Формирование мотивации младших школьников в период обучения грамоте
статья на тему

Выступление на педагогическом форуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации младших школьников в период обучения грамоте

 Потылицина Елена Владимировна

МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска

Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив сохраняет свою силу недолго.

    К сожалению, приходится наблюдать, что постепенно   у первоклассников гаснет    первоначальная тяга к учению. Поэтому, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, необходимо позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не  вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, чему ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.  Это не означает, что в учение нужно вносить внешнюю занимательность, хотя и она иногда полезна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.

Одним из самых первых предметов, с которыми знакомится первоклассник является Обучение грамоте. В чем же сложность этого периода? Дети приходят в школу с различным уровнем подготовки. Одни дети уже умеют читать – им неинтересно учить буквы, другие – знают буквы и думают, что умеют читать, третьи – не знают букв и не хотят учиться. Словом, мотивация невысокая. Моя задача состоит в том, чтобы каждый ребенок был включен в процесс обучения на уроке.

   

 На уроках обучения грамоте  я использую ряд технологий и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.  

Некоторые из предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

Технологии 

Проблемно-диалогическая технология 

Технология продуктивного чтения

Игровая технология

ИКТ

Формы организации деятельности на уроке

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Дифференцированный поход

Также они направлены на решение основных проблем, выявленных мною за годы работы .

Звуковой анализ слов

Работа над значением слова

Работа с текстом 

1.Формированию мотивации способствует создание проблемной ситуации при изучении нового материала.  Такой вид работы является для ребенка новым и стимулирует к действию.

Например, Тема: Звуки речи и неречевые звуки.
   Через подводящий диалог. Дается  практическое задание, не выполнимое вообще. Проблемная ситуация с затруднением.  

 Рассмотрите картинки.  

- Какие звуки мы можем услышать?
- Кукареку. Ква-Ква. Кар . И т.д.
- Могут ли «разговаривать» животные между собой, можем ли мы слышать звук дождя ?
- Да.
- Послушайте эти звуки. (Учитель включает фонограмму неречевых звуков)
- Попробуйте из этих звуков сделать слова.
(Возникает затруднение)
- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
- Не смогли. Не можем сделать из этих звуков слова.
- Какой возникает вопрос?
- Почему из этих звуков нельзя сделать слова? Из каких звуков можно составить слова.

В это м случае у ребенка возникает интерес и желание получить ответ на вопрос «Почему?» и ,соответственно, желание узнать что-то новое.

На более поздних этапах периода обучения грамоте дети не только сталкиваются с проблемной ситуацией, но и  сами формулируют тему урока, составляют план работы  по теме.

 На слайде картинки с изображением предметов в названии которых есть звук Ч.

Учитель. Как вы думаете, что общего у всех этих слов? (Выслушиваются ответы детей, пока не прозвучит верный)

Ученик : Во всех словах есть звук [ ч'].

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Затем идет этап планирования деятельности. Составление плана урока, но так как  не все еще умеют читать, я использую опорные символы и знаки.

План (примерный)   

  1. Знакомство с новыми звуками и буквами.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Знакомство с написанием  буквы Ч .
  4. Чтение  слогов.
  5. Чтение предложений и текстов.
  6. Письмо слов и предложений

2. Формы организации деятельности  на уроке

Одно из условий формирования мотивации- это успешность, ведь когда ребенок успешен, ему хочется учиться. Самому ребенку иногда очень трудно справиться с некоторыми заданиями, поэтому дети любят работать  в группах. Обучение этому виду работы начинается во время прохождения модульного курса «Введение в школьную жизнь». Коллективная работа увеличивает интенсивность учения без перегрузки. Решение любого задания выполняется сообща, значит, исчезает чувство тревоги, страха, которые убивают познавательные возможности ребенка.   Помогая другому, более глубоко усваиваешь материал сам. Даже самые сложные темы усваиваются легче, чем по одному за партой.

Например, при изучении той же темы «Звук и буква Ч». Я предлагаю задание.  Сейчас наш класс превращается в научно-исследовательский институт и делится на  группы. Работа проводится по знакомому детям алгоритму.

  •  звук [ ч'] гласный или согласный?
  •  звук [ ч'] твердый или мягкий согласный? (подсказка: составь слоги с гласными а, и, у, е. Обрати внимание на произношение звука. )
  •  звук [ ч'] звонкий или глухой звук?

Подсказка дается в наглядно-образной форме, что соответствует возрасту. Дети делают вывод: звук [ ч' ] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех этих словах он глухой. Затем я подтверждаю  этот вывод и предлагаю понаблюдать дальше.

Разноуровневые задания. Очень актуальны для формирования мотивации, т к у детей различный темп работы, уровень подготовки. Ребенок чувствует себя успешным на своем уровне, что его мотивирует на дальнейшее изучение материала.

 Например, при изучении темы «Слогообразующая роль гласных», предлагаю задания по уровням:

1 уровень- обозначь в словах  гласные, укажи количество слогов

2  уровень- составь схемы слов, придумай своё слово к схеме

3 уровень- составь схему слова, придумай своё слово, в котором слогов на 1 больше

Разноуровневые задания помогают самому ребенку видеть свой рост.

3. Именно в период обучения грамоте закладываются основы грамотного читателя, посредством технологии продуктивного чтения.

Детям очень нравится вести диалог с автором, задавать автору вопросы.  Принимаются все вопросы. Каждый ребенок будет заинтересован в ходе чтения получить ответ на свой вопрос.

Работа в «Букваре».  

Чтение стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук». 

1) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён?

– Как догадались?

– Похож ли Жук на современного учителя?

– Почему?

– Какой учитель изображён на картинке: добрый или строгий?

– Почему?

– Прочитайте заглавие.

- Прочитайте фамилию автора стихотворения.

- Какие вопросы автору вы хотите задать?  

Такой прием активизирует активность, каждый ребенок стремится найти или услышать ответ на свой вопрос.

 

4 Дидактические игры помогут детям усвоить программный материал, при этом максимально заинтересовав их для успешной работы.  
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление изученного, формирование учебных умений и навыков.

         Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Еще А.С.Макаренко сказал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу…». Некоторые из них предлагаю Вашему вниманию.

5. Использование на уроках современных информационных технологий,

Компьютеры окружают маленьких детей с рождения.   Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного  школьника, является компьютер.

  Я сторонник использования ИКТ при подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности, потому что считаю, что педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями.

  Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.

 

6. Вывод

Таким образом, применение описанных выше приемов т и технологий позволяют мне добиваться положительных результатов. В сентябре 56 % детей умели читать, 44 % учащихся не умели читать. В декабре 97 % освоили навык чтения, 1 ребенок не освоил, т к  имеет значительные нарушения речи. К концу марта 100% учащихся владеют навыком чтения.

Значительно повысился интерес к чтению. Если в октябре читателями в школьной библиотеке были 14 человек, то в марте их количество увеличилось до 27.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование мотивации младших школьников в период обучения грамоте Потылицина Елена Владимировна МБОУ «СОШ №1»

Слайд 2

МОТИВАЦИЯ Технология продуктивного чтения Игровые технологии Проблемно-диалогическая технология Индивидуальная работа Групповая работа Дифференциация ИКТ

Слайд 3

Основные проблемы Звуковой анализ слов Работа над значением слова Работа с текстом

Слайд 4

Тема: Речевые звуки Проблемная ситуация Послушай, какие звуки ты слышишь? Попробуйте из этих звуков составить слова?

Слайд 5

Из каких звуков можно составить слова ?

Слайд 6

Тема: Звук [ч'] , буква Ч Проблемный вопрос Назови предметы, что общего в их названиях?

Слайд 7

А Б В 1. 2. 3. Узнать о новом звуке (характеристика звука) Читать слова, предложения, текст Научиться писать слова, предложения с новой буквой План урока

Слайд 8

звук гласный или согласный? звук твердый или мягкий ? ( ***) звук звонкий или глухой ? Исследование Работа в группах

Слайд 9

(***) Подсказка - составь слоги с гласными, обрати внимание на произношение звука ЧЧЧч Ч Ч Ч чччЧ а и у е Ч

Слайд 10

Разноуровневые задания 1 уровень- обозначь в словах гласные, укажи количество слогов 2 уровень- составь схемы слов, придумай своё слово к схеме 3 уровень- составь схему слова, придумай своё слово, в котором слогов на 1 больше

Слайд 11

ТПЧ Работа с текстом К . Льдов Господин учитель Жук Какие вопросы ты бы хотел задать автору? .

Слайд 12

В буквенном лабиринте найди героев сказки «Репка» а б в д е д г р е п к а д е ё Ж з и й к л м к о ш к а н о п р с Т в н у ч к а у ф х м ы ш к а ц ч Ш с о б а к а щ ъ ы ъ э ю я б а б а э ы й Дидактические игры

Слайд 13

а б в д е д г р е п к а д е ё Ж з и й к л м к о ш к а н о п р с Т в н у ч к а у ф х м ы ш к а ц ч Ш с о б а к а щ ъ ы ъ э ю я б а б а э ы й

Слайд 14

река рука села сила киса лиса корова корона Дидактические игры Игра «Фотограф»

Слайд 15

ИКТ Возможности нтерактивной доски Обучающие диски Презентации к урокам Видеоролики

Слайд 17

Адрес электронной почты potilitsina2010@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов (в период обучения грамоте).

Выступление на   Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов( в период обучения грамоте).      Учитель начальных классов...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)

В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.Эта работа имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, программу умений, которые обеспечиваются соо...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...