Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте»
статья (1 класс)

     Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_kalligr_navyka.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте»

Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов  МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

        Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.  

В добукварный период в уроки письма включаются такие задания, как лепка;  складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям; составление фигурок из счётных палочек по образцу; игры с мозаикой; рисование мелом на доске; рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.); обведение карандашом на бумаге.

Задача формирования каллиграфических умений выступает как одна из проблем в образовании. Еѐ изучением занимались и занимаются многие учѐные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций. Методика «Письмо с секретом» В.А.Илюхиной очень эффективна. Авторская технология «Письмо с секретом» помогает не только получить хорошее качество работ учащихся, но и  развивает внимание, память, письменную и устную речь.

Обучение по системе Е.Н. Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный прием предназначен для совершенствования графо- моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.

школы.

Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой. Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге.

замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.

        Приемы формирования каллиграфического навыка.

1.Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально - в тетради ученика. Задача ученика - увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).

2. Списывание учащимися с готового образца - образца учителя на доске или в тетради, прописей. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным.

3. Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении.

4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.

5. Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. 

6. Введение в обучение правил письма, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.

          В 1 классе  вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:

  1. буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
  2. необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
  3. писать надо красиво.

Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходя к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.

Литература

1.А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Просвещение 2004г.

2.С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова,С.В. Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

3.Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.

4.Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993.

5.Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму /

6.Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова. –М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Описаны приемы работы по формированию каллиграфических навыков у младших школьников....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

В статье  обобщен опыт по формированию каллиграфии в начальных классах....

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...