Приложение к работе « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»
методическая разработка на тему

Приложение к работе:

   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_podg._detey_v_shkolu.doc1008 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдательность, Найди похожую.

Задание: “Найди спрятанные предметы”                   

                   

                                 

“Найди отличия”

Положите перед ребенком распечатанные два бланка методики. Задание: сравнить картинки и найти 13 отличий между ними.

               Упражнение “Поиск заданной последовательности”

Задание: найти и выделить заданную последовательность из трех шаров везде, где она встречается.

               

Упражнение “Где ошибся Буратино?”

Цель: развитие внимания у ребенка.

Материал: распечатанный бланк методики, простой карандаш.

Инструкция: перед началом игры вы говорите ребенку: “Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: “Нарисуй точно такой же”. А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить”. Вы даете ребенку распечатанный бланк методики и простой карандаш. Верхний узор на бланке – рисунок Мальвины, а нижний – Буратино

«Упражнение  «Найди закономерность»

Упражнение “Сколько весит клоун?” Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: ребенку предлагается внимательно рассмотреть распечатанный бланк методики. На нем изображены следующие три условия логической задачки:

  1. Вместе клоун и кот весят две гири.
  2. Один кот (без клоуна) весит два ананаса.
  3. Вместе с одним ананасом вес поросенка равен весу одной гири.

Задание: найти, сколько весит клоун в перерасчете на поросят.

     

Упражнение “Шестеренки”

Предложите ребенку внимательно рассмотреть распечатанный  бланк методики и определить, в какую сторону повернется шестеренка, отмеченная знаком “?”, если самую первую шестеренку повернуть по часовой стрелке (как показано на рисунке).

Правильный ответ: по часовой стрелке.

  Упражнение “Расставь кружочки” (70) Цель: развитие зрительной памяти.

Инструкция: в течение 5-10 секунд (в зависимости от сложности задания) ребенку необходимо запомнить расположение кружочков в квадрате, а затем воспроизвести их в пустом нижнем квадрате.  Квадраты предъявляются последовательно, слева направо. Используйте какую-нибудь непрозрачную поверхность, для того чтобы закрыть не используемые пока еще квадраты. Так ребенку будет легче сосредоточиться на выполняемом задании.

                 

Упражнение “Символы”

Инструкция: ребенку предлагают внимательно рассмотреть распечатанный Бланк №1. На нем изображена таблица, в первом столбце которой помещены различные картинки, а во втором соответствующие им схематичные изображения. Ребенок должен постараться запомнить, какое схематичное изображение соответствует каждой картинке. На запоминание отводится 1 минута. После этого ему дают Бланк №2, который он должен заполнить, нарисовав в пустом правом столбце напротив каждой картинки соответствующий ей символ.

 

 

Упражнение “Развертка ждет!” Цель: развитие пространственного мышления.Инструкция: Инструкция  дается в виде нижеследующего стишка:

Здесь нужен глаз                          

На редкость зоркий.

Задача очень непроста:

Четыре цифры на развертке

Поставь на верные места!

На все решенье – пять минут.

Подсказку кубики дают!

Примечание: на Бланке №2 помещен правильный ответ – развертка со всеми требующимися цифрами от 1 до 6. Распечатайте бланк на плотной бумаге; теперь пусть ребенок вырежет развертку и склеит из нее кубик. После этого вместе с ним проверьте, подходит ли он к заданным в условии (см. Бланк №1) кубикам.  

     

Упражнение “Найди два одинаковых кубика”

Цель: развитие пространственного мышления и внимания.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: на бланке к заданию изображены 8 кубиков. У всех кубиков видны только три из шести сторон. По условию три невидимые стороны у всех восьми кубиков одинаковые.

Одна из видимых сторон у всех 8 кубиков закрашена по диагонали, на двух других изображены стрелка и треугольник.

Требуется найти два полностью одинаковых кубика.

Примечание: чтобы выполнить предложенное упражнение не обязательно распечатывать задание на цветном принтере, можно распечатать бланк в черно-белом варианте.

Упражнение “Найди отрезанный (вырезанный) от каждого кубика фрагмент”

Цель: развитие пространственного мышления.

Инструкция: на бланке представлены 4 кубика, у каждого из них отрезан (или вырезан) фрагмент определенной формы. Видимые стороны (срезы) кубиков окрашены в разные цвета (белый, черный, темно-серый, светло-серый).

Ниже изображены 8 фрагментов, из которых нужно выбрать недостающие части кубиков. Выбор производится на основе анализа формы фрагментов и цвета видимых сторон. Четыре фрагмента являются лишними.

Правильные ответы:

Кубик №1 – Фрагмент №2

Кубик №2 – Фрагмент №3

Кубик №3 – Фрагмент №6

Кубик №4 – Фрагмент №7

Упражнение “Треугольники”

Цель: развитие логико-математических способностей.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: ребенку предлагают внимательно  рассмотреть рисунок, после чего найти и показать на нем  5 треугольников и 1 четырехугольник

Упражнение “Футболисты”

Цель: развитие внимания и логического мышления.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: ребенку предлагается внимательно рассмотреть табличку, самостоятельно определить принцип, в соответствии с которым расположены на рисунке фигурки “футболистов”, после чего дорисовать недостающего человечка.

Правильный ответ: футболист с головой и мячом круглой формы, квадратными ногами и руками, разведенными в стороны.

                                                       

   

Упражнение “Поиск недостающих фигур”

Цель: развитие внимания и логического мышления.

Материал: распечатанные бланки методики.

Инструкции:

Задание_1. (бланк №1) Из 6 фигур, изображенных справа, выбрать ту, которая займет место недостающей в третьем ряду. Поиск фигуры осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали или вертикали. В них скрыты 3 закономерности: количество прямых линий, положение прямоугольника, форма фигуры внутри прямоугольника.

Задание_2. (бланк №2) Даны 3 ряда изображений самолетов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. Недостающий самолет надо выбрать из 6 фигур, помещенных справа. Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна быть помещена в пустой квадрат. Это самолет с корпусом прямоугольной формы, с незакрашенными прямоугольными крыльями и одним иллюминатором.

Задание_3. (бланк №3) Даны 3 ряда изображений кошек. Недостающую в третьем ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма туловища, головы, количество усов и направление хвоста. Изображения, расположенные справа, используются только для подтверждения ответа, найденного на основе анализа фигур. Эти 6 фигур не следует показывать ребенку в ходе поиска решения задачи. Только после того как ребенок опишет недостающую фигуру, он может найти ее среди 6 предложенных.

   

     

Упражнение “Лампы”

Цель: развитие внимания.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: на основе только зрительного прослеживания линий, требуется отыскать соответствующую каждому выключателю лампу.

Упражнение “Дорисуй фигуры”

Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш, линейка.

Инструкция:

1-й этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур (см. Бланк №1). Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений, подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком.

2-й этап: ребенку дают распечатанный Бланк №2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

Примечание: многие из изображенных фигур легче дорисовать, используя линейку. У вас есть прекрасная возможность научить ребенка ей пользоваться. Покажите ему, как необходимо правильно прикладывать линейку для того, чтобы продолжить сторону фигуры, как найти точку пересечения смежных сторон.

Работа с Бланками №№ 3 и 4 проводится аналогичным образом, только там еще надо часть фигур заштриховать.

     

Упражнение “Сокращение”

Цель: развитие логического мышления.

Материал: распечатанные бланки методики.

Инструкция: в обоих заданиях (см. Бланки № 1 и №2) ребенку необходимо заменить изображенный в самом низу каждого бланка ряд предметов одной картинкой. Замена производится с учетом заданных условий.

Примечание: чтобы выполнить предложенное упражнение не обязательно распечатывать задания на цветном принтере, можно распечатать бланки в черно-белом варианте.

Упражнение “Фруктовые примеры”

Цель: развитие логического мышления и математических способностей.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: в предложенном упражнении необходимо решить две задачки: найти числа, соответствующие яблоку и лимону. При решении задач необходимо учитывать заданные условия.

Примечание: чтобы выполнить предложенное упражнение не обязательно распечатывать задания на цветном принтере, можно распечатать бланк в черно-белом варианте.

               

Вопросы беседы с воспитателем.

1.Что вы считаете наиболее важным при подготовке ребенка к школе?

2.Какие методы и приемы используете для активизации мыслительной деятельности детей на занятиях?

3. Считаете ли Вы , что постановка проблемной  ситуации позволяет включить ребенка в работу и развить его познавательную и мыслительную активность?

4.Какое количество времени ребенок должен проводить в свободной деятельности и почему?

5.Какие записи  по учету личных достижений ребенка вы ведете  и какую коррекционную работу проводите с детьми по развитию психических процессов?

6. Какую проводите объяснительную  работу с родителями по проблеме подготовки детей к школе? Какие даете рекомендации?

7.Какие трудности Вы испытываете при подготовке детей к школе ?

8. Считаете ли Вы , что интеллектуальное развитие играет важную роль при дальнейшем обучении ребенка?

9. По какой программе Вы работаете? Какие положительные и отрицательные моменты Вы видите в данной программе, что хотели бы изменить?

10.Какие чувства, впечатления, желания Вы испытываете работая воспитателем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы дл...

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Диаграммы по диагностике. Приложение к работе. « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Риложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе» Диаграммы по диагностике....

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования

Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления ...

Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...

Психолого- педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе

Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстник...