Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»
материал (логопедия) по теме

Цыпуштанова Клавдия Степановна

Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков, работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте, формирование фразовой и связной речи, работа над развитием мелкой моторики, сохранение здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_defekt._seminare.doc758 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №113 VIII вида» г. Перми

Выступление на дефектологическом семинаре

Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»

                                        Учитель-логопед:                                    

Цыпуштанова К. С.

г. Пермь 2013 г.

С  1 по 20 сентября 2012 уч.года  проводилось обследование устной и письменной речи учащихся: 1А, 1Б, 2Б, 3А, 3В, 4А, 6А, 6Б,7А, 7Б.  по методике Т.А.Фотековой.

По результатам обследования зачислены на логопедические занятия:                                                                    42 ученика  1-7 классов:                                                                                                                                                                                                                                      - системное недоразвитие речи /10 учащихся: 1А, 1В классов/;                                                        - трудности формирования  чтения и письма, обусловленные  системным недоразвитием речи разной степени выраженности /14 учащихся: 3А, 4А, 6А,7А, 7Б классов/;                                                                                                                                                   - преобладающим диагнозом явилось  недоразвитие  языковых и речевых средств /18 учащихся: 1Б, 2Б, 3В, 6Б кл/- «Особый ребенок».                                                                                              - дети – инвалиды – 28 из 78 /на 8.10 2012 г/                             /Слайд2/                                          С учётом вида речевой патологии и программой обучения было сформировано 17 групп по 2-4 человека.                                                                                                                                 На основании данных обследования были составлены перспективные планы на каждую группу, в зависимости от структуры речевого дефекта.                                                    Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий /2-3 раза в неделю в часы, свободные от уроков и во время уроков с учётом режима работы учреждения/.                                                                                                               Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности.                                                                                               Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

  • Коррекция звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):                                                                                                          - обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики.                                                        - индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для  подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.                                                                                                                                         - постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.
  • Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа).
  • Коррекция  высших психических функций (внимание, память, мышление);
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов (от простого к сложному);
  • Развитие лексики (обогащение словарного запаса);
  • Развитие фонематических процессов и лексико - грамматического строя;
  • Работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте;
  • Формирование фразовой и связной речи; (простые, распространенные предложения, пересказ). Для неговорящих детей /их большая часть/ произношение звуков и аморфных слов и выражений).
  • Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями);                                      Слайд/25/
  • Работа над развитием мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, обводка, штриховка….)                                                                                    
  • Сохранение здоровьесбережения.                         Слайд/3/

Этапы формирования речевых действий:
1. Материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета, различный бросовый материал).
2. Выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух).
3. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
4. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка.                                                                                                                   5. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук.

6. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
7. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
8. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.    
Слайд/4/

Артикуляционная гимнастика                                                                                                        Каждый день зарядку делай - будет язычок  умелым! (фотографии учащихся)

Есть дети, которые не понимают инструкцию, ротик не открывают, гимнастику не выполняют, да и многое другое, поэтому на занятиях вызывают некоторые трудности, что запланировано – выполнить не удается.                                                              Слайд/5/

Учащиеся, поступившие на логопедические занятия, при обследовании   не имеют уверенной координации движений пальцев рук, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности  движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»                    
                                                                   
В.А.Сухомлинский.     Слайд/6/

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.  

В своей логопедической практике я уделяют огромное внимание развитию пальчиковой моторики.

                                                                                                       Слайд/7/

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?                                                                 Движения пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют в целом  развитие речи ребёнка.                                                                                                                                    Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо на уроках и на логопедических занятиях.                                                                                              В работе с детьми ставлю следующие задачи:                                                              1.Формировать графические навыки – подготовить руку ребёнка к овладению письмом:                                                                                                                              - Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;                                                                             - Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость руки, ритмичность.                                                                                    2.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:                                           - произвольное внимание;                                                                                                                          - логическое мышление;                                                                                                                            - зрительное и слуховое восприятие;                                                                                                      - память, речь детей;                                                                                                                                  - умение действовать по словесным инструкциям;                                                                                       - умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;                                                                                                              - контроль  за собственными действиями;                                                                                             - приучать учащихся  работать коллективно.                   Слайд/8/

  • Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
  • Важно помнить, что все игры и задания должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребёнка.

 Слайд/9/

Пальчиковая гимнастика     (фотографии учащихся)     Слайд/10/                                             

На логопедических занятиях широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук, использую  самые разнообразные приёмы, развивающие мелкую  моторику: / лепка, рисование, конструирование, бросовый  м-л… /. Такие занятия  имеют коррекционно – развивающую направленность, которые  способствуют:                                                                                        - развитию мыслительной деятельности;                                                                                               - развитию пространственно-временных  представлений, лежащих в основе    формирования мышления;                                                                                                                      - формированию навыков предварительного планирования;                                                               -способности к моделированию и замещению.                                                    

Развитие мелкой моторики /конструирование, мозаика,  лепка, выкладывание из семян, пробок, ваты, обводка,  штриховка, пирамидка…/  (фотографии учащихся)         Слайд /11-15/                                                                                                                                      Лепка   из пластилина   (фотографии учащихся)                                         Слайд/16/

Наши дальнейшие действия:

  • На всех занятиях проводить речевые пальчиковые игры и гимнастику.
  • Проводить работу по развитию художественного творчества и изобразительной деятельности.
  • Уделить внимание  упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)

Подготовить рекомендации для учителей, родителей,  воспитателей  по развитию мелкой моторики.                                                                                    Слайд/17/

Работа над звуковым анализом и синтезом слов (фотографии учащихся) Слайд/18/                                                           

 Обучение грамоте
/конструирование букв, печатание слогов, выкладывание и составление из букв слоги, из слогов -  слова/  (фотографии учащихся)                                                       Слайд/19-20/ 

Расширение и уточнение словарного запаса слова    (фотографии учащихся)                                                           Слайд/21-22/

Развитие фразовой и связной речи 
/по картинке, серии сюжетных картинок, рассказ стихов и чистоговорок, для неговорящих – повторение гласных звуков и аморфных слов/  (фотографии учащихся)    Слайд/23/

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить  смену видов деятельности. Что я и делаю (даются задания на здоровьесбережение  - не только упражнения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, но и на развитие общей моторики и гимнастику для глаз, как же использую на занятиях релаксацию)

Сохранение  здоровьесбережения                                                                                              «Здоровье – это не всё, но всё – ничто без здоровья!»    Сократ                                                                                                    / развитие общей моторики,  физминутки,  гимнастика для глаз, релаксация…/   (фотографии учащихся)                                                                                      Слайд/24/

Гимнастика для глаз                                                                                                                           Чтобы знания получать - нужно глазки тренировать!                             Слайд/25/                                          Релаксация
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем!
   (фотографии учащихся)                                  Слайд/26/                               

Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся такой категории трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки. Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Также после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул, болезни), утрачиваются приобретённые умения, и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.                                                                                                                      Обязательна нужна связь логопеда с родителями,  учителями и воспитателями .

  • Индивидуальные консультации (показ упражнений артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, речевого дыхания, приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы). 
  • Занятия с детьми (просмотр и обсуждение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий). 

Домашние задания (артикуляционная и пальчиковая  гимнастика, закрепление правильного произношения дефектных звуков в слогах, слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях; выполнение заданий на развитие мелкой моторики).    Слайд/27/ 

Добиться эффективной положительной мотивации ребенка к учению может помочь:
- Опора на положительное;
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащающей эмоционально-чувственную сферу ребенка;
- хорошее знание своих учеников, внимательное отношение к ним (нужно вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить и без того низкую работоспособность);
- создание на занятии загадочного увлекательного мира, для зарождения познавательных и социальных мотивов.

Использование в процессе логопедических занятий специализированных компьютерных технологий позволяет также повысить эффективность коррекционного обучения.

 Ожидаемый результат на момент окончания занятий (что должны знать   и уметь обучающиеся…….)  Отследить:  научились ли учащиеся  выполнять несложные  манипуляции с предметами; стали  ли активнее, любознательнее, эмоциональнее;  появилась  ли у них потребность к самовыражению и интерес к окружающему.

Задачи на 2013-14 уч. год

  • совершенствовать методы и приёмы своей работы;
  • дальнейшее развитие речи учащихся, зачисленных на логопедические занятия;
  • укреплять взаимосвязь с родителями, учителями, воспитателями  школы и другими специалистами;
  • повышать квалификационный уровень через участие в городском МО учителей-логопедов;
  • пополнять логопедический кабинет с целью достижения лучших результатов работы в оказании помощи детям, нуждающимся в ней.                    

                                                                                            Слайд/28/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование квиллинга в работе с детьми особой заботы»

Как сделать так, чтобы ребёнок с ОВЗ  мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное ...

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)

В работе рассказывается о основных проявлениях ДЦП, речевых нарушениях у детей с ДЦП, направлениях коррекционной работы....

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Основные направления логопедической работы с неговорящими детьми, имеющими системное недоразвитие речи

Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности считали необучаемыми. Однако, при своевременном и систематическом проведении корре...