Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Ким Елена Львовна
Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_logopedicheskiy_urok.odt20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

 средняя общеобразовательная школа № 1467

Структурное подразделение 1017

Конспект  открытого фронтального логопедического   занятия   для детей  1 класса, имеющие

фонетико – фонематическое  недоразвитие речи.

   Тема:     Дифференциация звуков [б – п].

Цель:  Сформировать у учащихся умение различать согласные   [б - п] в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях.

2.Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными.

3.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

4.Закрепление понятия твердый  и мягкий  согласный звук.

Коррекционно-развивающие:

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Развитие координации речи с движением.

3.Развитие внимания, памяти, воображения и мышления.

4.Развитие мелкой  и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитание нравственно-этических чувств. Воспитывать у школьниках умение работать в коллективе.

2.Развивать умение слушать и анализировать.

Оборудование:

 Компьютер, муз.диск., картинки в названиях которых есть звуки [ Б и П ] (барабан,  кубики, тапочки, бочка, сапоги, ботинки, буратино, повар, лопата и др.), картинки-ответы к загадкам, картинки к песенке, для физ. минутки,  индивидуальные карточки со слогами ( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка ),  тетради , ручки, карандаши.

Маленькие зеркала. Бомбочка.

План занятия.

I. Организационный момент.

Времена года. Зимние месяцы. Число.

II. Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.

2.Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие речевого дыхания,  голоса.

3.Отгадывание загадок. Назови первый звук и дай характеристику. Устно.

4.Игры со звуками [б – п].  Поймай звук, хлопни в ладоши. Устно.

5.Напиши под диктовку слоги  и слова со звуками [б - п]. Подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие согласные двумя    чертами. Работа у доски и в тетрадях. Письменно.

6.Игра наоборот.  Преобразование слогов, слов. Устно.

7.Физкультминутка  (Логоритмика Железновых «У жирафа»).

8..Измените слова так, чтобы после согласных П и Б, появился гласный. Запишите слова в тетради.Письменно.

9.Воспроизведение слоговых рядов. Напишите под диктовку. Устно затем письменно.

10.Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками П и Б, сделайте схему в тетрадях. Письменно.

11.Игра «Бомбочка». Устно.

12.Слоговая мозаика на дом. Письменно.

III.Подведение итогов занятия. Самооценка – дети оценивают себя сами.  На доске висит список детей, занимающихся на логопункте. После окончания урока дети приклеивают напротив своей фамилии фишку  красного или зеленого цвета в зависимости от того, как они себя оценивают.

Ход занятия

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? Какое число? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. Вы уже знаете, что существуют звонкие и глухие согласные звуки. Сегодня мы с вами научимся различать  звуки [Б] и [П] и узнаем, какой из них глухой, а какой звонкий. Но, сначала проведем  артикуляционную  гимнастику.

2.Артикуляционная гимнастика и упражнения для развития речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика проводится сидя за партами с маленькими зеркалами.

Упражнения для губ(так как звуки [Б] - [П] являются губными.): «Забор», «Окно», «Трубочка», «Забор-Трубочка», «Уголок вправо – уголок влево».

Песенка гласных звуков с имитацией движения [А О У Ы Э]для развития речевого дыхания и голоса.

3.Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Гость из Африки приехал,
И морозы не помеха,
Пожелтел слегка в дороге,
Чтоб понравиться здесь многим.
Шлёт привет от обезьян
Снятый с пальмы фрукт – (банан)

Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,

Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен 
(помидор).

Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать. (бабочка)

Пушистой маленькой хозяйке

 Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

 Сушёные грибы. (белка)

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (барабан)

Кто  кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него  есть перья - пух!
И зовут его ... ! (Петух)

-Какой первый звук вы слышите в отгадках? Дайте характеристику каждому первому звуку  (согласный, твердый или мягкий,  глухой или звонкий).

 

4.  Игры со  звуками [Б] - [П] в слогах и словах.

Мы поиграем с вами в игру «[Б] или [П]» Я буду называть слоги , а вы, если услышите звонкий звук [Б], хлопните один раз в ладоши, а если услышите глухой звук  [П] хлопните два раза в ладоши.

а) слоги: ба бо па бы пу бу  пы пя бё пе бю и т.д.

Хорошо! Задание то же, но в словах.

б)слова: пыль, баран, работа, пылесос ,булка, рупор, боты, лопата, лапти, банка, быль, карп.

Молодцы!

То же самое по картинкам. ( предметные картинки со звуками [Б]  и [П]

5.Напишем под диктовку слоги и слова со звуками [Б] и  [П] в два столбика.

Работа у доски и в тетрадях.

В первый столбик напишем слоги и  слова со звуком [Б], а во второй со звуком [П].

Ба, па, пу, бе, апа, упу, обу, упи, ибо, упи, опе, обе, пю, бю, пя, бя.

Пенал, боты, рыба, арбузы, белка, попугай, работа, аптека, платок.

Подчеркните твердые согласные одной чертой и мягкие согласные двумя    чертами.

6.Игра наоборот.  Преобразование слогов, слов.

Правила такие: я  говорю слог. Если в слоге звонкий звук [Б], то вы мне  меняете этот звук на глухой [П],  и наоборот.

             Слоги: ба-па       бу-пу      пы-бы     бо-по        пэ-бэ

Теперь я буду произносить предложения, которые вы должны будете  закончить словами подходящими по смыслу. Чем различаются эти слова?

           В синем небе звезды (плещут или блещут)

  1.  В синем море волны (плещут или блещут)

 На траву выкатили (почки или бочки)

 На деревьях набухают (почки или бочки)

 Повалился старый (запор или забор)

           На воротах крепкий (запор или забор)

7.Физкультминутка

- Давайте немного отдохнём. (Логоритмика Железновых «У жирафа»).

8. Измените слова так, чтобы после согласных [б] и [п], появился гласный, подчеркните последний слог. Работа у доски и в тетрадях.

Например; зуб-зубы, гриб-грибы, карп-карпы, суп-супы, краб-крабы, столб-столбы.

9.Воспроизведение слоговых рядов.

 Сейчас упражнение «Попугай» я буду проговаривать слоги, в определенной последовательности, а вы будете повторять их за мной.

а) Сначала хором .

Слоги: ба-па-па          бо-бо-по       бэ-пэ-бэ       бу-пу-пу       бы-пы-бы

б) Индивидуальное повторение слогов

Слоги: ба-ба-па            пу-пу-бу         бы-пы-бы          бэ-пэ-бэ

Напишите  под диктовку. Логопед проговаривает слоги в определенной последовательности один раз  н-р: ба-па-па, а дети пишут как запомнили.

10. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками П и Б, Сделайте схему в тетради.

Бабушка купила Борису барабан.   Б   п   Б   бб.

Боря будет рисовать петушку.    Б  б   -    п.

Папа купил Полине яблоки.            П   п   П   б.

11.Игра «Бомбочка». Дети передают друг другу бомбочку, по часовой стрелке, придумывая слова в которых есть звук [б] до тех пор пока она не взорвется. Затем дети передают бомбочку против часовой стрелки и придумывают слова в которых есть звук [п] до тех пор пока она не взорвется.

12.Слоговая мозаика

-Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка )

13. Подведение итогов.

-Какие звуки мы сегодня изучали?

-Какими буквами они обозначаются при письме?

-Чем они похожи? Чем различаются?

Оценка деятельности детей.

Список литературы:

1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007.

2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.

3.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2002.

4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996.

5.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.

6.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997.

7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.

8.Садовникова И.Н. ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ технология преодаления.

                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....

Фронтальное логопедическое занятие во 2 классе

Работа над словом. Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие признаки предметов; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих признаки предметов;Существительное – слова, отв...

Групповое логопедическое занятие "В гости к нам пришла зима" Дифференциация звуков Л-Л\'

Итоговое занятие "В гости к нам пришла зима" Дифференциация звуков Л-Л\'  Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  знания  о твердых и мягких согласных звуках, их призн...

Конспект фронтального логопедического занятия во втором классе для детей с ОНР по теме "Весна"

  Конспект логопедического занятия по теме : «Весна» .Занятие можно  проводить  с   детьми  дошкольного возраста ,  с младшими школьниками ,а так же детьми с ...

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....

Конспект фронтального логопедического занятия в 4 классе на тему "Деревья"

Конспект фронтального логопедического занятия составлен для обучающихся 4 классов с тяжелыми нарушениями речи на лексическую тему "Деревья". Основная цель занятия - активизировать словарь по...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...