Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Денисова Ольга Анатольевна

 

Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.

Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultats_dlya_pedagogov.vidy_rabot_po_zvuk.analizu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работ по развитию звукового анализа

    Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.

Симптоматика дисграфии.

    Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер.

    Выделяют три группы специфических ошибок:

* ошибки на уровне буквы и слога;

*ошибки на уровне слова;

*ошибки на уровне предложения (словосочетания).

    Ошибки на уровне буквы и слога

*ошибки звукового анализа

* ошибки фонематического восприятия

* ошибки иной природы

Ошибки звукового анализа

    Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению

последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых - узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Несформирован- ность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв или слогов.  

    Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат.

Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более глубокого нарушения

звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье – «дорве», девочка – «девча».

    Пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия:

а)встреча двух одноимённых букв на стыке слов: «ста(л) лакать, прилетае(т)

только зимой, живу(т) дружно».В последнем случае по нормам орфоэпии произносится «живуд дружно», т.е. имеет место регрессивная ассимиляция.

б)соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, си(ди)т, хруст(ит).  

    Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», ковром – «корвом»,

на лугах – «нагалух». Более многочисленные перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного

слога, заменяются прямым слогом: он – «но», от школы – «то школы». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным : зима – «зиам», дети – «деит». Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр».

    Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных

(особенно, когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «ноябарь»,

«Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно

появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который

напоминает редуцированный гласный.

    В последние годы стали обнаруживаться ошибки, которые нельзя отнести

ни к одному из известных типов, а именно: в словах начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз в виде строчной – Аавгуст, Ручей, Аахмадеев, Ааня. Эти ошибки – результат механического закрепления графо- моторных навыков, к которому привели письменные упражнения в прописях, где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде: Вв, Лл, Сс. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти детей и сохраняется в их письме в последующие годы.  

Данный пример формально подпадает под категорию «вставки», но должен быть отнесён к разряду перестановок, и тогда школьника следует тренировать в анализе последовательности звуков в постепенно усложняющихся комплексах (слогах, словах). В первом случае нужно устранить саму возможность механической тренировки в написании сдвоенных букв, а во втором случае – уточнить в проговаривании слоговой состав слова.

    Таким образом, при выборе наиболее целесообразных приёмов коррекции

нельзя ограничиваться формальной классификацией ошибок. Необходимо установить истоки ошибок, характерных для каждого ученика.

 

Виды упражнений для детей на уроках русского языка по отработке

навыка звукового анализа.

 

Простые формы звукового анализа

1. Гласные звуки

После предварительных артикуляционных упражнений перед зеркалом закрепляется артикуляция гласных звуков. В результате тренировок дети  должны удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счёт (до3,до 5)

и узнавать звук по показу беззвучной артикуляции.

1. Узнавание гласного звука (на слух)

В ряду других гласных звуков. Если определённый гласный назван, учащиеся должны поднять сигнальную карточку или хлопнуть.

     а) после хорового повтора серии звуков;

     б) без повторного проговаривания: уа,ауэ, оэ, аэо, иоу и т.д.

В начале слова.

Услышав и повторив слово, ученики поднимают сигнальную карточку или определённый сигнал, определяя наличие в начальной позиции определённого гласного звука. Установка на данный звук Закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить  забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся.

       а)начальный гласный в ударной позиции;

       б)начальный гласный в безударной позиции.

В середине слова.

 Определить наличие гласного звука в слове.

2. Вычленение гласного звука ( на слух)

Из ряда гласных ( в начальной позиции). Поднять букву, соответствующую первому гласному звуку: уиа, аио, эоы, оиу, иоа и т.д.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:

Ул – ус – УК  Ом – он - ор  то – со - ло

Ар – аш – ан  эх – эк - эт  ру – ну - ту

Ил – ис - ин  па – ка - на  ты – мы – лы

Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую

букву.

Из слова (гласный в середине слова, под ударением).

2. Согласные звуки.

Рассмотреть артикуляцию согласных звуков, выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок.

1.  Узнавание согласного звука (на слух)

Начального звука в слове: поднять сигнальную карточку.

Последнего согласного в слове.

Согласного в середине слова.

Выборочный диктант слов.

а)Устный – поднять букву, если в слове содержится определённый звук

(буквы раздаются детям заранее).

б) Письменный – запись слов, содержащих определённый звук (можно

использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).

2. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции

а) Из серии слогов: то – та – ту, на – ну – но, са – со – су, оп – ап – уп

б) Из слова ( в начальной позиции).

в) Игра «Любопытный». Ведущий задаёт вопросы, учащиеся в ответ

придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук,

например:

Кто ?    Что сделал?      Кому?      Что?

Папа      принёс             Пете         пастилу.

Соня      связала            сестре       свитер.

3. Вычленение последнего согласного в слове

а)Назвать последний согласный в слове.

б)Добавить недостающую букву в слово. С каждым полученным словом устно составить предложение.

в)Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке обозначить отсутствующий согласный звук лёгким стуком карандаша.

г) Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например: мост – телефон – носки – иголка – автобус …

 

Сложные формы звукового анализа

1.  Звуковой анализ односложных слов. Ученики переставляют буквы в словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему.

2.  Расставить по местам перепутанные в стихотворении (предложении) слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов.

3.  Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ вновь

полученных слов.

4.  Прочитать слово. Заменить в нём гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом. Например: дом-дым. У дороги дом. Из трубы идёт дым.

5.  Из слов получить другие путём замены

а) начальной согласной буквы: точка- почка- кочка- ночка

б) конечной согласной буквы: сыр- сын, сон- сок и т.д.

6. Рассмотреть рисунок, посчитать, сколько названий предметов начинается на звук …(К), а заканчивается звуком …(а)

7. Кроссворд. Написать в клетках слева слова, которые оканчиваются буквой

… (Т), а справа – слова, которые с этой буквы начинаются.

КОТОК

КРОТАНК

8. Игра «Буква заблудилась»

Чтение стихотворения по фрагментам;

Восстановление текста;

Показ «буквы- хозяйки» (из кассы букв)

Запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например: двери- звери

9. Игра «Найди спрятавшееся слово». На доске написаны слова. В каждом из этих слов спряталось ещё одно слово. Найдите эти слова.

10. Игра «Флот помог». На доске слева написаны слова: пена, шар, метр, справа слово флот. Выбирайте буквы из слова флот и подставьте в данные слова подходящие по смыслу в конце слова. Прочитайте получившееся слово.

11.Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

     Перед каждым учеником ряд цифр (1-9). Услышав слово, дети ведут палец

от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру,

обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например:

«В этом слове четыре звука».

12. Позиционный анализ звуков в слове

1. Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать

предыдущий звук, последующий.

2. Вписать по образцу буквы, обозначающие: третий звук в словах: кусты,

скорый, белка; четвёртый звук и т.д. 3. Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда): четвёртую букву слова

машина, объяснить написание (повторение правил).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей, родителей Игры и упражнения для развития слогового анализа

Консультация для учителей, родителейИгры и упражнения для развития слогового анализа...

Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии

Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...

Консультация для учителей начальных классов "Развитие артикуляционной моторики"

Консультация для учителей с целью оказания методической помощи на уроках обучения грамоте...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ По теме: «Виды хромосомных нарушений у детей: причины, последствия, прогнозы лечения».

    Болезни, обусловленные нарушением числа хромосом  - это трисономия, частичная трисономия, моносомия....

Консультация для учителей начальных классов: «Психологические особенности детей с ТНР. Средства и методы работы»

Задачи коррекционно-педагогического воздействия, методы работы и организация процесса обучения....

Консультация для учителей начальных классов: «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия»

Консультация для учителей начальных классов, воспитателей, родителей....