Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места данного звука в слове является необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места данного звука в слове является необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте.
Выделению звука из слова и формам звукового анализа необходимо обучать специально. Отмечается, что хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии)
Овладеть звуковым анализом слова помогут игровые упражнения, которые используются на занятиях воспитателем группы продленного дня.
Задачи:
1. Подготовка детей к овладению письменной речью;
2. Обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;
3.Развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия;
4. Обучению навыку звукового анализа;
5.Закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой), местоположении в слове (начало, середина, конец);
6.Обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове.
Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его звуко-слогового состава.
Дети осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи; обучаются выделению звуков из речи, из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности; овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».
Материал для занятий по формированию звуко - слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался как можно чаще.
Слайд № 3:
Этапы овладения звуковым анализом.
1.Изучение гласных и согласных звуков.
2 Определение места звука в слове: начало, середина, конец.
3.Проведение звукового анализа с использованием фишек.
4. Обучение полному звуковому анализу слова
Слайды с 4 по 10: система игровых упражнений.
Использование данных упражнений на занятиях с детьми в группе продленного дня не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения и письма. Развитие звукового анализа и синтеза слов постепенно формирует навык послогового чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации младших школьников в период обучения грамоте
Выступление на педагогическом форуме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-876796-1484550673.jpg)
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной
Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-932056-1515047405.jpg)
Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений
Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873948-1483980406.jpg)
Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)
В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-984575-1512941479.png)
Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"
Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...
Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте
Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.Эта работа имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, программу умений, которые обеспечиваются соо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/24/picture-795311-1629778408.png)
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...