Комплекс заданий, направленный на развитие творческой деятельности младших школьников на уроках математики в 1 классе.
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Кашковская Мария Владимировна

Рассмотренные мной педагогические условия легли в основу комплекса заданий, направленного на развитие творческой деятельности младших школьников (учеников 1 класса). Составленный комплекс заданий образует систему.

Целостность данной системы определяется принципиальной несводимостью свойств данной системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимостью из последних свойств целого. Возможность связей и отношений определяет структурность системы. Учебные задачи каждого блока подчинены общей учебной задаче: развитие творческой деятельности первоклассников на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Комплекс заданий192.53 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс заданий,

направленный на развитие творческой деятельности младших школьников

на уроках математики в 1 классе.

Разработал: учитель начальных классов

Кашковская Мария Владимировна

МБОУ Школа №38

Самара


Рассмотренные мной педагогические условия легли в основу комплекса заданий, направленного на развитие творческой деятельности младших школьников (учеников 1 класса). Составленный комплекс заданий образует систему.

Целостность данной системы определяется принципиальной несводимостью свойств данной системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимостью из последних свойств целого. Возможность связей и отношений определяет структурность системы.

Зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого характеризует взаимосвязь элементов системы.

Таким образом, составленный комплекс заданий будет считаться системой, т.к. имеет общую цель – развивать творческую деятельность младших школьников (учеников 1 класса), и характеризуется общностью материала.

Комплекс заданий по развитию творческой деятельности первоклассников представлен в таблице 7.

Таблица 7

Комплекс заданий по развитию творческой деятельности

младших школьников (учеников 1 класса) на уроках математики.

Источник: составлено автором.

Учебная задача: развитие творческой деятельности первоклассников

1.  Учебная подзадача:

активизация правого и левого полушарий головного мозга

I. Задания на активизацию работы правого и левого полушарий головного мозга

2. Учебная подзадача:

развитие воображения

II. Задания на развитие воображения

3. Учебная подзадача:

развитие творческой деятельности

III. Задания на развитие творческой деятельности

В таблице выделены разные виды заданий. Основанием для такого расположения видов заданий в такой последовательности послужил учет педагогических условий, выделенных нами в работе.

Учебные задачи каждого блока подчинены общей учебной задаче: развитие творческой деятельности первоклассников на уроках математики


Приведу примеры заданий каждого вида.

I. Задания на активизацию работы правого и левого полушарий головного мозга.

 «Одновременное рисование». В то время, пока левая рука чертит в воздухе треугольник, правая рисует круг.

 Рисуйте одновременно обеими руками симметричные и зеркально-симметричные изображения:

- рисуйте одновременно обеими руками сначала в одном направлении, затем -  в зеркальном направлении: круги, овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники;

- обводите одновременно правой и левой рукой   «улитки», «спиральки», «звездочки».

 «Каждой руке - свое дело». Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин. книгу с иллюстрациями, а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

 «Я другой». Попробуйте совершить привычные действия не ведущей рукой, той которой вы привыкли, а другой.

Имитируйте, что вы:

- чистите зубы, держа щетку не  правой, как привыкли, а  левой рукой;

- режете ножницами, держа их в другой руке;

- режете ножом, держа его в другой руке;

- пишите ручкой, держа ее в другой руке.

«Продолжите» рисунок правой и левой рукой:

II. Задания на развитие воображения

  • Представьте, что круг разрезали на части

Какие фигуры можно собрать из этих частей, нарисуйте 

  • Дополните рисунок так, чтобы получилось картинка

  • Нарисуйте предметы, имеющие овальную форму
  • Нарисуйте предметы, имеющие треугольную форму
  • «Перевертыши»

Дорисуйте каждую фигурку так, чтобы получилась картинка. Рисунок потом отложите, и еще одну карточку возьмите с такой же фигурой. Но теперь фигурку переверните или поверните. Фигурка будет другая, и превратить ее нужно в другую картинку.

  • Что получится?

  • Найди последнего

III. Задания на развитие творческой деятельности

1.Придумайте:

  • Простую задачу на вычитание со словом «улетели»,
  • (простую задачу на сложение со словом «улетели»)
  • Простую задачу на сложение с «лишними» данными
  • Простую задачу на вычитание с «лишними» данными
  • Простую задачу на сложение с «недостающими» данными

2.Задания с палочками

Из 5 палочек составь 2 одинаковых треугольника.

Из 7 палочек составь 2 квадрата.

Из 7 палочек составь 3 равных треугольника.

Из 9 палочек составь 4 равных треугольника

3.Числовое конструирование и комбинаторика

  • Используя цифры 4, 0, 2, 7, составь и запиши все возможные двузначные числа
  • У Кати три разные кофточки и три разные юбки. Сколько у неё есть разных вариантов одеться? Нарисуй свои примеры
  • У Миши 3 флажка зеленого цвета и 2 красного. Он хочет подарить Мишутке 4 флажка. Как это сделать разными способами?
  • На завтрак в школьной столовой приготовили кофе, какао, чай, испекли блины, сварили кашу, сделали салат. Какие завтраки могут взять школьники?

4. Расставьте по местам:

Даны родовые понятия, дети должны заполнить места пропусков видовыми понятиями.

Придумай свои примеры.

5. Какая фигура лишняя?        

6. Найдите в каждом ряду лишний рисунок, объясните, почему он не подходит к остальным?

7. Сколькими способами можно разделить прямоугольник на четыре равные части?

8. Придумайте простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого.

9. Составьте 5 буквенных выражений.

10. Придумайте задачи по схемам Ο + Δ  =   и  – Ο = Δ.

Задания составлены по [17], [21], [22], [23], [35], [36], [51], преобразованы и дополнены автором.

Считаем, что представленные задания будут способствовать развитию творческой деятельности младших школьников (учеников 1 класса). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической к...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной пр...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...