Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте
статья (1 класс)

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.Эта работа имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой, и начинается она в период обучения грамоте. Для развития речи первоклассников на уроках чтения и письма в период обучения грамоте используются различные дидактические средства.

В работе отражены наиболее часто встречаемые дидактические средства и методика работы с ними. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Дидактические средства – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.

Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса. К ним можно отнести:

– учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.;

– лабораторное оборудование в различных кабинетах: физики, химии, иностранных языков и др.;

– технические средства обучения: телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.;

– общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.

Существует множество различных классификаций дидактических средств. Чаще всего используются классификации, основания которых связаны с характером воздействия этих средств, а именно визуальным, аудиальным и аудиовизуальным. В соответствии с этим критерием дидактические средства также подразделяются на визуальные (оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т. п.), аудиальные (радио, магнитофон и т. п.) и аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение).

– визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

– аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.;

– аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы;

– частично автоматизирующие процесс обучения — программированные учебники, дидактические машины, лаборатория для изучения языка, так называемые автоматизированные классы и т. д.

Для развития речи первоклассников на уроках чтения и письма в период обучения грамоте используются различные дидактические средства. Например: тексты Букваря, сюжетные и предметные картинки, схемы-модели, малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и др.), специальные речевые упражнения, связанные с анализом языка произведений, пересказы, игровые задания (лото, кроссворд, «объяснялки»), творческие задания.

Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций азбуки. В связи с основной  темой страницы азбуки привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Словарь букварных текстов, включая столбики слов, очень богат: он охватывает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, растительный и животный мир. Тематика текстов предполагает воспитывающее влияние  на учащихся (отношение детей между собой, со взрослыми, забота о природе и т. д.).

Целесообразно выделять в связи с основной темой каждой страницы слова, работа над которыми развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем их мире. При такой работе пополняется словарь детей.

Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в  группу лексических и логических упражнений.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. Уже в подготовительный период обучения грамоте начинается работа над связной речью. На этом этапе дети получают практическое представление о том, что такое текст, в результате устной работы по развитию речи. Сюжетные, предметные картинки, их серии дают тему для составления рассказа, сказки - текста. Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе. Сюжетные картинки могут быть разные по тематике: «Игры детей», «Школа», «Сказки», «Дети», «Природа», «Семья» и др.

При составлении рассказа учитель обучает детей тому, как начинать рассказ, что говорить о предмете и как рассказ заканчивать. Например, в “Букваре” помещена сюжетная картинка на тему “Игры детей”. Предлагается составить по ней рассказ. Учитель помнит, что первая часть текста должна содержать введение в тему, поэтому задаются вопросы: “Кого мы видим на картине? Что делают все дети?” (На картине мы видим детей. Они играют.)

Вторая часть текста - основная. Она содержит высказывания о каждом герое картины. Ставятся вопросы: “Что делает Ира? Маша? Чем заняты мальчики?” (Света и Коля кидают мяч. Ира лепит пирожки из песка. Маша завязывает бант кукле. Витя возит маленькую машинку с песком.)

Третья часть текста - заключение, вывод, в котором следует учить раскрывать смысл рассказа. Можно задать следующие вопросы: “Как вы думаете, какое настроение у детей? Почему?” (На лицах детей радость. Им весело играть вместе.)

Затем следует повторение рассказа в целом, так как это дает возможность установить необходимые связи между предложениями и частями текста.

Устные рассказы в период обучения грамоте невелики по объему, просты по содержанию, носят следы бытовой речи. Обычно детские высказывания высокоэмоциональны. Нужно научить детей рассказывать на заданную тему, не отклоняться, доводить рассказ до конца, строить правильно предложения, выбирать слова. Очень помогает вопрос: о чем ты расскажешь? Дети от ситуативного диалога идут к организованному монологу.

С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.

Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово «привет» и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Моделирование предложений – это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.

В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.

Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках русского языка и чтения младших школьников, занимает важное место в обучении грамоте, и является прекрасным источником для развития мышления и речи учащихся.

Загадки – жанр народно-поэтического творчества, краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.

В загадках нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа.   Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Она обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.

Чтобы этому научить, учитель должен показать типы и свойства загадок, их педагогическую ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог –     научить составлять свои загадки

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного: «Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко»; в другой – о характере его движений: «По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – уши торчком»; в третьей – о защитной способности менять окраску: «Зимой беленький, летом серенький».

Назначение загадки в период обучения грамоте состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале, для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова.

Например, страница 10 учебника «Азбука» (Москва, «Просвещение», 2014г.). Дети составляют рассказ о семье, беседуют о том, что каждый член семьи выполняет определенную работу днем, а вечером или в выходные дни все собираются у экранов телевизора и смотрят телепередачи. Вся эта работа проводится в устной форме.

После устного составления рассказа и беседы по картинке, предлагаем детям загадку:

- Сидит на крыше всех выше. ( Антенна).

После отгадывания загадки проводится работа над лексическим значением слова: антенна- это часть радио- или телеустановки для приема и передачи радио – и телесигналов.

Такая работа с малознакомыми словами дает детям возможность использования их в устной, а позднее в письменной речи, обогащает  и пополняет словарный запас, развивает слуховую, а позднее зрительную память.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. 

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Употребление скороговорок, чистоговорок детьми развивало у них чувство языка, содействовало преодолению косноязычия. Многие из скороговорок имеют юмористический характер, любуется благополучием в крестьянском доме, взаимопомощью в отношениях меж людьми.

Чистоговорки способствуют развитию речи первоклассников, выступают в качестве упражнений на артикуляцию и развивают память. А также мотивируют детей к сочинительству своих чистоговорок, учат их соблюдать рифму и ритм при стихосложении.

Скороговорки и  чистоговорки способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Например, для отработки произношения звуков б - п. можно использовать скороговорки:

- Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
- Бобры храбры - идут в боры.
- Белые бараны били в барабаны.
- Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
- Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.

Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений:

Беспокойная ворона
Все ходила вдоль перрона
И о чем-то недовольно
Тараторила.
Видно, поезд свой ворона
Проворонила…

или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир.

Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Это поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора; это ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи.

Поговорки - это поэтические, широко употребляющиеся в речи выражения, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение, оформленные синтаксически как предложение, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

В начальных классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи. Работу с пословицами следует начинать уже в 1-м классе. Можно это сделать, когда ученики изучают алфавит. Можно подобрать пословицы, первое слово в которых начинается на изучаемую букву. Дети слышат звук и соотносят его с буквой. Например,  Азбука к мудрости ступенька; Бедность не порок; Весной дни долгие, да нитка короткаВода камень точитГрамоте учиться - всегда пригодится;  Доброе слово и кошке приятно.

Некоторые из них могут служить эпиграфом к уроку. 

Возможна и такая работа: ученики читают пословицу, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель может предложить детям завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением, подходящим по смыслу к изученной пословице. На следующий день на уроке учащиеся вспоминают пословицу, которую накануне заучили, показывают картинки из своей тетради.

В младших классах одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на развитие речи, является игра. В первом классе обучаются дети, которым нет еще и семи лет. Они очень подвижны и энергичны, быстро утомляются от однообразной деятельности. Время их продуктивного мышления около десяти минут.

Для того, чтобы привлечь внимание школьников к уроку, необходимо использовать эффективные методы, заинтересовать детей чем-то новым и увлекательным. Одним из таких методов является использование игровых упражнений на уроках обучения грамоте. Игра оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности дошкольников, помогает более качественно усвоить сложный программный материал, закрепить его усвоение на занятиях, поэтому она является одним из продуктивных методов обучения в детском возрасте.

Включения в уроки игр и игровых моментов делает процесс обучения наиболее интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес школьников к занятию.

Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. На уроках письма и развития речи  в  виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока».[19]

Для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значение изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения, на уроках необходимо проводить  такие игры, как “Объяснялки”.

Например, представь, что тебе нужно объяснить значение слова пенал человеку, который его никогда не видел. Как ты объяснишь значение этого слова?

Для словообразовательного анализа к таким словам как подосиновик, рыжик можно задать вопросы: От какого слова образовано новое слово? Почему так назвали?

Таким образом, с целью развития речи учащихся младших классов современная методика предусматривает следующие учебные упражнения:

  • составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т. е. составление маленького сочинения о слове;
  • составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
  • составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т. п.;
  • словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
  • орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;
  • подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;
  • составление и запись различных текстов на избранную тему, исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Развитие речи младших школьников на уроках обучения грамоте

Цели и задачи: способствовать сплочению детского коллектива, создать праздничное настроение, помочь плавно перейти от летнего отдыха к учёбе, используя игровую форму деятельности....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)

В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...