Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."
статья на тему
Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voloshchuk_oksana_georgievna.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Волощук Оксана Георгиевна
МОУ СОШ № 43 г.Борзя
Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе.
Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня - я пойму.
Время не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями нас уже не удивишь, они стали привычными и являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития. Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.
Современная школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение. Выпускает в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Особенность обучения детей в начальной школе заключается в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для коллектива нашей школы и для меня лично работа по ФГОС НОО стала важным и ответственным делом. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Начинать всегда сложно. Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат. Как следствие, у меня возникло много вопросов, которые предстояло и ещё предстоит решать в процессе реализации ФГОС. Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся УУД? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?
Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая как я думаю, помогает формировать УУД.
Я считаю, что особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология помогает образованию новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.
Перед тем как приступить к использованию данной технологии на своих уроках, мною была прочитана книга С.И. Заир-Бека «Развитие критического мышления на уроке», где чётко сформулированы цели и задачи данной технологии, а так же описаны методики, разработки уроков, планирование учебного процесса.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.
Базовыми аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.
Это дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Технология РКМЧП решает следующие задачи:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления.
Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:
1.Личностные действия: знание моральных норм; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить нравственный аспект поведения; ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
В основе технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.
Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.
Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Предлагаю фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глагола» с использованием технологии РКМЧП.
Организация работы | Ход урока |
Стадия вызова Вопрос классу. Обсуждение в группах. |
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Подумайте и запишите это у себя в таблице. (Каждый вспоминает то, что он уже знает о глаголе.) - Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом все ваши идеи записывайте в таблицу в тетрадях. |
Обобщение | - Давайте теперь вместе заполним таблицу на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными) |
Стадия осмысления |
- Теперь я попрошу вас выполнить упражнение самостоятельно. Задание на карточках, где предлагается изменить глаголы плясать, идти по лицам и числам. - Подчеркните те места, где вам было сложно выполнять задание. - Что мы делали? (изменяли глаголы по лицам и числам) - Где было трудно справиться с заданием? Почему? - Продолжите фразу: Изменение глаголов по лицам и числам называется ……. - Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос. - Что значит спрягать? Что изменяется у глагола при спряжении? - Посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах. Добавьте в свою таблицу, что нового вы узнали о глаголе. Далее дети выполняют упражнения предлагаемые учителем. |
Стадия рефлексии Мозговая атака: Фронтально, устно. | - На этом наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами упражнений. - Что нового о глаголе вы узнали сегодня? (Дополняется таблица на доске) - Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно писать окончания глаголов? - Какая работа тогда нам предстоит на следующем уроке? (Планируется работа на следующий урок: научиться определять спряжение глагола) |
Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование УУД.
Использованная литература
- ФГОС/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение.2009
- Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-223с.
- Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асламов, Г.В. Бурменская.-М.: Просвещение, 2012. 151с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Данная работа рекомендована учителям начальной школы...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Технология критического мышления развивает познавательные способности и процессы личности....