Обобщение педагогического опыта по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
опыты и эксперименты на тему

Клестова Мария Александровна

Текст выступления (с презентацией) по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщение опыта49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Метод работы в группе как средство активизации  познавательной деятельности младших школьников.

Условия возникновения, становления опыта

В настоящие время в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, в основе которых  лежит системно - деятельностный подход, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. 

        При введении ФГОС были определены основные задачи начального общего образования школы – ( слайд 2)

1. общее развитие личности школьников, его творческих способностей, интереса к учению;

2. формирование желания учиться и умения применять полученные знания в условиях решения практических задач.

Стаж моей педагогической деятельности составляет  7 лет, что позволило убедиться: в школу приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. У одних в глазах горит огонек любопытства, они готовы впитывать в себя всё неизвестное, а другие ребята идут в школу только лишь потому, что привели родители.

Передо мной, как педагогом, стоит  вопрос: как заинтересовать ребенка учебным процессом?  

Поэтому ведущую педагогическую идею определяю для себя следующим образом (слайд 3): стимулирование познавательной активности, развитие учебной мотивации каждого ученика через вовлечение в учебную деятельность.

Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, объединяет в себе несколько важнейших потребностей (слайд 4):

 потребность в овладении способами усвоения знаний (умением учиться), потребность в познавательной (поисковой и исследовательской деятельности), потребность в творчестве. Ученику важно понимать, как и где добыть знания и как их применить.

На начальном этапе работы по проблеме опыта  проводилась диагностика исходного уровня развития познавательной активности первоклассников по критериям Е.Т.Коротаевой (слайд 5). Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, получены следующие результаты:

Нулевой уровень

Относительно активный уровень

Исполнительно активный уровень

Активный уровень

Творческий уровень

4 человека

7 человек

9 человек

5 человека

0 человек

На диаграмме это выглядит так: (слайд 6)

Уровень познавательной активности учащихся 1 класса 2009-2010 уч.г.

 Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся. В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает метод работы в группе, который (слайд 6) позволяет: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. 

Преимущества - связаны с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. 

Этот метод является средством самопознания, формирует мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих.

Актуальность опыта обусловлена следующими противоречиями, выявленными в ходе образовательной деятельности (слайд 7):

между традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью внедрения современных образовательных технологий, которые подразумевают внедрение творческих приёмов и развития психофизиологических особенностей личности.

Цель данного педагогического опыта: активизация познавательной деятельности посредством применения метода работы в группе.

Приоритетными задачами в соответствии с введением стандартов, определяю для себя следующие   - они отражены на слайде (слайд 8):

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

(Слайд 9) Развитие личности в процессе обучения рассматривалось в трудах выдающихся педагогов прошлого и на современном этапе проблема развития познавательной активности младших школьников  нашла отражение в трудах методистов. 

 

Организация учебного процесса. (слайд 10 ):

Использование метода работы в группе я начала с разработки основных правил общения  или норм сотрудничества, активно вовлекая в эту деятельность детей. Мы пришли к выводу, что при работе в группе должны придерживаться следующих правил (анимация)

1 этап – формирование групп.

Организация групповой работы начинается с формирования групп (анимация). Критерии отбора членов группы могут быть различными. Группы может формировать как учитель (например, по уровню познавательной активности, по виду мышления), так и сами учащиеся (например, по интересам, по отношению к проблеме, к предмету, с выгодой )

2 этап - организация работы группы.

Формирование групп — очень важный, но лишь начальный этап работы. Далее следует не менее важный этап — организация работы группы. Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, преподаватель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1 элемент – это подготовка к выполнению группового задания, на котором дети прослушивают инструктаж, получают задание.

2 элемент технологического процесса – это непосредственно групповая работа, которая заключается в планировании работы в группе и распределении ролей, а после выполнения задания – обсуждение результатов и подведение итогов работы.

3 элемент – заключительная часть, которая включает в себя не только сообщение о результатах работы, но также анализируется работа всей группы, проводится рефлексия.

 1) Подготовка к выполнению группового задания. 
· Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). 
· Инструктаж о последовательности работы. 
· Раздача дидактического материала по группам. 
2) Групповая работа. 
· Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 
· Распределение заданий внутри группы. 
· Индивидуальное выполнение задания. 
· Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. 
· Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). 
· Подведение итогов группового задания. 
3) Заключительная часть. 
· Сообщение о результатах работы в группах. 
· Анализ познавательной задачи, рефлексия. 
· Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Слайд 11.

Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

 Работу в парах я начинаю вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы деятельности. (слайд 11) Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что мы не делим детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно

Дети лучше усваивают материал, когда они сами:

  •  отстаивают свое мнение;
  • принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
  •  ставят вопросы своим товарищам и учителям;
  •  рецензировать ответы товарищей; оценивают ответы и письменные работы товарищей;
  • Помогают понять более слабым учащимся новый материал;
  • самостоятельно выбирают посильное задание;
  •  находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  •  создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик».

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Детям можно предложить разнообразные варианты заданий для  парной и групповой работы.  Например, в своей деятельности я активно использую следующие варианты заданий: (слайд )

Русский язык:

  • запись слов со взаимопроверкой;
  • составление звуковых схем слов;
  • составление слов по звуковой схеме;
  • составление схем предложений;
  • составление предложений по схеме;
  • проверка орфограмм;
  • выбор способа проверки орфограмм;
  • разбор слова по составу;
  • работа с деформированным предложением;
  • деление текста на логические части;
  • составление плана.

 Математика:

  • взаимопроверка решений;
  • составление схем к задаче;
  • поиск способа решения примеров с переходом через разряд;
  • поиск способа проверки результатов решения;
  • составление и решение задач (к одной схеме на разные темы; к разным схемам на одну тему; разных типов)

3. Результативность опыта.

Работа над темой «Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников »  позволила добиться определенных результатов.

Результативность опыта можно отследить по следующим критериям: диагностика уровня развития познавательной активности (диаграмма), участие детей в олимпиадах,  конкурсах (таблица)

Для отслеживания динамики результативности по теме опыта была использована  методика Е.Т. Коротаевой. 

Сравнительный анализ уровня познавательной активности

Из представленной диаграммы видно, что в процессе работы произошло увеличение числа детей, имеющих активный и творческий уровни познавательной активности с 24% до 68%, при уменьшении числа учащихся, имеющих  нулевой и относительно активный уровни с 44% до 8%.

Критерием результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.

Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно всё! За 4 года обучения ребята принимали активное участие в различных школьных, городских, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Показателями результативности данного опыта являются показатели проведенного психологического исследования учащихся в 4 классе. Познавательная активность на высоком уровне. Ученикам нравится получать знания в школе, и они стремятся узнать больше, чем требует учитель.

За столетия существования педагогической науки разработано множество самых различных методов обучения. Какие из них выберет каждый конкретный учитель – это дело его вкуса, убеждений и мастерства. Макаренко А. С. справедливо заметил: «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»

          Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...

Обобщение педагогического опыта «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.Гипотеза: если использовать методы и приёмы т...

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...