Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте»
статья (1 класс)

     Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_kalligr_navyka.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте»

Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов  МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

        Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.  

В добукварный период в уроки письма включаются такие задания, как лепка;  складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям; составление фигурок из счётных палочек по образцу; игры с мозаикой; рисование мелом на доске; рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.); обведение карандашом на бумаге.

Задача формирования каллиграфических умений выступает как одна из проблем в образовании. Еѐ изучением занимались и занимаются многие учѐные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций. Методика «Письмо с секретом» В.А.Илюхиной очень эффективна. Авторская технология «Письмо с секретом» помогает не только получить хорошее качество работ учащихся, но и  развивает внимание, память, письменную и устную речь.

Обучение по системе Е.Н. Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный прием предназначен для совершенствования графо- моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.

школы.

Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой. Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге.

замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.

        Приемы формирования каллиграфического навыка.

1.Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально - в тетради ученика. Задача ученика - увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).

2. Списывание учащимися с готового образца - образца учителя на доске или в тетради, прописей. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным.

3. Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении.

4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.

5. Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. 

6. Введение в обучение правил письма, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.

          В 1 классе  вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:

  1. буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
  2. необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
  3. писать надо красиво.

Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходя к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.

Литература

1.А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Просвещение 2004г.

2.С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова,С.В. Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

3.Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.

4.Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993.

5.Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму /

6.Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова. –М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)

В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...