Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников
картотека по чтению (1 класс)

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное- эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке. Стараться, чтобы язык ребёнка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли "не выскакивали растрепанными и полуодетыми", научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, фантастикой, детективами, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать. Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовывать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове? Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую учителя могли бы предложить своим ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon php4egxhs.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников

 Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное- эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке. Стараться, чтобы язык ребёнка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли "не выскакивали растрепанными и полуодетыми", научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, фантастикой, детективами, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать. Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовывать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове? Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую учителя могли бы предложить своим ученикам. Каждый ребёнок по природе - творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь ему больше света, радости и интереса - и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи. Огромные возможности в работе по развитию речи имеют дидактические игры. Использование дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний. Дидактические игры являются средством повышения умственной активности детей, они активизируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождаются эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, весёлого и доброжелательного смеха. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, а значит, облегчают процесс усвоения знаний.

«Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы.

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет,  лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую.

«Листопад»

Цель: : расширить словарь по теме «Осень»,закреплять знание цветов (красного и желтого); учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.

Описание игры. Дайте детям в руки по два  кленовых листочка  , вырезанные из бумаги красного и желтого цвета, наклеенные на палочки. Попросите детей показать, как осенью кружатся и падают на землю с деревьев разноцветные листья.

Читайте стихотворение М. Ивенсен и одновременно показывайте детям движения с листочками: качайте руками над головой, кружитесь на месте, совершайте волнообразные движения руками.

Падают, падают листья —

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

При слове «летят» подбросьте листочки вверх. Предложите детям собрать с пола листочки, рассказать и показать, какого они цвета. (У каждого должно быть по два листочка.) Игру можно повторить несколько раз.

«Кого позвали?»

Цель: учить детей соблюдать правила подвижной коллективной игры, развивать голос, слуховое внимание и фонематический слух — умение различать близкие по звучанию имена.

Описание игры. Расскажите детям, что осенью в лесу собирают не только красивые осенние листья, но и грибы, ягоды.

Расставьте на полу муляжи грибов, дайте детям корзиночки. Предложите малышам погулять по «лесу» и поискать грибочки. Прочитайте стишок:

По лесочку мы гуляли

И друг друга потеряли.

Покричу в лесу:

— Ау-у-у!

И друзей своих найду.

Покричите: «Ира! Ау!» и попросите Иру откликнуться в ответ: «Ау!». После этого позовите Мишу, Колю, Свету и т. д. Дети, услышав свое имя, будут отвечать вам: «Ау!» Похвалите малышей за то, что они были внимательными — собрали много грибочков и не потерялись в лесу.

Покажите детям картинку, на которой мальчик и девочка в лесу собирают грибы и скажите, что девочку зовут Аня, а мальчика Ваня. Сами скажите: «Ваня! Ау!» и спросите малышей о том, кого вы сейчас позвали — девочку Аню или мальчика Ваню. Затем вновь назовите одно из имен и опять спросите, кого вы позвали на этот раз. Игру можно проводить несколько раз. (Пары имен при этом можно заменить на другие: Оля и Толя, Оля и Коля.)

«Два ежа»

Цель: учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание игры. Покажите детям большого и маленького ежей и скажите, что ежикам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький ежи нашли в осеннем лесу грибы, а в осеннем саду — яблоки и груши. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет большие плоды, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.

Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.

Большому ежу — большое яблоко, маленькому ежику — маленькое яблочко.

Большому ежу — большую грушу, маленькому ежику — маленькую грушку.

Большому ежу — большую сливу, маленькому ежику — маленькую сливку.

Большому ежу — большой гриб, маленькому ежику — маленький грибок.

Большому ежу — большой лист, маленькому ежику — маленький листок.

«Корзина»

Цель: учить детей застегивать пуговицы (развивать мелкую моторику пальцев рук), закрепить названия цветов.

Описание игры. Покажите детям пособие «Корзина». Попросите детей «положить» в корзину дары осени: яблоко, грушу, грибок, листок и цветок. Для этого малыши пристегивают на пуговицы, пришитые к корзинке, перечисленные предметы. (Эти предметы изготовлены из плотной ткани, кожи или клеенки и имеют прорезь-петельку посередине.) Когда задание будет выполнено, дети рассказывают о том, какой именно предмет каждый из них «положил» в осеннюю корзину.

«У кого такой листок?»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый и зеленый), величины (большой, маленький).

Описание игры. Покажите детям заранее подготовленные разрезные картинки «Осенние листья». Обратите их внимание, что листочки разного цвета (красные, желтые, зеленые) и величины (большие и маленькие). Вместе с детьми сложите половинки листьев так, чтобы получились целые картинки. Обсудите с малышами, какого цвета и величины листья на картинках.

Затем раздайте детям по одной половинке от разрезных картинок и предъявите оставшиеся у вас части картинок. Спрашивайте, кому надо дать каждую из половинок, чтобы можно было сложить целые картинки. Когда дети выберут свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок. (Большой красный, маленький зеленый, большой желтый и т. д.)

 ОВОЩИ

«Чудесный мешочек"

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

"Поваренок"

 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

 «Утешим зайчика»

Цель: развивать у детей мимику, мелкую моторику; воспитывать сочувствие к переживаниям других.

Оборудование: разрезные картинки овощей, рисунок «Зайчик плачет», рисунок «Зайчик смеется»

Ход. Покажите детям рисунок «Зайчик плачет». Скажите малышам, что зайчик голодный, он хочет кушать. Затем предложите детям сложить из частей разрезную картинку — морковку, помидор, огурец и т.д.  и угостить зайца.

Когда дети выполнят задание, покажите им другой рисунок— «Зайчик смеется» и поблагодарите малышей от его имени за подарки.

Затем попросите детей с помощью мимики изобразить, каким грустным был голодный зайчик, и каким веселым он стал, когда получил подарки от ребят.

 «Две корзины»

Цель: учить детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: помидорчик, огурчик, репка, морковочка, свеколка.

Оборудование: две корзины из картона(большая и маленькая), вырезанные из цветного картона овощи (большие и маленькие)

  Ход. Покажите детям два пособия-корзины — большую и маленькую. Скажите, что в них надо разложить овощи. Дайте детям по два вырезанных из цветного картона овоща: большой и маленький. Овощи могут быть следующие: помидоры, огурцы, репа, свекла, морковь, капуста...

Покажите, как надо раскладывать овощи в корзинки, исходя из их размеров: большие овощи — в большую корзину, а маленькие овощи — в маленькую корзиночку. Выполняя действия, нужно говорить: «Я кладу в большую корзину морковку, а в маленькую корзиночку — маленькую морковочку». И так далее.

« Где растет»

Цель: закрепить знания по теме «Овощи», уточнить какие овощи растут в земле , а какие на земле.

Оборудование: : картинки с изображением овощей, макет земли из картона

Описание игры.  Предложите детям вспомнить, какие овощи растут в земле, а какие на земле. Покажите малышам разложенные на подносе овощи (репа, морковь, свекла, капуста, огурец, помидор, перец, кабачок). Скажите: «Те овощи, которые мы выдергивали, растут в земле. Это репа, морковь, свекла, редиска. А те, которые мы срывали, растут на земле — это огурцы, помидоры, капуста, перец, кабачок».  Попросите детей взять с подноса по одному овощу и посадить его.

«Расскажи об овощах»

Цель: учить составлять рассказ об овощах по картинному плану

Оборудование: муляжи овощей или натуральные овощи в корзине, план рассказа об овощах.

Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали об овощах, что могут сами о них рассказывать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках.

Объясните детям значение этих символов: 1 — где растет овощ, в земле или на землей—какого он цвета; 3 — какой формы; 4 — какой на ощупь: гладкий, шершавый или колючий; 5 — какой на вкус: сладкий, сочный или горький, едкий.

Попросите каждого ребенка составить рассказ о любом овоще. Дети по очереди достают овощи из корзины и составляют рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ об огурце будет звучать примерно так: «Огурец растет на земле. Он зеленого цвета, овальной формы, шершавый. Огурец сочный и вкусный (после слова вкусный надо улыбнуться, выражая на лице удовольствие)». Если ребенок рассказывает о луке, то, характеризуя его вкусовые качества, малыш говорит: «Он едкий, жгучий» —и морщится. Закончив свой рассказ, ребенок кладет овощ обратно в корзину.

«Сосчитаем овощи»

Цель: учим согласовывать имена существительные с числительными, развиваем счетные навыки

Оборудование: муляжи овощей

Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают  в шеренгу.) Скажите малышам: «Вот корзина овощей — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж помидора и скажите: «Один помидор».| Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет  в руки помидор, скажите: «Два помидора». При получении муляжа третьим ребенком  произнесите : «Три помидора», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре помидора, пять помидоров, шесть помидоров...»

Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Один огурец, два огурца… пять огурцов, шесть огурцов...»

«Наложение контуров овощей»

Цель: развиваем зрительное внимание – умение находить контур конкретного овоща среди пяти наложенных овощей один на другой контуров овощей.

Оборудование: графический рисунок «Наложение контуров овощей», цветные контуры овощей.

Описание игры. Покажите детям картинку с наложенными контурами овощей. Покажите малышам цветные изображения этих же овощей(точно соответствующие по форме нарисованным на большой картине). Попросите детей отыскать все эти овощи на большой картинке и наложить их поверх контурного изображения.

Ход.  Попросите ребенка найти среди наложенных контуров контур заданного овоща и приложить цветное изображение к графическому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка....

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...

Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.Эта работа имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, программу умений, которые обеспечиваются соо...

Дидактические и коррекционно-развивающие игры для развития мотивации младших школьников (1 класс).

Дети, поступающие в 1 класс, зачастую имеют множество проблем, связанных с недостаточным развитием многих психических процессов, которые необходимы для успешного обучения в начальной школе. Несформиро...