«Организация диагностических мероприятий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»
учебно-методический материал по логопедии по теме

В материале сделана попытка систематизировать в таблицу  логопедические диагностические методики известных авторов.

 Выделены цель и краткое содержание методик,а так же таблица составлена на весь учебный год, что облегчает работу молодым специалистам в логопедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация диагностических мероприятий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании  письменной речи»

  1. План диагностических мероприятий:

Дата

Класс

Методика

Автор

Цель

(кр.содержание)

Май, 1-15

сентября

Будущие первоклассники (группа подготовки к школе), 1кл

1.«Продолжи узор» (адаптированная методика)

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Выявить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

2.«Рисование бус»

И.И. Аргинской

Выявить количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

3.«Продолжи узор»

Н.Я. Чутко

Выявить умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

4. «Фигуры»

Р.И.Лалае

ва

Выявить уровень пространственного восприятия (в данном случае обводка картинок в заданные фигуры различного цвета)

5-6. «Диктант»

Н.В. Нечаева

Выявить уровень развития фонетического анализа слов. Выявить знание и понимание различия звуков по твердости и мягкости, гласного и согласного.

Май, 1-15

сентября

7. «Слуховой диктант»

Н.В. Нечаева

Выявить уровень развития звукового анализа слов, а также перевод звуков речи в знаки, в данном случае – в цифры (перекодирование).

Будущие первоклассники (группа подготовки к школе), 1кл

8. «Чтение схем слов»

Н.В. Нечаева

Выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).

9.«Последовательность событий»

А.Н. Бернштейн

Выявить уровень сформированности и способности к обобщению на письме.

1-15

сентября

1-4 кл

Тестовая методика экспресс - диагностики  устной речи младших школьников.

Т.А.Фотеко

ва (2000г)

Выявить актуальный уровень речевого развития ребенка.

Составление профиля (приложение 2)

1кл

2--4 кл

Диагностика нарушения чтения

Диагностика нарушения чтения

1.Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена

2. А.Н Корнев

Выявить предпосылки (для работы по профилактике) нарушения чтения:

- знание букв (печатных и рукописных);
- узнавание букв в усложнённых условиях: недописанных, изображённых пунктиром, неправильно размещённых в пространстве, написанных разными
шрифтами, изображённых зеркально, «зашумлённых» и т.п.;
- узнавание букв, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера);
- узнавание сходных по начертанию букв, данных попарно или в буквенном
ряду

Выявить нарушения чтения, неточностей в  анализе и воспроизведении пространственной и временной последовательности (рядоговорении, воспроизведение ритма, тест «Кулак - ребро - ладонь», тест «Повторение цифр»).

май

1 кл

Диагностика состояния письма.

Просмотр тетрадей учащихся

И.Н. Садовникова

Выявить состояние письменной речи по предложенному материалу и составить протокол

1кл- запись строчных и прописных букв под диктовку, позднее - запись слогов (различной структуры) и слов (также различной структуры).

2-4 кл

1. Списывание:
а) с рукописного текста;
б) с печатного текста;

2. Слуховой диктант.

3. Самостоятельное письмо.
Сюда относятся задания типа:
- дать подписи к предметным картинкам (слова);
- дать подписи к сюжетным картинкам (предложения);
- написание изложения либо сочинения (в зависимости от класса)

Задания и протокол (приложение 3)

Сентябрь,

май

2-4 кл

май

Выявление видов дисграфий.

Составление отчетности

Классификация Р.И.Лалаевой

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда с леворукими детьми.

Особенности протекания психических процессов обусловленные механизмами межполушарного взаимодействия....

«Диагностическая карта в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

Данная карта составлена и адаптирована к новым требованиям в школе по ФГОС.В карте выделены основные диагностические критерии. Данное пособие служит приложением к "Логопедической диагностике готовност...

Итоговая работа на тему: «Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

Итоговая работа представлена на дистанционных курсах "Профилактика и коррекция  нарушений письма и чтения"  Педагогический университет Первое сентября "В работе представлен конструкт логопед...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффек...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...

«Личный сайт и социальные сети как ресурс для организации просветительской деятельности в работе учителя – логопеда (из опыта работы)»

Презентация опыта по данной теме была представлена в рамках заседания методического объединения учителей - логопедов и педагогов - психологов....