обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Латкина Мария Леонардовна

В данной разработке много дидактического материала для дифференцировки согласных по твердости-мягкости

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

«Обозначение мягкости согласных на письме

посредством гласных второго ряда»

-Развитие слуховой дифференцировки близких по звучанию фонем (по твердости – мягкости)

-учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью гласных второго ряда

-развитие фонематического и слогового анализа и синтеза

-Развитие внимания, логического мышления,  слухо-речевой памяти, эмоционально-волевой сферы.

  1. Организационный момент.

- Сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие к МЯГКИМ И ТВЕРДЫМ СОГЛАСНЫМ.

Назовите мягкие согласные звуки. Назовите твёрдые согласные звуки. Чем они отличаются? Чем похожи?

  1. Чтение слогов. (По цепочке)

Па – пя – пья

Ва – вя – вья

Са – ся – сья

Ра – ря – рья

Ка – кя – кья

Ро – рё – рьё

Лу – лю – лью

Мо – мё – мьё

Но – нё – ньё

По – пё – пьё

Гу – гю – гью

Ру – рю – рью

Ту – тю – тью

Фу – фю – фью

Ву – вю – вью

Дэ – де – дье

Нэ – не – нье

Пэ – пе – пье

Бэ – бе – бье

Зэ – зе – зье

Бы – би – бьи

Мы – ми – мьи

Лы – ли – льи

Ды – ди – дьи

Вы – ви – вьи

  1. Уточнение артикуляции гласных звуков, соотнесение сходных гласных букв.

Выделение гласных первого [а, о, у, э, ы] и второго ряда [я, ё, ю, е, и]

Обобщение роли гласных первого ряда (показывают, что предшествующий согласный твёрдый) и гласных второго ряда (показывают, что предшествующий согласный мягкий).

На основе чтения таблицы дети анализируют это и выводят правило.

  1. Запись слоговых цепочек с однократным прослушиванием.

ря – ра – рья

ла – ля – ла – лья

мё – мьё – мо

би – бы – би – бьи

Зью – зу – зю

вэ – ве – ве – вье

Самостоятельное оценивание выполненной работы при повторном чтении цепочек логопедом.

  1. Хлопните в ладоши, если услышите, что первый согласный звук мягкий.

Лето, лопата, бинокль, дерево, тигр, робот, булка, самосвал, телеграмма, телохранитель, велосипедист, тыква, помидор, виноград.

  1. Игра «Поймай и измени» ( для игры нужен мячик) Логопед называет открытый слог, ребёнок повторяет его и изменяет в нём гласную на парную. [а – я, о – ё  , у – ю, э – е, ы – и ] (Например: па – пя, вя – ва, мы – ми, и т.д.)

  1. Игра «Сыщик».   Раскрасить те клеточки, в которых есть слова с мягким согласным.

кукуруза

кино

пар

барахло

сова

пенал

азбука

динозавр

дом

липа

петух

дуб

пила

буква

куча

рога

барабан

милиметр

репа

лиса

собака

бар

кроты

баран

зима

завод

лицо

василёк

сорока

билеты

картина

копыта

(Дети выполняют только часть задания, а оставшаяся часть  - домашнее задание).

  1. Игра «Догадаюсь сам!»   Вставь пропущенные буквы, подумай, какое слово в каждом столбике лишнее. Почему?

Раскрась клеточку с лишним словом цветным карандашом.

А- Я

О - Ё

У - Ю

Э - Е

Ы - И

дестк

перекрстк

брндк

втр

шповнк

девтк

напрстк

правлящий

мтль

будльнк

птниц

иглчка

заведщий

скимо

холодльнк

  1. Волшебный «диктант-обманщик»

Устно изменить слог так, чтоб первый гласный стал мягким. Записать изменённый слог в тетрадь.

Нос, лэс, рыс, выд, лук, пос, пать.

Устно изменить слог так, чтоб первый гласный стал твёрдым. Записать изменённый слог в тетрадь.

Рёт, лёб, дём, дим, пёт, кёт, кёвш.

  1.  Игра  «Я тоже буду учителем!»   Исправь ошибку в слове. В каждом слове пропущена 1 буква. Допиши. Подумай, какое слово лишнее в каждой строчке.

Окнь, лягушк, карсь, щка.

Ббочка, стрекоз, мха, воробй.

Берза, дб, ромшка, осна.

Втрник, зма, срда, птница.

Золто, серебр, кирпч, желзо.

Холодльник, пистолт, пылесс, мсорубка.

  1. Игра «Шифровальщик»  Запиши числом, сколько букв в каждом слове.

Села кошка на окошко,

4   5   2   6

Замурлыкала во сне.

11   2   3

Что тебе приснилось, кошка?

3   4   10   5

Расскажи скорее мне.

8   6   3

  1. – К нам прилетели инопланетяне. Они не умеют говорить по- русски.Они понимают только гласные.

Прослушай стихотворение и запиши только гласные. Поставь ударение. Прочитай только гласные, соблюдая интонацию. Вспомни, какое было стихотворение.

Села кошка на окошко,

Еа  оа   а   ооо

Замурлыкала во сне.

Ауыаа   о   е

Что тебе приснилось, кошка?

О   ее   иио   оа

Расскажи скорее мне.

Ааи   оее   е

  1. Игра «Не ошибусь!»

Компот, бинокль, небо, зонтик.

Запиши только первый слог из каждого слова.

Комбинезон.

Работа, картинка, закипела.

Запиши только второй слог из каждого слова.

Ботинки.

Колбаса, переполох, сапоги.

Запиши только третий слог из каждого слова.

Сапоги.

Какое слово лишнее? Почему?

Домашнее задание.

Прочитай. Исправь допущенные ошибки. Подумай, когда так говорят. Запиши правильно.

Повэсив нёс

Нэ поклядая рюк

Кяк снэг ня гёлёву

Рюкой подять

Ня скорюю рюку

Внимательно прочитай предложения. Найди допущенные ошибки. Напиши предложения правильно.

Мелькнул лисый хвост.

Красыво поют жаворонки.

Витя получил посилку.

Шёл грыбной дождь.

Бусы состоят из бусынок.

Дыма надел пижаму.

Наступилы зимние холода.

Петя читял сказку.

Ребята делали зарадку.

Мальчики спратали шлапу.

Вставь пропущенные буквы а или я.

Пет  читл  скзку.

Кол   игрл   в   мчик.

Лид  и  Кт  игрли  в  пртки.

Нд  взла  снки  и  пошл  гулть.

Фед  покзл  ребтм  знчок.

Тн  вытирл  трпкой пыль.

Ребт  потерли мчик.

Люс  шл  рдом с ддей Всей.

Вставь пропущенные буквы о или ё.

Кля   ждт   Сержу.

Влдя   пот   веслую   песню.

У  Алши  нвые  галши.

У  тти   Алны  есть  галка.

Мы  идм  в  зпарк.

Отец  привз  два  вза  дрв.

Кшелк   плжен   на  стл.

На  вервке  висят  мкрые  пелнки.

Вставь пропущенные буквы у  или ю.

Илша  ведёт Лс   за   рк.

Павлша ест клкв.

Пет послали на почт.

Надша  лбит пироги  с  лком.

Ол положили в коляск.

Андрша  потерял клчи.

Вставь пропущенные буквы ы  или и.

Мша любт сказк.

У волка остре  клк.

Скоро будут весёле  канкул.

На  арене  грозно  рчал  тгр.

В  поле  вросл  васльк.

Весной   к  нам  прлетел  птц.

Домашнее задание.

Прочитайте и выпишите слова парами.

Рад, мал, ряд, мял, лук, люк, был, ров, вёл, рёв, бил, вол.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

Коля еще очень ………..

Ученик …….. хорошей оценке.

Вова …….. кусок глины.

Петя посадил …….. кустов.

Зеленый ……… очень полезен.

Выкопали глубокий ………

Митя обошел открытый ………

Из сарая слышен …….. коровы.

……… – домашнее животное.

Мальчик ……… в театре.

Володя ……… козу.

Яичко ………и не разбил.

Вставь пропущенные буквы, прочитай стихотворение.

Есть  мгкие  звки  и  тврдые  звук –
Их   м
жно   легк   смешть
Но,  чт
бы  не  вшло  подбной  штки
На
чились   их   различать:
М
гкие   звук   звчат   повше,
Звучанье   у   них   нежн
й.
А  тв
рдые –  слвно  грубй   и  нже,
Как   б
дто   тврды   злй.

Итог занятия

-Какую роль играют гласные первого ряда,  если стоят после согласного?  

Назовите все гласные первого ряда

-Какую роль играют гласные второго ряда,  если стоят после согласного?

Назовите все гласные второго ряда

-Чем в произношении отличаются гласные первого и второго рядов?

-Какое задание вам больше всего понравилось на занятии?

-Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда

Конспект открытого группового занятия в 1 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...

Технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда"

Уважаемые коллеги, представляю технологическую карту к открытому занятиюна тему "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда".В карте подробно расписаны планируемые результаты ...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...