Обобщение педагогического опыта «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»
опыты и эксперименты

Попкова Ирина Владимировна

Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.

Гипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

 - умение ставить вопросы;
 - умение выделить главное; 
 - умение делать сравнение;
 - умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
 - умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
 - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Задачи:

1. Исследовать вопросы теории критического мышления. 
2. Изучить умственное развитие учащихся.
3. Применять приемы и методы технологии развития критического мышления на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon doklad_urok_po_tehnkritmyshlen.ppt926.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель начальных классов Попкова И.В. 2020г. «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников» МБОУ Верхне-Талызинская средняя школа

Слайд 2

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.» Ш.А . Амонашвили .

Слайд 3

Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся. Гипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся: - умение ставить вопросы; - умение выделить главное; - умение делать сравнение; - умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; - умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Слайд 4

Задачи: 1. Исследовать вопросы теории критического мышления. 2. Изучить умственное развитие учащихся. 3. Применять приемы и методы технологии развития критического мышления на практике.

Слайд 5

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. «Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».

Слайд 6

Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов».

Слайд 7

1 этап - « Вызов » (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос « Что я знаю? » по данной проблеме. Методические приемы: 1. Парная мозговая атака. 2. Групповая мозговая атака. 3. Ключевые термины. 4. Свободное письменное задание. 5. Таблица «З-Х-У». 6. Плюс-минус-вопрос. 7. Верные и неверные утверждения. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает "Что хочу узнать?".

Слайд 8

2 этап - « Осмысление » (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Здесь могут быть предложены следующие методы: 1. Инсерт-система маркировки текста. 2. « Знаю - хочу узнать - узнал » - маркировочная таблица. 3. Чтение с остановками. 4. Дневники. 5. Бортовые журналы. 6. Таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему? » 7. Таблица « тонких » и « толстых » вопросов.

Слайд 9

3 этап - « Рефлексия » (размышление). Размышление и обобщение того, « что узнал » ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть: • составлен опорный конспект в тетради учащегося; • или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться смысл темы.

Слайд 10

Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, реже – на уроках математики (например, кластер ).

Слайд 11

Структура урока вызов осмысление рефлексия

Слайд 12

Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Слайд 13

Вызов: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» верные и неверные утверждения; словарная работа; рассматривание иллюстраций; сбор ассоциаций; знаете ли вы, что; диаграммы сравнения;

Слайд 14

Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Степь – природная зона Как выглядит степь в разное время года? Кто живет в степи? … …

Слайд 15

Окружающий мир «Откуда пришла книга?»

Слайд 16

Прием “Сбор ассоциаций” 1 этап – ученики работают индивидуально 2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант. 3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем. Пример. Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т. д.) Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа)

Слайд 17

Приём «Диаграммы сравнения» Цель: развитие умения сравнивать и обобщать Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения. Пример. Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков

Слайд 18

Осмысление : кластер; чтение с остановками; бортовой журнал; таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»; дерево предсказаний; таблица Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Слайд 19

Кластер

Слайд 20

Пример кластера

Слайд 21

Пример кластера

Слайд 22

«Дерево предсказаний»

Слайд 23

Сюжетная таблица Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка» Кто? Что? Когда? Где? Почему? Бобка Порвал штаны Однажды На заборе Зацепился Мама Ругала Увидела Ребята Бобка

Слайд 24

Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы_____________________________ Ключевые понятия Рисунок или схема

Слайд 25

Рефлексия: синквейн; исследование по отдельным вопросам толстые и тонкие вопросы;

Слайд 26

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые вопросы» Тонкие вопросы – требуют фактического ответа Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа

Слайд 27

Синквейн Первая строка – существительное , тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Слайд 28

Пример синквейна

Слайд 29

Результаты исследования учащихся сведены в таблицу: Уровень развития Начало года Конец 1 полугодия Высокий 8,5 % - 9, 3 % Норма 43,8 % - 55,7 % Близкий к норме 28,6 % - 20,3 % Низкий 19, 1 % - 14,7 %

Слайд 30

Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование технологии развития критического мышления: развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Слайд 31

Методы и приёмы технологии способствуют: лучшему запоминанию изученного материала; активизируют деятельность учащихся на уроке; формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

Слайд 32

Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМЧП.

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?         Эти вопросы ежедн...

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Тема : "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение.»

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...

Презентация "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии "Развития критического мышления через чтение"

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...