Комплекс дидактических игр способствующих развитию познава- тельной активности младших школьников на уроках математики.
методическая разработка на тему

Кононова Лариса Степановна

Традиционно  проблема активизации познавательной деятельности ребёнка решается применением дидактических средств активизации учения, таких как: умелое использование учебника, проблемное обучение, самостоятельная работа, дидактические игры, занимательные задания, карточки, фокусы, кроссворды и ребусы, стихи, ритмические игры, поощрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс дидактических игр способствующих развитию познава- тельной активности младших  школьников на уроках математики.

        Традиционно  проблема активизации познавательной деятельности ребёнка решается применением дидактических средств активизации учения, таких как: умелое использование учебника, проблемное обучение, самостоятельная работа, дидактические игры, занимательные задания, карточки, фокусы, кроссворды и ребусы, стихи, ритмические игры, поощрения.

        Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю занимательность» - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Это, наконец, проникнове- ние в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно присуща ребёнку. Чему можно заинтересовать ребёнка, сделать учение более интерес- ным? Прежде всего, учителю необходимо проявить творчество.

        Для того  чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в течение ряда уроков применяли перечисленные дидактические игры.

  1.         Игра «Весёлый счет».

Незнайка предложил нам игру. Сам он в счёте не силён и хочет посмотреть, как вы это делаете. Надо назвать и показать числа по порядку. К доске выходят 2 человека. Тот, кто быстрее сосчитает до 20, будет победителем.

       14   8    12   4                                        14   8    12   4

        

        10   13   1    15                                        10   13   1    15

        3     17   20   7                                        3     17   20   7

     19   6      9    11                                          19   6     9     11

    5     2      16   18                                        5      2    16   18

2. Игра  «Задумай число».

Задумайте число, меньше 10. Вычтите задуманное число из 15. Сколько получилось?

( например, 8. Ты задумал число 7.) ( 15-7=8 )

3. Мы на ёлке веселились,                                5 конфет в бумажках синих,

    Мы плясали, мы резвились.                        5 орехов рядом с ними,

    После добрый Дед Мороз                                   Груша с яблоком, один

    Нам подарки преподнёс.                                   Золотистый мандарин,

    Дал большущие пакеты.                                Плитка шоколада -

    В них же – вкусные предметы.                        Вот была я рада!

    Стала я пакет вскрывать,                                Всё лежит в одном пакете,

    Содержимое считать:                                Сосчитай предметы эти.

     

4. В детсаду есть паровоз,

    6  автомобилей,

    Черный пес – блестящий нос,

     Белый кот Василий,

     8 куколок в одной

     Кукле деревянной.

     И Петрушка заводной, рыжий и румяный.

     Кто внимательно послушал,

     Сколько в детсаду игрушек?

5. Задача – шутка.

Волк пригласил на свой день рожденья 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья?

6. В зоопарке он стоял,

    Обезьянок все считал:

    2 играли на песке,

    3  уселись на доске,

    А 12 спинки грели.

    Сосчитать вы всех успели?

7. Игра на внимание.

Ученик, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, он возвращает мяч учителю. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 10.

8. Игра «Стук-стук».

На доске изображена таблица с двумя разрядами:

        

       ДЕСЯТКИ

       ЕДИНИЦЫ

Учитель, молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках с цифрами.

9.          Посадила бабка в печь,                            Да в печи 4 штуки.

          Пирожки с капустой печь.                  Пироги считают внуки.

          Для Наташи, Маши, Тани,                  Если можешь, помоги,

          Коли, Оли, Гали, Вани.                            Сосчитать им пироги.

          Пирожки уже готовы.

            Да ещё один пирог,

          Кот под лавку уволок.

         

10. В двух корзинах лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой корзины переложили во вторую 10 яблок. Насколько больше стало яблок во второй корзине, чем в первой? Объясните.

    Логические упражнения.

11. Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей карандашей столько, сколько во второй коробке, то сколько карандашей в третьей коробке?

12. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей?

13. Костя наловил рыбок трех видов: ершей, пескарей и окуней. Всего он поймал 14 рыбок, ершей оказалось на 10 больше, чем пескарей. Сколько рыбок каждого вида поймал Костя?

        ( 11 ершей, 1 пескаря, 2 окуня )

14. Математическая эстафета.

Класс разбивается по рядам на 3 команды.

Для каждой команды даны примеры вида:

        10+5        10+9        10+7

Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же  числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все возможные примеры.

Например:

                10+5=15                        15=5+10

                5+10=15                        15-10=5

15. Во время игры в прятки 5 мальчиков спрятались в бочку из-под известки, 6 – в бочку из-под зеленой краски, 3 – в бочку из-под красной и 6 – в ящик из-под угля. Мальчик, который пошел их искать, нечаянно упал в бочку из-под желтой краски. Сколько разноцветных и сколько черно-белых мальчиков играло в прятки?

16. В результате систематического использования игровых технологий А. Г. Гайштута, таблица умножения к концу учебного года будет усвоена, даже детьми с низкими учебными возможностями.

Учитель предлагает задание на доске:

– Расшифруйте высказывание древнегреческого философа Демокрита.

 Под руководством учителя, учащиеся выполняют задание, выстраивая ответ на доске.

1) КАК

2) ЛУЧШЕ

3) ПОСЛЕ

4) ПЕРЕД

5) ДЕЙСТВОВАТЬ

6) ЧЕМ

7) ТЕМ

8) ДУМАТЬ

____________________

Самопроверка.

1.Порядок выполнения задания:

2.Перемножь цифры каждого из чисел, записанных в домике.

3. К каждому результату прибавь или из каждого вычти число, записанное вне домика.

Цифры полученного числа показывают последовательность расположения данного фрагмента в высказывании.

Образец выполнения:

1) 2 умножить на 2 , + 24 = 28

2) 7 умножить на 7 , – 2 = 47

3) 9 умножить на 3 , – 12 = 15

4) 7 умножить на 8, + 7 = 63

В результате работы получилось высказывание “Лучше думать перед тем, как действовать, чем после”.

17.  Под руководством учителя, учащиеся выполняют задания, проговаривая свои действия.

Работа ведется по карточкам с использованием схемы, вывешенной на доске.

Порядок работы по карточкам:

1. Двигайся по направлению стрелок, указанных в карточке. Каждая стрелка – это расстояние от одного домика к другому.

2. Дойди до нужного домика..

3. Цифры номера домика перемножь между собой.

4. В полученном результате складывай цифры до тех пор, пока не получишь однозначное число.

5. Однозначное число укажет на нужную букву в слове – шифре.

6. Для поиска новой буквы начни свой путь сначала.

Образец решения:

Карточка 1

45        4 . 5 = 20        2 + 0 = 2               М

55        5 . 5 = 25        2 + 5 = 7               Н

64        6 . 4 = 24        2 + 4 = 6               Е

 Карточка 2

86        8 . 6 = 48        4 + 8 = 12        1 + 2 = 3        Н

52        5 . 2 = 10        1 + 0 = 1                           У

72        7 . 2 = 14        1 + 4 = 5                           Ж

69        6 . 9 = 54        5 + 4 = 9                           Е

82        8 . 2 = 16        1 + 6 = 7                           Н

Карточка 3

88        8 . 8 = 64        6 + 4 = 10        1 + 0 = 1        У

78        7 . 8 =56         5 + 6 = 11        1 + 1 = 2        М

Текст шифровки: МНЕ НУЖЕН УМ

На уроке математики, при изучении темы: "Конкретный смысл действия деления", были использованы дидактические игры для развития познавательной деятельности.

Цель:

1. Познакомить с действием деления с помощью решения задач на деление по содержанию и со знаком "деление".

2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать мышление и память учащихся.

3. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, прививать интерес к предмету математика.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с геометрическим материалом, предметные карточки: солнышко и несколько лучей.

Раздаточный материал: конверты и марки.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма проведения: урок с дидактической игрой.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

- Какое сегодня у вас настроение?

(Дети улыбками показывают хорошее настроение)

2. Вступительный этап.

Учитель:

- Ребята, какое время года за окном?

Правильно, это ранняя весна.

Учитель:

- По каким признакам мы замечаем наступление весны?

(Дети отвечают, что стало ярко светить солнышко).

Учитель:

- К нам в класс заглянуло весеннее солнце, посмотреть, как мы работаем. Чем лучше будем трудиться, тем больше лучиков у нашего солнышка появится. Будем стараться – будет улыбаться нам солнце и быстрее разбудит от зимы нашу Землю.

(Дети улыбаются и обещают стараться)

Учитель:

- Чем бы вы хотели заниматься на уроке? Предлагайте!

(Дети высказывают пожелания о видах заданий на уроке: устная работа, индивидуальные карточки, новый материал, решение примеров, физминутка, решение задач).

По мере предложений, учитель рисует схему на доске:

3. Устная работа.

Учитель:

"Продолжается работа

Устно мы считаем что-то

Сравниваем, размышляем

Без ошибок отвечаем".

На доске геометрический материал:

Учитель: На какие группы поделим фигуры и почему?

Раздаются 3 индивидуальные карточки ученикам. С таким заданием: 1 карточка 2 карточка        3 карточка

3 см 5 мм = … мм                 100 – (23 + 8)               x – 6 = 9

7 дм 6 см = … см                     100 – (64 - 4)              23 – x = 3

85 см = … дм …см                 (56 - 7) – 9        

100 см = … дм                  

Учитель: Какое числовое выражение лишнее и почему?

3 + 3 + 3 + 3

4 + 3 + 4 + 4

4 + 4 + 4

2 + 2 + 2 + 2

(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).

Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?

1.У стола 4 ножки,

   А  вопрос таков.

  Сколько вместе

  Будет ножек у 3 столов?

2. Мышка зерна собирала,

    По 2 зернышка таскала.

    Принесла уж 9 раз,

    Каков же Мышкин запас?

3. Сколько птичек – невеличек,

    На кормушку прилетело?

    Воробьев драчливых пара,

    И синичек тоже пара,

   Пара синих, голубей,

   И 2 пары снегирей?

Учитель: Молодцы, дети. Солнышко улыбнулось нам сразу 3 – мя лучиками. Столько мы заработали на устном счёте. И добавили нам ребята еще 3 лучика за правильную работу по индивидуальным карточкам, их проверили назначенные учителем ученики-эксперты.

(Учитель прикрепляет к солнышку лучики на доске).

4. Новый материал.

а) "Дидактическая игра"

(На партах конверты и марки, дети работают в парах).

Учитель: У вас на партах лежат конверты и марки. Работники почты попросили помочь отправить письма, наклеив на каждый конверт марки. На партах 6 марок. Наклеиваем по 2 марки на каждый конверт.

(Дети выполняют практическую работу).

Учитель: сколько раз по 2 вы взяли? (3 раза)

(На доске схематично изображена эта задача и действием деления 6 : 2 = 3 (к))

Учащиеся делают выводы о том, что поделить – это раздать поровну.

б) Работаем по учебнику. Дети читают выводы на стр. 50.

Учитель: Молодцы! Солнышко улыбнулось лучиком, радуется нашим приобретённым знаниям.

5. Закрепление нового материала.

Работа по учебникам стр. 50 № 1

Учитель:

Сколько было орехов? (12)

По сколько получил каждый? (по 3)

Почему деление? (Потому, что поровну делили)

(Учитель прикрепляет лучик к солнышку)

6. Физминутка.

Шли по крыше 3 кота,

3 кота Василия.

Поднимали 3 хвоста,

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота: "Красота!"

7. Повторение изученного.

Работаем по учебнику с. 50

№ 2. Составляем равенства и неравенства. Работа проходит в парах, после работы взаимопроверка.

№ 4. Решаем задачу, составляя краткую запись на доске коллективно.

Было – 75 п.

Вышли – 25 п.

Сели – 20 п.

Стало - ? п.

Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.

(За хорошую, активную работу прикрепляем еще один лучик к солнышку).

№ 5. Решение примеров с проверкой  76          76        63   51

+18        -18        -37        +45

-------        -----        ----        -----

94        58        26        96

(После проверки с места, прикрепляем еще один лучик к нашему солнышку)

Итог урока.

Учитель:

-Что нового узнали на уроке?

-Что было вам трудно?

-Что такое "деление"?

-Выполнили ли мы то, что намечали вначале урока?

Посмотрите на солнышко, оно ярко светит многочисленными лучиками, радуется нашим успехам.

9. Домашнее задание: придумать задачи на деление.

Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия

В работе озвучены этапы формирования фонематьического восприятия, раскрыты упражнения , способствующие формированию фонематического восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта, в качестве ...

Научно-методическая работа по теме:"”Развитие познавательной активности учащихся на уроках математике”

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна  спросили : “Как делаются открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого нельзя. И вдруг появляется такой челов...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через использование дидактических игр

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность межд...

Комплекс заданий, направленный на развитие творческой деятельности младших школьников на уроках математики в 1 классе.

Рассмотренные мной педагогические условия легли в основу комплекса заданий, направленного на развитие творческой деятельности младших школьников (учеников 1 класса). Составленный комплекс заданий обра...

Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме,...