Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
учебно-методическое пособие на тему

Палирус Янина Николаевна

 Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование технологии развития критического мышления

 на уроках в начальной школе»

«Если возникшая мысль сразу принимается,

то перед нами не критическое мышление».

Д.Дьюи

Цель: осмыслить возможности использования технологии критического мышления (ТРКМ)  в организации активной и эффективной деятельности

 в учебном процессе.

Методические задачи:

  • познакомить с технологией развития критического мышления;
  • приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ;
  • наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  В  РОССИИ

  • Известна в России с 1997 года
  • Проект института «Открытое общество « под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления»
  • Руководитель проекта Сергей Заир-Бек
  • Проект реализуется более, чем в 16 странах мира

ДУМАТЬ  КРИТИЧЕСКИ  ЭТО:

  • Проявлять любознательность
  • Использовать исследовательские методы
  • Ставить перед собой вопросы
  • Осуществлять планомерный поиск ответов
  • Вскрывать причины и последствия фактов
  • Сомнение в общепринятых истинах
  • Выработка точки зрения и способность отстоять её логическими доводами
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТОГО  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

  • Оценивание
  • Открытость новым идеям
  • Собственное мнение
  • Рефлексия собственных суждений

МЕХАНИЗМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

       

        Три фазы:

  • ВЫЗОВ
  • ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • РЕФЛЕКСИЯ

НА СТАДИИ ВЫЗОВА

  • Активное участие в анализе собственных знаний по заданной теме
  • Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать базой для усвоения новых знаний
  • Определение цели предлагаемой темы

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

  • Контакт с новой информацией или идеями
  • Главная задача: поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданные во время стадии вызова

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

  • Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения
  • Обобщение приобретённых знаний

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЁМЫ  ТКМ 

  • Синквейн
  • Приём «Пометки на полях» (ИНСЕРТ)
  • Кластер

СИНКВЕЙН

   В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.

В чём суть этого методического приёма?

   Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать  учебный материал по какому- либо поводу. Это форма свободного творчества,  но по определённым правилам.

Правила  написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное.

Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных,  раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой  строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово- резюме (синоним), которое  даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Слова:  учитель, лес, почва, природа, пчёлка

«Пометки  на полях» (ИНСЕРТ)

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

    Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией. Он является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста.

    Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или  группах.

    Данный прием   лучше всего подходит  для урока актуализации новых знаний и умений на стадии осмысления содержания , т.к. требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного, активного чтения. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то приём Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста, выделить нужную информацию.

    Необходимо познакомить учеников с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует абзацы или предложения.

В начальной школе для маркировки текста достаточно использование  следующих знаков:

«v» -  знаю

«+» - узнал

«?» - интересуюсь (не понял, есть вопрос)

Завершение работы – устное обсуждение.

Заключение: считаю, Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Начинать лучше с коротких текстов.  Столкнулась с тем, что на первых порах учащимся трудно анализировать текст. Но это не повод отказываться от нового, т.к. это позволяет подготовить учащихся к осмыслению больших текстов. 

Про кошек.

  Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих.

  Всего известно 37 видов кошачьих.

  С кошкой связано много примет. Все знают, что, если  кошка ложится поближе к теплу- быть холодам, пол или стенку скребёт- к непогоде, умывается- жди гостей, ну, а уж если чёрная кошка дорогу перейдёт- неприятностей не миновать.

Кластер

     Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графическая форма организации информации, которая  способствует систематизации и обобщению учебного материала. 

     Кластер оформляется в виде грозди.  В  центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы (слова, словосочетания), касающиеся данной темы; по мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примечание: белым мелом записываем то, что знаем;  всё, что узнаём –  другим мелом.

     В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.

  Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил: 
не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей.

     Прием кластера развивает системное мышление, помогает учащимся свободно и открыто думать по заданной теме, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям по определённой теме, повышает мотивацию учащихся, формирует обстановку сотрудничества,  дарит ощущение творческой свободы.  

     На уроке окружающего мира при изучении темы «Система органов человека» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить кластер.

      В центре будет «Человек» ( это главное в теме), вокруг – системы органов (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, …), причем, каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции (некоторые из них дети уже могут знать), а что-то предположить.

И так «гроздь» разрастается.

Вывод:

      Технология критического мышления развивает  познавательные способности и  процессы личности: память, мышление, внимание, восприятие;  направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве т.е. дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

     В  данной технологии  меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

     Критическое мышление –  комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

      В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом  помогают приемы технологии   критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.

Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добит...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...