Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников
методическая разработка по русскому языку по теме

В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников

Одной из основных задач начальной школы является развитие  речи  учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного  запаса детей. Речью дети овладевают задолго до школы. Однако активный словарь у них очень беден.

К активным формам развития речи детей относятся речевые игры.

К.Д. Ушинский сказал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает».

Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с перенасыщенностью современного мира информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.  Дети разучились говорить.  Коммуникативно-речевая активность у детей низкая.

Речевая игра  способствует использованию знаний в новой ситуации, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Усвоенный учащимися учебный  материал проходит через своеобразную практику.

У детей активизируется и пополняется словарный запас, развивается коммуникативные навыки,  внимание и мышление.

В своем выступлении я представлю Вам  речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное». Почему я  выбрала именно эту тему? Во-первых,  тематика речевых игр обширна и затрагивает разные стороны речи (я сузила тематику). Во-вторых, тема «Имя прилагательное» является очень интересной и благодатной в плане обогащения словарного запаса учащихся. Именно прилагательные делают нашу речь выразительной и яркой. В-третьих, имена прилагательные изучают во всех классах начальной школы.

Из всего многообразия я подобрала игры, где дети больше говорят.

Эти речевые игры можно использовать и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. А однажды я заметила, что мои ученики на перемене начали играть в одну из этих игр.

Вот некоторые правила речевых игр, которых я стараюсь придерживаться:

  • регулярность проведения таких игр (только в этом случае будет ощутимый результат);
  • не затягивать игру (особенно если она проводится на уроке);
  • вовлекать в игру всех учащихся;
  • использование игровых атрибутов (фишки, баллы, картинки, карточки и т.д.)
  •  игра в команде способствует развитию коммуникативных умений.

1). Игра «Путаница»

Детям предлагают полоски бумаги , на которых написаны словосочетания.

Неуклюжий как крот, неповоротливый как заяц, слепой как жираф, трусливый как медведь, верный как слон, хитрый как бык, длинный как лиса, упрямый как собака, голодный как рыба, хитрый как индюк, трусливый как ёж, изворотливый как лиса, колючий как сорока, надутый как уж, немой как заяц

болтливый как волк

Задание: надо прочитать словосочетание и исправить ошибку. Детям предлагается оторвать часть, где написано существительное, и подобрать нужное слово. Затем дети прочитывают исправленные словосочетания.

2). Игра «Узнай сказочного героя.

Задание: прочитать словосочетания вслух с правильным окончанием, решить из какой сказки эти слова.

1 группа                                         2 группа

У син…  моря,                            Хрустальн…   туфельку,

золот… рыбку,                            на сказочн…  балу,

в ветх…  землянке,                     у королевск…  дворца,

разбит…  корыто.                       от добр…  феи.                    

3 группа

Отважн…  девочка,

трудн…  путём,

с добр… друзьями,

к Снежн…  королеве.

3). Игра «Назови такой же»

Учитель называет предмет и один из его признаков. Дети перечисляют другие предметы, имеющие тот же признак, например: «Цыпленок пушистый. Воротник тоже пушистый, снег пушистый, белка пушистая» и т.д. За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ученик получает поощрительную фишку. В эту игры можно играть, поделившись на команды.  

4). Игра «Аукцион»

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее

цвет  (белый, черный, синий…..),

вкус  (соленый, сладкий, кислый….),

размер  (большой, высокий, длинный…),

температуру  (холодный, горячий, теплый…),

качества характера  (добрый, злой, щедрый…)

5). Игра  «На одну букву»

Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, на букву К)

Кислый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, коллективный, кофейный…)

6) Игра «Угадай-ка»I вариант

 За спиной ученика на доске учитель пишет слово (или прикрепляет картинку). Остальные дети должны к данному слову подобрать как можно больше прилагательных. Ученик должен загаданное слово.

II вариант

Дети делятся на две команды. Каждая команда загадывает слово (имя существительное) и подбирают к нему имена прилагательные. Команда выступает пред соперниками  со словами : «Мы загадали предмет. Он (оно, она) круглый, резиновый, разноцветный, …, …,…» Команда соперников должна отгадать загаданный предмет. Примечание: для того, чтобы члены команды были более активными, можно за каждый признак давать 1 очко. Команда считается выигравшей, если их слово угадано.

7) Игра «Пантомима»

Ученик загадывает слово (имя прилагательное). С помощью движений, жестов и мимики он должен показать детям это слово. Ученик считается выигравшим, если его слово угадано.

8). Игра «Пантомима-2. Антонимы»

Прилагательные-антонимы загадывают два ученика. С помощью движений, жестов и мимики они показывают детям эти слова. Пара считается выигравшей, если их слова угаданы.

9). Игра «Магазин»

На доске прикреплены картинки с изображением различных предметов. Один ученик – продавец, другой – покупатель. Покупатель для того, чтобы сделать покупку должен называть признаки предмета. Продавец угадывает предмет и отдает его. Покупатель считается выигравшим, если его предмет угадывают.

10). Игра  « Кто больше »

Для игры необходим мяч. Ученики встают в круг. Учитель называет слово, обозначающее предмет, и передает мяч первому ребенку.   Дети передают мяч друг другу, называя признаки предмета. Тот, кто не может назвать признак, выбывает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников

Слайд 2

К. Д. Ушинский «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает»

Слайд 3

Правила речевой игры регулярность временные рамки вовлечение в игру всех учащихся использование игровых атрибутов игра в команде подведение итогов речевой игры

Слайд 4

Речевая игра

Слайд 5

Результаты развития коммуникативно-речевой активности выработка речевых умений и навыков; развитие коммуникабельности; рост уверенности детей в своих силах; р азвитие коллективизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Роль психологической службы в развитии эмоционально-ценностных самоотношений младшего школьника

В материале представлены теоретико-методологические аспекты развития эмоционально-ценностных самоотношений младшего школьника....

Комплекс дидактических игр способствующих развитию познава- тельной активности младших школьников на уроках математики.

Традиционно  проблема активизации познавательной деятельности ребёнка решается применением дидактических средств активизации учения, таких как: умелое использование учебника, проблемное обучение,...

Фасилитированная дискуссия как инструмент развития коммуникативно-речевых УУД младших школьников.

Для развития коммуникативно-речевых УУД младших школьников можно использовать разные приёмы, методы, современные разработки педагогов-новаторов. Я в своей практике уже несколько лет применяю технологи...

Развития коммуникативно-речевых умений младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на кажд...