Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Обрезкова Ирина Геннадьевна

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы познавательной, творческой, информационно- коммуникативной деятельности, быть готовым  к продолжению обучения дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы  Обрезковой Ирины Геннадьевны МОУ Игнатовской СОШ  по методической теме «Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников»                

Одним из главных направлений  образовательной  системы являются  новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели. Младшего школьника должны научить не только читать, считать и писать. Безусловно, эти требования остаются в силе, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы,  ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению обучения,  самообразованию. В своей работе ставлю для себя цель: на основе имеющихся знаний о УУД изучить и внедрить элементы современных педагогических технологий для обучения учащихся начальных классов. Для достижения поставленной цели учитель ставит перед собой задачи: изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической, методической литературе, разработать систему уроков по развитию УУД с применением элементов современных педагогических технологий, создать условия для развития УУД младших школьников, обобщить приобретённый опыт. Я показываю   краткую характеристику УУД, указала на многообразие образовательных технологий. Обратила  внимание на технологии, которые использует в своей работе: личностно – ориентированные, технологию проектно – исследовательского обучения, различные виды игровых технологий, здоровьесберегающая,  ИКТ, технологию параллельного мышления («Шесть шляп мышления») и др. Результатом применения вышеперечисленных технологий  можно назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формированию личностных качеств ученика; развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать; формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Компетентность учителя проявилась в его умении осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы; умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося

Термины «технология обучения», «педагогические технологии», «образовательные технологии», «воспитательные технологии», «технологии общения» и т.д. в настоящее время едва ли не самые употребительные в педагогической литературе.

Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. Однако в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют небольшие разночтения.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса; проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология представляет собой сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей (Н.Е. Щуркова).

Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций или процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменившихся условиях образовательного процесса. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

То есть педагогическая технология тесно связана с педагогическим мастерством и может осуществляться разными педагогами. В то же время она не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога.

«Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом» [1].

Учебный предмет "Технология" способен обеспечивать формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Таблица 1

Технологии формирования познавательных универсальных действий

Технологии

Методы

Формируемые УУД

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность,

эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально - дифференцированный подход.

Разноуровневые задания

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно - ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно - коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

Рассмотрим каждую из представленных технологий подробно.

Проблемное обучение - это такая организация урока, которая предполагает создание, под руководством учителя, проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН (знаниями, умениями, навыками) и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель - ученик". Поэтому требования, которые предъявляются к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы.

Необходимо создавать и ставить учителем такую учебную ситуацию и цель урока, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать с детьми в направлении целей [15].

Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации: подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний; формулирование темы урока в виде вопроса.

Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы, такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами.

Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта, человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащимся. Вместе с тем, если необходимо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное [19].

Педагогика сотрудничества. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи составили основу "Концепции федеральных государственных стандартов общего образовании". Поэтому педагогику сотрудничества нужно рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть [5].

В "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому оба субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива принцип сотрудничества распространяется на учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями) и на все виды отношений учеников.

Дифференцированный и индивидуальный подход. Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, между индивидуальным характером усвоения учебного материала, коллективной формой учебного процесса и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Цель дифференциации - адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю [18].

Организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, всё это приводит к существенному улучшению процесса учения.

Коллективная учебная работа, основанная на "внутреннем" стремлении учащихся к сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них благоприятное положение на уроке.

Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника. Цели дифференциации обучения.

С психолого-педагогической точки зрения - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для развития интересов и способностей каждого школьника, выявления задатков. С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.

Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса [10].

Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя. Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание нового образовательного процесса, в котором ученик учится менять, улучшать, совершенствовать условия своей жизни, повышать её качество.

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и модернизации образования используются всё активнее.

Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно - коммуникационные.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение сопоставлять факты, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Включая в урок новые средства обучения оно позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, повышает разнообразие процесса обучения. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету [5].

Компетентно - ориентированное обучение - это метод проектов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление [11].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Технология организации проектной деятельности детей:

1. Возникновение необходимости создания данного проекта.

2. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.

3. Разработка эскиза и продумывание последовательности работы над проектом.

4. Выявление необходимых для проекта материалов и инструментов.

5. Распределение обязанностей между учениками проектной деятельности.

6. Поиск и сбор материалов и инструментов.

7. Изготовление проекта.

8. Представление готового проекта.

9. Использование проекта на уроке.

10. Подведение итогов работы [7].

Таким образом, были рассмотрены технологии, формирующие все виды универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...

Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...

Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка....

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...