включить ребенка в работу и развить его познавательную и мыслительную активность?

4.Какое количество времени ребенок должен проводить в свободной деятельности и почему?

5.Какие записи  по учету личных достижений ребенка вы ведете  и какую коррекционную работу проводите с детьми по развитию психических процессов?

6. Какую проводите объяснительную  работу с родителями по проблеме подготовки детей к школе? Какие даете рекомендации?

7.Какие трудности Вы испытываете при подготовке детей к школе ?

8. Считаете ли Вы , что интеллектуальное развитие играет важную роль при дальнейшем обучении ребенка?

9. По какой программе Вы работаете? Какие положительные и отрицательные моменты Вы видите в данной программе, что хотели бы изменить?

10.Какие чувства, впечатления, желания Вы испытываете работая воспитателем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Приложение к работе « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Приложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Диаграммы по диагностике. Приложение к работе. « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Риложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе» Диаграммы по диагностике....

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования

Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления ...

Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...

Психолого- педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе

Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстник...