Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."
статья на тему

      Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование УУД.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voloshchuk_oksana_georgievna.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Волощук Оксана Георгиевна

МОУ СОШ № 43 г.Борзя

Использование технологии «Развитие критического мышления»  для формирования  УУД  на  уроках в начальной школе.

Скажи мне - я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня - я пойму.

         Время  не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями  нас уже не удивишь, они стали  привычными и  являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития.  Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.

        Современная  школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение. Выпускает в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

       Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

      Особенность обучения детей в начальной школе заключается  в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для коллектива нашей школы и для меня лично работа по ФГОС НОО стала важным и ответственным делом. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Начинать всегда сложно. Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат.  Как следствие, у меня возникло много вопросов, которые  предстояло и ещё предстоит решать в процессе реализации ФГОС.  Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся  УУД?  Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?

Работая с детьми, я находилась в поиске таких  приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая как я думаю, помогает формировать УУД.

Я считаю, что особенность  данной педагогической технологии заключается в том, что обучащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология помогает образованию   новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Технология РКМЧП известна  в России уже 10 лет.  РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и  Курт Мередит.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

         Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.

          Перед тем как приступить к использованию данной технологии на своих уроках, мною была прочитана  книга С.И. Заир-Бека «Развитие критического мышления на уроке», где чётко сформулированы цели и задачи данной технологии, а так же описаны методики, разработки уроков, планирование учебного процесса.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

       Базовыми  аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.

    Это дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

     Технология РКМЧП решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

      Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:

1.Личностные действия: знание моральных норм; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить нравственный аспект поведения; ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 2.  Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД:  осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

      В  основе технологии  лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

    Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.

      Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

 Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

 Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

    Предлагаю фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глагола»  с использованием технологии РКМЧП.

Организация работы

Ход урока

Стадия вызова

Вопрос классу.

Обсуждение в группах.

  1. Организационная часть урока.
  2. Введение в тему.

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Подумайте и запишите это у себя в таблице. (Каждый вспоминает то, что он уже знает о глаголе.)

- Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом все ваши идеи записывайте в таблицу в тетрадях.

Обобщение

- Давайте  теперь вместе заполним таблицу на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными)

Стадия осмысления

  1. Изучение новой темы.

- Теперь я попрошу вас выполнить упражнение самостоятельно.  Задание на карточках, где предлагается  

изменить глаголы плясать, идти по лицам и числам.

- Подчеркните те места, где вам было сложно выполнять задание.

- Что мы делали? (изменяли глаголы по лицам и числам)

- Где было трудно справиться с заданием?  Почему?

- Продолжите фразу:

Изменение глаголов по лицам и числам называется …….

- Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос.

- Что значит спрягать? Что изменяется у глагола при спряжении?

- Посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах.  Добавьте в свою таблицу, что нового  вы узнали  о глаголе.

Далее дети выполняют упражнения предлагаемые  учителем.

Стадия рефлексии

Мозговая атака:

Фронтально, устно.

- На этом  наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами упражнений.

- Что нового о глаголе вы узнали сегодня?  (Дополняется таблица на доске)

- Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно писать окончания глаголов?

-  Какая работа тогда нам предстоит на следующем уроке?

(Планируется работа на следующий урок: научиться определять спряжение глагола)

      Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование УУД.

                                        Использованная литература

  1. ФГОС/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение.2009
  2. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ С.И. Заир-Бек,  И.В. Муштавинская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-223с.
  3. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асламов, Г.В. Бурменская.-М.: Просвещение, 2012. 151с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....

«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Можно ли научиться мыслить более эффективно?  Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Технология критического мышления развивает  познавательные способности и  процессы личности....