Совершенствование навыка чтения у младших школьников
статья (логопедия, 2 класс) по теме

Белова Виктория Викторовна

В системе современного школьного образования проблема возможной неуспешности ребенка, приступающего к обучению, в данное время выходит на первый план. Не секрет, что вопреки ожиданиям родителям у многих детей возникают сложности уже с первых дней. Как показали комплексные исследования сотрудников Института коррекционной педагогики (дефектологов, физиологов, клиницистов, психологов, логопедов) количество таких детей среди учащихся младших классов общеобразовательных школ достигает 20-30% и большую часть контингента с трудностями в обучении  составляют дети с недостатками речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_material_dlya_mini-sayta.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений устной и письменной речи

у детей школьного возраста

Совершенствование навыка чтения у младших школьников

Учитель-логопед

МБОУ «Гатчинская начальная

общеобразовательная школа №5»

Белова Виктория Викторовна

В условиях личностно ориентированного процесса сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении, перед логопедом встает проблема гибких организационных методов, дающих возможность предъявлять к каждому ребенку индивидуальные требования, соответствующие его индивидуальным возможностям.

Одним из таких методов является метод заключения с детьми соглашений о том, что ребенок будет самостоятельно под руководством педагога работать над совершенствованием навыка чтения.

Таким образом, не меняется содержание коррекционной работы, а изменяется способ освоения этого содержания. Ребенок воспринимает предложенную необходимую учебную задачу как свободно выбранную.

Идея этого метода заключается в следующих положениях:

  1. Работа ребенка организуется так, что его деятельность включает в себя компоненты полноценной деятельности такие, как ориентация, целеполагание,   планирование, реализация программы, анализ деятельности и результат.
  2. Ребенок получает возможность для самоуправления, саморуководства, проявления инициативы.
  3. Ребенок самостоятельно овладевает способами действий по преодолению проблем или решению учебных задач.

На первоначальном этапе ученику предлагается заполнить маршрутный лист, где он самостоятельно выбирает, каким образом он будет работать по улучшению техники чтения:

  • дома сам;
  • с родителями;
  • по соглашению с логопедом.

Затем выбирает, на сколько слов в минуту он улучшит скорость чтения: на 5, 10, 15 или 20 слов. Записывается исходная скорость чтения (например, 40 слов в минуту), далее прибавляется количество слов, на которое ребенок хочет увеличить скорость чтения (например, 20 слов в минуту) и в кружочке «зачет» записывается желаемый результат, который может быть достигнут после занятий с логопедом.

Следующий этап работы - это непосредственная работа по соглашениям, в которые включены все возможные необычные задания по чтению.

  1. Чтение зашумленных слов.
  2. Чтение пунктирных слов.
  3. Чтение наложенных друг на друга слов.
  4. Чтение строчек с прикрытой верхней или нижней половиной слов.
  5. Отделение слов от псевдослов.
  6. Восполнение пропусков букв в словах.
  7. Восполнение пропусков слов в предложении.
  8. Поиск смысловых несуразностей.
  9. Прохождение словесных лабиринтов и др.

Последняя страничка каждого соглашения представляет собой оценку психологического состояния ребенка во время выполнения заданий. Ребенок изображает свое настроение в виде забавных рожиц, обозначающих удовольствие, серьезность, огорчение или негодование.

Ученик работает по соглашениям в течение десяти недель (в неделю одно соглашение).

По истечении этого времени проводится тестовая проверка техники чтения каждого ученика.

Опыт работы показывает, что каждый ученик не только добивается той скорости, которую сам себе определил, но и превысил ее.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучение школьников по разработанным соглашениям, дает положительный результат по улучшению техники чтения и поддерживает при этом благоприятный эмоциональный фон, тем самым сохраняя интерес учеников к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Совершенствование навыков чтения у младших школьников "

В этом реферате редставлены упражнения, которые помогут формировать навык чтения у младших школьников....

Совершенствование навыка чтения у младших школьников

Чтение – основное средство обучения, инструмент  познания  окружающего мира.      Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру....

Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"

Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....

Дидактический материал по совершенствованию навыков чтения у младших школьников с ЗПР

Несформированность навыка чтения у младших школьников  формирует тенденцию  к неуспеваемости, поэтому я разработала и широко применяю дидактический материал по совершенствованию навыка чтени...

Презентация. Пути совершенствования навыков чтения у младших школьников.

Пути совершенствования навыков чтения у младших школьников....