Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"
план-конспект занятия по логопедии по теме

Пичугина (Сайманина) Мария Александровна

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знакомству с буквой З, главной целью которого является профилактика нарушений письменой речи у детей с общим недоразвитием речи. Занятие также содержит в себе современные приемы автоматизации звуков с использованием динамических упражнений - речедвигательную ритмику (автор А.Я. Мухина), позволяющую  повысить эффективность постановки и введения звуков в речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuki_z-z.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ ДЗМ

ФИЛИАЛ ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Конспект

фронтального логопедического занятия

для детей с ОНР

с использованием речедвигательной ритмики

на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

Составитель:

логопед

детского реабилитационного отделения

Сайманина Мария Александровна

Москва, 2014г.

Тема: «Дифференциация звуков З –Зь. Буква З»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель: профилактика акустической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Задачи:

  1. Обучающие

- Знакомство со звуками [З, Зь]

- Развитие умения дифференцировать звуки [З, Зь] по твердости/мягкости на слух и в произношении;

- Развитие навыка соотнесения звука с буквой З;

- Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Коррекционные

- Закрепление правильного произношения звуков [З, Зь] с использованием речедвигательной ритмики;

- Закрепление умения выделять звуки [З, Зь] из состава слова;

- Уточнение и обогащение словарного запаса;

  1. Развивающие 

- Развитие графомоторных навыков;

- Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

-магнитная доска;

- картинки с изображением двух кукол: Зои и Зины;

- сигнальные карточки  (квадраты синего и зеленого цвета) для каждого ребенка;

- мячик;

- «волшебный мешочек» с картинками: коза, зонт, замок, ваза, зеленка, газета, обезьяна.

- два листа с изображением буквы З: синей и зеленой;

- лист с изображением заглавной и строчной буквы З;

- разрезные карточки:

Слова: КО…, МОРО…, …ЛЁНКА, …БОР, …БРА, …НТ

Слоги: ЗА, ЗЫ, ЗЕ, ЗО

- карточки для написания заглавной и строчной буквы З для каждого ребенка.

Лексический материал:

Звук З: Зоя, зонт, зубы, коза, ваза, изба, кузов, звонок,  забор, морозы.

Звук Зь: Зина, зима, земля, земляника, бензин, магазин, газета, музей, зеленка, тазик, обезьяна, зебра.

Ход занятия

I. Организационный этап

(Дети стоят около логопеда).

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли две куклы: Зоя и Зина. Первым сядет на свое место тот, кто скажет, какой первый звук в имени Зоя.

Реб.1: Звук З.

Л: Вторым сядет тот, кто скажет, какой первый звук в имени Зина.

Реб.2: Звук Зь.

Л: Третьим сядет тот, кто вспомнит первые звуки в именах кукол.

Реб.3: Звуки З и Зь.

(Логопед спрашивает по очереди остальных детей про два звука. Дети садятся на места).

Л: Какие два звука мы сегодня будем изучать?

Дети: З, Зь

II. Закрепление правильного произношения звука [З] с использование речедвигательной ритмики

1 Изолированное произнесение:

Л: Встали. Улыбнулись, зубы в заборчик, язычок за нижние зубы горочкой. Молодцы.

Руки согнули в локтях, локти направлены вниз. Плечи прижаты к бокам.  Кисти сильно сжаты в кулаки на уровне груди.

Произносим Ззз, «интенсивно вибрируем кулаками и предплечьем.  Плечи остаются прижатыми к бокам.  Во время воспроизведения вибрации подбородок опускается вниз, колени подгибаются»[1]

Дети: ЗЗЗ

Л: Еще раз: улыбка, заборчик, горка, дуем на язычок с голосом и трясем кулачками.

Д: ЗЗЗ

Далее логопед просит каждого произнести звук З с движением.

2. Слоговая разминка в сопровождении речедвигательных упражнений:

Л: Произносим слоги с движениями речедвигательной ритмики:

за-зо-зу

зы-за-зо

зу-зы-зо

зо-зы-за

 (В прямых слогах положение рук при звуке З, как при изолированном, с резким переходом на гласный, без интервала в движении и произнесении.

«ГЛАСНЫЕ   ЗВУКИ:

Звук А: Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые.  Спина прямая, ноги вместе.        

  При произнесении [А__] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят.          

     Незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости.        

Звук О:   Руки впереди внизу округло соединены.        

     При произнесении [О__] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой.  Подбородок немного приподнимается.  Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бёдер.          

Звук У:  Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки.  Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы.

  При произнесении [У__] кисти выводятся вперёд, но указательные пальцы направлены вверх.  Корпус прямой, подбородок приподнимается.        

Звук Ы:   Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повёрнуты к себе.        

    При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени.  Подбородок опускается»[2]

III. Акустическая характеристика звука [З]

Л: Давайте расскажем про звук З. Он согласный или гласный?

Д: согласный.

Л: Почему?

Д: Есть преграда.

Л: Какая?

Д: Зубы, язык горочкой.

Л: Верно. Звук З – твердый или мягкий?

Д: Твердый.

Л: Правильно. И обозначать мы его будем синим цветом.

     А звук З – звонкий или глухой? Горло дрожит?

Д: Да. Он звонкий.

Л: Звук З – согласный, твердый, звонкий. Повторите, звук З – какой?

Реб.1, реб.2, реб.3: звук З – согласный, твердый, звонкий.

IV. Закрепление умения выделять звук [З] из состава слова

Л: А сейчас приготовьте уши. Вы хлопните тогда, когда услышите слово со звуком З: ЗОНТ, ЖАБА, СОК, ЗУБЫ, ШИНА, ЖУК, УСЫ, КОЗА, ВАЗА, ЖАКЕТ, НОЖИ, ИЗБА, ЗВОНОК.

V. Акустическая характеристика звука [Зь]

Л: Я вам назову слова, а вы угадайте, какой общий звук есть во всех этих словах: ЗИМА, ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯНИКА, БЕНЗИН, МАГАЗИН, ГАЗЕТА.

Д: Звук Зь.

Л: Звук Зь – гласный или согласный?

Д: Согласный.

Л: Почему?

Д: Есть преграда.

Л: Какая?

Д: Зубы, язык горочкой.

Л: Верно. Звук Зь – твердый или мягкий?

Д: Мягкий.

Л: Правильно. И обозначать мы его будем зеленым цветом.

     А звук Зь – звонкий или глухой? Горло дрожит?

Д: Да. Он звонкий.

Л: Звук Зь – согласный, мягкий, звонкий. Повторите, звук Зь – какой?

Реб.1, реб.2, реб.3: Звук Зь – согласный, мягкий, звонкий.

VI. Закрепление умения выделять звук [Зь] из состава слова

Л: Вы хлопните тогда, когда услышите слово со звуком Зь: СИТО, ЗИНА, МУЗЕЙ, БАЗАР, СОВОК, ЗЕМЛЯ, ОСЕНЬ, СЕТКА, ГАЗЕТА, ЗЕЛЕНКА.

VII. Дифференциация звуков З, Зь по твердости /мягкости на слух

Л: Взяли в руки свои сигнальные карточки. Синим квадратом будем обозначать звук З, зеленым – звук Зь. Покажите синий квадрат на слово со звуком З, зеленый квадрат – на слово со звуком Зь:

ЗОНТ, ЗИНА, ЗИМА, ВАЗА, ТАЗИК, КУЗОВ.

VIII. Физкультминутка

Л: На счет раз вы встаете со своих мест, на счет два – задвигаете стульчики, на счет три – подходите ко мне. Раз, два, три.

Дети выполняют инструкцию.

Л: Я кидаю мяч и называю слог, а ловите мяч и меняете слог: если я назову твердо, то вы – мягко, если я – мягко, то вы твердо.

ЗА-ЗЯ              ЗЯ-ЗА

ЗЫ-ЗИ             ЗЁ-ЗО

ЗЕ-ЗЭ              ЗУ-ЗЮ

IX. Дифференциация звуков [З, Зь] по твердости /мягкости в произношении

Л: Я вам принесла волшебный мешочек. Подходите по одному, доставайте картинки.

Дети достают картинки.

Л: Что у вас?

Реб.1: У меня ЗОНТ.

Реб.2: У меня ЗАМОК.

Реб.3: У меня ВАЗА.

Реб.4: У меня ЗЕЛЕНКА.

Реб.5: У меня ГАЗЕТА.

Реб.6: У меня ОБЕЗЬЯНА.

Л: А у меня КОЗА. В наших словах спрятались звуки З и Зь.

В слове коза – звук З. Какой звук спрятался в вашем слове?

Реб.1: В слове ЗОНТ – звук З.

Реб.2: В слове ЗАМОК - звук З.

Реб.3: В слове ВАЗА - звук З.

Реб.4: В слове ЗЕЛЕНКА - звук Зь.

Реб.5: В слове ГАЗЕТА - звук Зь.

Реб.6: В слове ОБЕЗЬЯНА - звук Зь.

Л: Напоминаю, что к нам в гости пришли Зоя и Зина. Подарите картинки со звуком З – Зое, а картинки со звуком Зь – Зине и садитесь на места.

Я отдам КОЗУ Зое. А ты?

Реб.1:  Я отдам ЗОНТ Зое.

Реб.2: Я отдам ЗАМОК Зое.

Реб.3: Я отдам ВАЗУ Зое.

Реб.4: Я отдам ЗИМУ Зине.

Реб.5: Я отдам ГАЗЕТУ Зине.

Реб.6: Я отдам ОБЕЗЬЯНУ Зине.

X. Знакомство с буквой З

Л: Итак, мы с вами искали и слушали какие звуки?

Д: З и Зь.

Л: Посмотрите, какой буквой обозначаем звук З?

Д: Синей.

Л: А звук Зь?

Д: Зеленой.

Л: Они пишутся одинаково или по-разному?

Д: Одинаково.

Л: Правильно. Посмотрите на картинку: это заглавная буква, а это строчная – маленькая (логопед показывает на доске буквы).

   Кто покажет мне заглавную букву З?

(Один ребенок выходит к доске и показывает)

   Кто покажет строчную букву З?

(Еще один ребенок выходит к доске и показывает)

XI. Формирование навыков звукового анализа и синтеза:

Помогите Зое и Зине закончить слова – подберите слоги с их любимыми согласными (разрезные карточки):

Слова: КО…, МОРО…, …ЛЁНКА, …БОР, …БРА, …НТ

Слоги: ЗА, ЗЫ, ЗЕ, ЗО

XII. Развитие графомоторных навыков

Л: А теперь нам понадобятся простые карандаши (логопед раздает детям карточки).

     На наших карточках какая буква?

Д: Буква З.

Л: Нужно в верхней строчке прописать заглавную букву З, а в нижней – строчную букву З. Молодцы.

XIII. Итог занятия

Л: Какие звуки мы сегодня проходили?

Д: З и Зь.

Л: А какую букву?

Д: Букву З.

Л: Кто вспомнит, звук З – какой?

Д: Согласный, твердый, звонкий.

Л: Звук Зь  - какой?

Д: Согласный, мягкий, звонкий.

Л: Молодцы. Занятие окончено.

Список использованной литературы:

  1. А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика» Москва, Редакционно-издательский центр,2008, стр.91
  2. Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии», М.изд-во Гном и Д.,, 2010 -184с.
  3. Л.Г. Парамонова «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция» Издательство: Детство-Пресс, 2006 г., 126с.


[1] А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика» Москва, Редакционно-издательский центр,2008, стр.104

[2] А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика» Москва, Редакционно-издательский центр,2008, стр.91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Задачи:Коррекционные:       Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.Развивать фонематическое восприятие.Обучающие:...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Дифференциация звуков [Л ]- [Ль]»

Цель:Научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.Задачи:совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логи...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...