Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»
проект (4 класс) по теме

Иванова Екатерина Семёновна

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества, самостоятельности,  поиска нужной информации является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Проекты разнообразны по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам. Единство обучения и воспитания, нравственно-эмоциональное состояние коллектива, формирование психо­лого-педагогического комфорта в классе  – вот над чем работает наш творческий коллектив.  Важной ступенью общения в классе является СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ведь «для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души»   С. Соловейчик.  С первого класса дети вовлекаются в разработку и реализацию проектов. В основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_tvorcheskikh_proektov_ivanovaes.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен профессиональным опытом по теме: 

«Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»

учитель начальных классов:  Иванова Екатерина Семёновна

МАОУ Гимназия №2 г. Балаково Саратовской области

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества, самостоятельности,  поиска нужной информации является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Проекты разнообразны по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам. Единство обучения и воспитания, нравственно-эмоциональное состояние коллектива, формирование психолого-педагогического комфорта в классе  – вот над чем работает наш творческий коллектив.

 Важной ступенью общения в классе является СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ведь «для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души»   С. Соловейчик.          

С первого класса дети вовлекаются в разработку и реализацию проектов. В основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.

В этом году обучающиеся 1-х классов МАОУ Гимназия №2  на  фестивале «Эврика-2014»  представили результат проекта «Азбука - ступенька к мудрости» в виде творческого отчёта с использованием презентации и получили диплом в номинации «Творческая инициатива».

Все  хотели больше узнать  о возникновении и истории русского алфавита, найти сведения о буквах современных и старинных, познакомиться с разными азбуками и попытаться создать свою занимательную азбуку.

          Для того чтобы выполнить задуманное, выбрали творческие группы, распределили  роли,  определили  источники информации, поставили перед собой задачи и все активно включились в творческую  деятельность: « Историки» узнавали об истории алфавита и видах азбук; «Художники» изображали буквы русского алфавита в разных образах;  «Сочинители» придумывали рассказы на одну букву, оформляли свои азбуки; «Мудрецы» подбирали пословицы, загадки, ребусы, стихи о буквах и звуках русского алфавита, материал для проведения викторины по сказкам.

Практическая часть выполнялась под руководством классных руководителей и учителей Е.С.Ивановой, Н.Г.Додоновой,  Н.Е.Милькиной, О.Ю. Евдокимовой  на уроках обучения грамоте, во внеурочное время, а также дома с родителями.

Проект «Азбука - ступенька к мудрости» дал возможность всем ребятам погрузиться в творческий  процесс.  Все получили много новых знаний в области языкознания, узнали, что существуют разные виды азбук, которые  помогают людям общаться в различных областях жизни.

Реализованные исследовательские, творческие проекты:

  • 2010/2011 учебный год (2 класс): «Музей Осени», «Любите наших матерей»,  «Новогодний серпантин», «Вот и стали мы на год взрослей»
  • 2011/2012 учебный год (3 класс) « Мы и солнечный год», «Осенний хоровод», «Здоровому всё здорово!», «Время маленьких чудес»,  «Эврика!», «Лучший класс начальной школы»
  • 2012/2013 учебный год (4 класс): «Осенняя мастерская», «В единстве наша сила», «Лучший класс начальной школы», «Эврика -2013», «Четыре ступени школьной жизни»                    

В 2012 -13 уч.г. учащимися 4 «А», «В» классов был реализован проект «Судьба природы - наша судьба». Он дал возможность  погрузиться в научный и творческий процесс, помог осознать, что планета Земля в опасности, сформировал любовь к природе,  желание изучать и защищать её.    

Творческие коллективы посетили школьный музей природы, информационный центр АЭС г. Балаково, школьную  библиотеку.  Для ребят открылись новые грани Интернета, новые возможности проектной деятельности.  В группах исследовали разную воду на чистоту: капельки пара и росы; дождевую воду; воду из лужи во дворе, из Волги, бассейна БАЭС, водопроводного крана.

По итогам исследования  были составлены буклеты «Как аукнется, так и откликнется», «Защитим Волгу - реку нашего детства», «Судьба природы – наша судьба!»,  приготовили  презентации «Загрязнения окружающей среды»,  «Вода  - источник жизни»,  участвовали в фестивале ученических проектов.

В рамках проекта подготовили для учащихся начальной школы МАОУ Гимназии № 2 экологическую сказку «Колобок»,  а также показали свои творческие способности в смотре-конкурсе  экологических театров и агитбригад, посвящённый году охраны окружающей среды и заняли 3 место.   Участвовали в «Самом добром  детском фестивале» в номинации «Самая добрая детская печать», секция «Буклет» - 3 место.  Все ребята пришли к единому мнению, что необходимо охранять природу.

Самым большим и трудоёмким был долгосрочный творческий проект « Мы и солнечный год». В основе проекта лежала широкая интеграция, охватывающая разные направления – природа, искусство, основы здорового образа жизни. Взрослые и дети работали над реализацией четырёх этапов  проектной деятельности: «Звуки и краски осени», «Зимушка-зима и развлечения», «Весна – красна», «Лето, солнце и отдых».  

Каждый из четырёх этапов предполагал общие направления деятельности:

  1. Наблюдения за изменениями в природе.
  2. Посещение выставочных залов, библиотек, выход в Интернет.
  3. Проведение конкурса рисунков, поделок и  оформление «раскладушек» детского творчества по окончании каждого этапа проектной деятельности.
  4. Разучивание песен о разных временах года.
  5. Написание детских сочинений.
  6. Подбор художественных произведений по всем временам года.
  7. Выпуск газет в малых инициативных группах.
  8. Работа фотокорреспондентов.
  9. Разработка сценария и оформление презентации праздника, которая включала в себя всю работу учащихся пройденного этапа проекта.
  10. Проведение литературно-музыкальных композиций с использованием информационных технологий.
  11. Защита проекта.

Слайд 16        Все были задействованы в реализации проекта

  • Литературоведы создавали литературную  страничку, собирали материал для выпуска сборника лирики и прозы разных времён года.
  • Фотокорреспонденты снимали  интересные кадры времён года и творческих дел в данный промежуток времени, выпускали альбомы.
  • Информатики оформляли альбомы с использованием ИКТ: творческие сочинения;  лирика и проза.
  • Затейники разрабатывали сценарий праздника, придумывали задания для игр.

Было выпущено четыре сборника поэзии и прозы с использованием ИКТ: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Зимушка - зима»,«Красавица весна», «Лето, солнце, отдых»; оформлено  четыре сборника сочинений:«Ранняя, золотая, поздняя осень», «Красавица зима!», «Весна – утро природы»,« Лето и отдых»; проведено четыре литературно-музыкальных композиции:«Звуки и краски осени»,«Зимушка-зима», «Весна – красна», « Тайны летней красоты»;  итоговое мероприятие «Совместная деятельность взрослых и детей» по обобщению творческого проекта «Мы и солнечный год» по развитию познавательной и творческой активности.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в развитии творческого потенциала ребёнка. Работая в малых инициативных группах, дети и взрослые стремятся к общению, участию в общих делах, а также умению проводить свой досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности младшего школьника.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развит...

Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креа...

Обобщение педагогического опыта по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Текст выступления (с презентацией) по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.

Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка....

Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме,...

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...